Уже больше месяца школы в России учатся в дистанционном режиме. О том, как Варницкая гимназия (Ярославская область) перешла на дистанционное обучение, каким обеспечением пользуются преподаватели и ученики, рассказал директор гимназии иерей Дмитрий Диденко.
Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, как Варницкая гимназия перешла на дистанционное обучение, какое обеспечение, какие результаты.
Мы перешли на дистанционное обучение тогда же, когда и все остальные школы России — в конце марта. С 23 марта мы начали вести уроки онлайн, потому что многим требовалось время, чтобы добраться домой — из пансиона все уехали раньше. Для нас ключевым моментом в принятии этого решения стал роспуск семинарий. Мы школа-пансион и не совсем похожи на остальные школы Ярославской области, в которых переходу на дистанционное обучение предшествовал период свободного посещения. Мы немного раньше ушли на удаленное обучение, потом к нам присоединились остальные школы.
Во второй половине марта гимназия опустела. Теперь мы встречаемся с ребятами только в интернете. У нас хорошее материальное обеспечение, и за это мы благодарим нашего благодетеля Виталия Ивановича Даниленко, который создает условия, чтобы наша гимназия работала и ни в чем не нуждалась. Благодаря этому, весь этот «дистант» (так сейчас называют дистанционное обучение) не стал снежной лавиной, которой нас накрыло. Опыта у нас не было, мы как и все знали об инструментах онлайн-обучения понаслышке, но технически никаких проблем не возникло. У нас достаточное количество компьютеров, точек доступа, хорошая скорость интернета. Из 90 человек, обучающихся в пансионе, может быть, только у 1-2 по объективным причинам нет доступа к интернету, так как они живут в сельской местности. С 23 марта все включились в учебный процесс.
Мы, как и большинство школ, используем программу Zoom. Ее плюс в том, что ученикам и родителям не надо регистрироваться. Необходимо установить zoom-клиент на компьютер и ввести в окошко семизначный код, который высылает учитель, после чего происходит подключение к конференции. Регистрируются только учителя. Мы их зарегистрировали, заведя бизнес-аккаунт, и дали возможность быть организаторами конференции.
Но видеоуроков недостаточно. Мы понимаем, что учебный процесс шире, чем общение ученика с учителем, здесь нужны средства контроля знаний и платформы, на которых мы можем выкладывать материалы для изучения. То, что мы можем дать ребенку в классе в руки: будь то распечатки, учебник, видео, проверочные материалы — все это невозможно сделать только с помощью Zoom. Поэтому для начала мы стали пользоваться возможностями социальной сети «Вконтакте», ведь большинство там уже зарегистрировано. Мы создали группы для 10 и 11 классов и обменивались сообщениями. Но и во «ВКонтакте» невозможно провести оценку знаний.
Оказалось, что существует множество средств, которыми почти никто раньше не пользовался, потому что не было необходимости в их применении. Когда я начал знакомиться с этими средствами, то выяснилось, что большинство из них не выдержали проверку серьезной нагрузкой — многие серверы «упали». Нам с коллегами очень нравится Google Класс, это один их самых эффективных инструментов для школ.
В Google Класс все достаточно просто: ученики заводят Google-аккаунт, учителям мы создали аккаунты в рамках сервиса G-Suite, доступ к которому можно бесплатно оформить для почти любой образовательной организации. Учитель создает свой курс: «Основы православной культуры», «Русский язык», «Литература» и т.д. У каждого курса есть свой код, который учитель сообщает ученикам. По этому коду учащиеся попадают в пространство, где можно обмениваться сообщениями, публиковать материалы для изучения – это может быть как текстовый файл, так и ссылки на видеоуроки. Самое главное, там есть хорошие возможности для тестирования — через Google Forms можно создавать тесты с вариантами ответов, с помощью Google Documents можно создавать отдельное задание для каждого ученика, традиционные задания по вариантам или работу для всех учащихся вместе. Например, я преподаю древние языки – древнегреческий и латинский. Если мне нужно получить письменный перевод от ученика, то я создаю документ, в него помещаю предложение для перевода, и дальше каждый ученик получает копию своего задания, выполняет его, сдает и получает обратно после моей проверки с моими комментариями и оценкой. Все в одном месте.
Google предоставляет хорошие возможности для оценивания: возможна как автоматическая оценка через Google Forms, так и ручная проверка. Очень удобно комментировать: все, что мы обычно пишем красной ручкой, в Google Documents выполняется в примечаниях, которые пишет учитель и видит ученик. Потом все оценки систематизируются, шкала оценивания может быть как пятибалльной, так и стобалльной. Наши потребности в дистанционном обучении полностью покрывают названные мной инструменты – это Zoom, Google Класс, социальная сеть Вконтакте, от которой мы не отказываемся, потому что там удобно сообщать срочную информацию. Нужно отметить, что мы предоставили учителям полную свободу в выборе инструментов онлайн-обучения, мы находимся в творческом поиске и обмениваемся друг с другом опытом.
У Zoom есть альтернатива. Я знаю, что у Zoom обнаружились уязвимости: сторонние пользователи и хакеры легко могут получить доступ к чужим конференциям. Есть альтернатива в рамках Google Класс — сервис Google Meet, премиум-доступ к которому открыт бесплатно всем пользователям до июня. Там есть сложности из-за регистрации и разрешения для подключения, но это мелочи.
Наша гимназия — это в первую очередь пансион для 10-11 класса, юноши со всей России, которые здесь учатся и живут, наша основная забота. Есть также и школа для местных, наша неотъемлемая часть, которую мы называем младшей гимназией, в ней учатся девочки и мальчики с 1 по 9 класс. У них тоже дистанционное обучение при помощи тех же средств. Но с младшей гимназией все немного сложнее: чем младше возраст, тем труднее рассчитывать на то, что дети сами разберутся со всей этой цифровой историей. Мы больше используем асинхронное обучение, нежели синхронное. Синхронное обучение — это когда упор делается на видеоконференции, на связь с учеником, на реальные уроки в реальном времени. Асинхронное – это когда ученик получает задание, выполняет, сдает учителю, получает от него ответ и комментарий. Я знаю, что большинство школ Ярославской области идут по второму пути, потому что у местного населения есть трудности с доступом к Интернету из-за низкой цифровой грамотности. К тому же мотивация к образованию у младших школьников гораздо ниже, потому что они не вполне осознают собственную ответственность за качество образования, а родители, к сожалению, не всегда готовы их в этом поддерживать- у них свои проблемы, связанные с работой, карантином. Поэтому нередко получается, что ребенок предоставлен сам себе.
После того, как в стране объявили об уходе школ на самоизоляцию, какие меры приняла Варницкая гимназия, чтобы продолжать учебный процесс?
Технически было понятно, как все организовать, но много времени ушло на то, чтобы в личном контакте с детьми до и после их отъезда донести мысль, что теперь все изменится. Раньше ребенок приходил на все готовое фактически в качестве клиента, а учитель являлся человеком, который оказывает услуги. Ребенок часто не чувствовал свою ответственность, ее чувствовали учителя и родители. Эта ситуация изменилась во время дистанционного обучения — учителям сложнее контролировать учащихся. Нынешняя ситуация перевернула систему «с головы на ноги», в правильное положение. Ученик уже не приходит и, сложа руки, не ждет, что его будут кормить знаниями, а является активным и ответственным участником учебного процесса.
Чем качественно отличается дистанционное обучение от очного учебного процесса?
Здесь мы будем говорить об очевидных и менее очевидных вещах. Об очевидных: можно сказать, что нет визуального личного контакта, общения в одном помещении. Визуальный контакт, может быть, и есть, но присутствия в одном пространстве нет – теряется возможность поговорить с учеником с глазу на глаз, учитель никогда не знает, присутствует ли ученик на самом деле на его уроке. Несомненно, вредит образовательному процессу то, что все разобщены, находятся дома. С одной стороны может показаться, что хорошо учиться дома, у себя в комнате, но это хорошо в первый, второй день, а потом обязательно надоедает. Учителю гораздо тяжелее, потому что приходится намного дольше готовиться к дистанционному уроку, чем к обычному. По этим причинам качество дистанционного обучения заведомо ниже, чем очного.
Мы считаем, что дистанционный учебный процесс никогда не сможет заменить очный. Многие родители, особенно в младшей гимназии, говорят, что дистанционное обучение вредит. Я согласен. Но мы исходим не из того, что у нас есть выбор между дистанционным и очным обучением. Такого выбора у нас нет. Мы исходим из того, что у нас есть выбор либо не учиться вовсе, либо учиться так. Лучше учиться так, иначе это нанесет тяжелейший удар по труду учителя, который трудится каждый день и готовится целый год. Мы знаем, что целые страны отказываются от дистанционного обучения, например, Казахстан, Украина. Они говорят, что им не хватает интернета. Нам хватает, поэтому надо быть благодарными Богу за это.
Теперь менее очевидные вещи. Я бы хотел, как ни странно, здесь сказать о плюсах. Плюсы для учителя в том, что мы освоили новые инструменты, которые сможем использовать дальше. Экстремальная ситуация, дай Бог, скоро закончится, и мы будем учиться дальше, ребята вернутся, придут новые. Но все эти знания с нами останутся. Можно представить ситуацию: ребенок уезжает домой на длительное лечение и обычно выпадает из учебного процесса. Теперь мы знаем, как его подключить. Учитель, проводя урок, может спокойно поставить ноутбук на стол и подключить ребенка через Zoom. Три недели назад, когда я говорил учителям про Zoom, у них была паника в глазах. Сейчас уже нет.
Потом — электронное тестирование. С одной стороны, к нему сложно готовиться, но с другой стороны, это помогает, когда нужно провести масштабную контрольную. Готовишь, сажаешь учеников в компьютерный класс, там за 25 минут они выполняют задание, и без всяких бумажек можно легко проверить. И детям легче писать, и тебе легче проверять.
Эта ситуация воспитывает в учениках ответственность. Наши одиннадцатиклассники придут в семинарии или другие вузы с осознанием, что это их выбор. Все, что они знают, — это результат их труда, и в будущем от них зависит качество и уровень их образования, а не от учителей, которые за ними бегают и заставляют. Учителя тоже определенным образом повысят уровень своей цифровой грамотности. Они будут знать, какие есть образовательные ресурсы, где и какой материал можно посмотреть. Ученики научатся, что самое главное, ценить то, что у нас есть. Мы все говорим о том, что мы ценим, то что потеряли. А потеряли мы возможность личностного, теплого, «лампового» общения. Когда мы его обретем вновь, я надеюсь, мы будем больше ценить личностный контакт с учителем.
Насколько техническое обеспечение удобно, что бы хотелось изменить?
Хотелось бы, чтобы родители больше участвовали в учебном процессе. Не хочу осуждать родителей, но все-таки в России в целом отношение родителей к школе неправильное. Это не вина родителей: исторически сложилось так, что школу воспринимают только с позиции клиента, то есть родитель – клиент, школа предоставляет услуги. И это все пагубно сказывается на качестве образования учеников. Сейчас, во время дистанционного обучения, я опубликовал краткое воззвание к родителям: больше внимания уделять успеваемости учеников, не с целью контроля и палочного метода, а чтобы ребенок не чувствовал себя предоставленным самому себе. Ребенок может быть два метра ростом и уже бриться, но он остается все еще ребенком, и ему тяжело, когда на него падает вся ответственность. На учителе она и так всегда висит, но сейчас она еще падает и на ребенка. Он один дома, где куча соблазнов. Вот он сидит в Zoom, а кто ему мешает свернуть его и открыть вторым окном что-нибудь: онлайн игру без звука запустить, сидеть в социальной сети, с кем-то переписываться или вообще выключить камеру и уйти в другую комнату? Поэтому нужен любящий и заботливый контроль со стороны родителей. Родителям я очень советую и прошу интересоваться оценками, не с целью ругать ребенка, а чтобы он понимал, что это не одному ему и учителю надо. Пора уйти от перебрасывания ответственности за образование ребенка между родителями и школой, как горячей картошки. Дети чаще всего не воспринимают учителя как своего, учитель по другую сторону баррикад, а родитель – мама или папа — свой человек. Если родителям это надо, если они обращают внимание на ребенка каждый день, спрашивают, что сегодня было, чем занимались – не с целью, как многие, писать воззвания в Интернете с возмущениями — это еще более ухудшает и без того тяжелое положение учителя, а с целью живого участия, поддержки и разделения ответственности, то это окажет огромный положительный эффект на качество образования. Хотелось бы с радостью отметить, что большинство родителей в нашей гимназии представляют положительный пример.
Еще по поводу технического оснащения надо отметить, что у нас, как и у большинства российских школ, есть электронный дневник, поэтому у нас нет проблем с заполнением журнала. Все заполняем в Интернете, учитель это может делать из дома, а ученик и родители могут посмотреть домашнее задание и оценки.
Как Вы считаете, насколько важен в учебном процессе личный контакт с преподавателем?
Это ключевой момент, потому что современные технические средства позволяют полностью уйти в «дистант». Для высших учебных заведений, возможно, это и хорошо, но для школы это неприемлемо: живое общение с преподавателем критически важно. Именно его мы сейчас лишены, точнее оно у нас есть, но очень опосредованное. Я убежден, что на данном этапе ограниченное, но все же личное общение необходимо, поэтому даже в существующей обстановке какую-то часть уроков нужно вести в формате видеоконференций, то есть вводить синхронное обучение. На одних заданиях не выедешь, это только усложняет всем жизнь.
Эффективность обучения возросла или упала?
Лично мне кажется, что эффективность не упала. Не знаю, насколько этого хватит, но в этих условиях я чувствую, что ребята осознают ответственность, и мы хорошо работаем. Надеюсь, что также будет и дальше. Но, повторюсь, чем раньше мы вернемся к очному обучению, тем лучше.
Сложность для нашей гимназии заключается в том, что мы летом проводим вступительные экзамены по всей России для желающих поступить в пансион в 10 класс. Обучение у нас бесплатное, мы обычно предоставляем возможность всем желающим приехать, жить здесь и сдавать экзамены. Но сейчас непонятно, сможем ли мы провести вступительные экзамены в очном формате. Очень надеюсь, что сможем. Они запланированы на июль, но мы не сможем их начать раньше, чем выпустим одиннадцатиклассников. Есть большая вероятность, что мы проведем вступительные экзамен очно, но позже 1 июля. Но набор в обычном объеме обязательно состоится.
Подготовил Александр Черепенин
По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru