В Великую Среду вспоминается предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа за тридцать сребреников.
По этому поводу хочется заглянуть в глубины своего сердца. Часто человек старается думать о себе хорошо, так сказать, средненько-хорошо: «Я, мол, не святой, но и не великий грешник. Ведь я никого не убил и прочее, в таком же стиле».
Но святые отцы иной мысли на этот счет. Каждым своим грехом мы распинаем Христа снова. Каждым грехом мы вбиваем гвозди в Его Пречистые Руки. Каждым грехом мы отлагаемся от Бога, переходим на другую сторону реки, как писал митрополит Антоний Сурожский в труде «Цель и сущность греха».
Вспомним тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе».
Иуда сребролюбием омрачашеся. И потому предает Христа. А чем можем омрачиться мы? Тоже сребролюбием, блудом, чревоугодием, тщеславием да пьянством, другими грехами. Мы можем омрачиться!
И потому в тропаре страшное далее идет предостережение: бежи несытыя души. Мы должны бежать от несытости души, от этого плотского чревоугодия, от жажды насыщения материей: продуктами, вещами, славой, властью и т. д. Потому что именно этой несытостью души человеческой предается Христос.
Мы, дорогие братья и сестры, живем в очень непростое время. Многие десятилетия современный человек живет в эпоху общества потребителей, эпоху комфорта, изнеженности. И в это время так удобно и легко, так соблазнительно, незаметно и сладко возделывать в себе несытость души. Тем более, когда за человека, но в человеке это делают телевизор и реклама.
Что значит несытость души?
Жить, чтобы есть. Жить, чтобы пить. Жить, чтобы ходить по клубам с красивыми девушками. Жить, чтобы стать красивой девушкой. Жить ради славы или власти. Жить без оглядки на Бога. Без того, что Он тебе нужен.
Проблема коронавируса, мне кажется, это проблема кризиса эпохи потребления. Неожиданно общество стало перед проблемой: метро может не ходить, супермаркет не работать. Этот хрупкий мирок, эта иллюзия безопасности под названием «цивилизация», оказалась не мощным и бессмертным титаном, но мыльным пузырем, который очень быстро может лопнуть.
Эпоха потребления. Эпоха гуманизма, которая отвергла во многом Бога, поставила Библию в пыльный музейный шкаф как некое «мертвое», уже «похороненное», «отжившее» явление культуры прошлого наподобие лука и стрел или хатки-мазаночки под очеретом. На первом же месте у эпохи гуманизма – человек! Вот – бог мира. Человек со всей его грязью, успехами, достоинствами и страстями, грехами. Эпоха гуманизма и грех возводит в ранг незыблемого своего принципа. Человек перестал верить в Бога, он верит в цивилизацию как в «бога». Для него не важно, чтобы душа была бессмертной. Для него важно, чтобы холодильник и душ вечно работал. И вечно был интернет.
Но Господь поставил нас перед лицом опасности, беды, указав, что цивилизация не гранит и не железобетон. Цивилизация – это паутинка. Ветер подует, и она разрушится.
Как разрушится?! Человек в панике, ведь цивилизация его «бог». Цивилизация для него стала не просто средством облегчения жизни, но жизнью самой, наркотиком, бьющим в центр удовольствия.
Сейчас из-за эпидемии угар проходит, проходит это несытое опьянение души. Начинается похмелье, начинается трезвение.
Бог же стоит на той стороне реки и наблюдает за Своим непутевым ребенком. Поймет ли тот, что он не один? Обернется ли, чтобы увидеть Отца своего Небесного?
Вспомним притчу о блудном сыне…
Бог готов выбежать к нам навстречу и заключить в Свои объятия. А мы? Мы готовы раскрыть Ему свои объятия? Мы готовы обнять Бога?
Бежи несытыя души… Бежи…
Иерей Андрей Чиженко
По материалам сайта pravlife.org