Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, – о смысле жизни.
Дорогие братья и сестры, для чего мы живем? Часто об этом совсем не думают, а время проходит за ежедневными рутинными делами – и вот так день прошел, неделя, месяц, год, вся жизнь прошла.
К большому сожалению, большинство людей не видят самой главной цели своей жизни, а потому, даже достигая успехов в карьере, чувствуют себя несчастными и впадают в очень опасное состояние духовного и физического расслабления. В таком состоянии человеку уже ничего не хочется, он ни к чему не стремится, а чтобы разогнать скуку, все чаще употребляет спиртное или наркотики и в конце концов погибает и духовно, и физически.
Сегодня мы слышали Евангелие о расслабленном, которого принесли, наверное, его друзья. Христос, видя их веру, сейчас же исцеляет немощного, при этом Он говорит: «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои!» (МФ.9:1-8).
Этим самым Спаситель указывает, что главная причина расслабления – грех. Это слово в греческом языке буквально означает «промах, выстрел мимо цели». Когда человек не видит цели в жизни, то совершает промах за промахом, впадает во множество грехов.
Какова же главная цель жизни человека? О ней напоминает святой, память которого мы ныне также чтим, – преподобный Серафим Саровский. В беседе со своим первым биографом Николаем Мотовиловым Святой рассказал, как он искал цель жизни. С этим вопросом он обращался к епископам, архимандритам, простым священникам. Все по-разному давали ответ. Одни говорили, что цель жизни христианина в молитве, то есть в беседе с Богом; другие видели цель в добрых делах; кто-то – в материальном и духовном благополучии. Однако Святого эти ответы никак не удовлетворяли, хотя все вроде и говорили правильно. Пока кто-то ему не сказал, что главная цель жизни христианина – это стяжание благодати Святого Духа.
Преподобный решил реально показать это собеседнику. На улице, где велся разговор, было холодно, налетал снег. И вот Мотовилов начал чувствовать тепло, но оно не было таким, как от солнца или от костра. Оно было нетварной, неописанной природы. Преподобный Серафим заметил, что именно в стяжании этого тепла благодати Святого Духа и заключается цель жизни христианина.
Подобно тому как купец пытается продать или купить товар с выгодой, так и христианин должен заботиться не просто о молитве, посте, добрых поступках, а пытаться из этого получить наибольшую прибыль в виде благодати Божьей.
Когда мы, например, молимся, но при этом кичимся этим или читаем молитву скороговоркой, рассеянно, то получим ли благодать? Конечно, нет. Напротив, мы можем вызвать на себя гнев Божий. Если мы поступаем с надеждой, что за это нас похвалят и мы получим какую-то материальную прибыль, то снизойдет ли на нас благодать? Скорее всего, нет, потому что и молитвы, и милостыни надо совершать тайно, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Однако, когда мы молимся не по-фарисейски, осуждая других людей, а со смирением, чувствуя свою греховность и недостоинство перед Богом, тогда мы получаем благодать. Когда мы делаем добрые дела так, чтобы об этом никогда никто не узнал, тогда мы получаем сугубую благодать. Когда мы терпим предвзятость по отношению к себе, получаем еще большую благодать. Когда не боимся выступить в защиту человека, которого несправедливо хотят наказать, тогда мы получаем наибольшую благодать, ибо, как сказано в Евангелии, нет больше той любви, если кто душу свою, жизнь положит за друзей своих (Иоан.15:13).
Однако, чтобы исцелиться от расслабления и получить дар благодати, собственных сил недостаточно. Господь исцеляет больного за веру тех, кто к Нему его принес. Таким образом, от окружения очень многое зависит. Бывает, что одного недоброго взгляда достаточно, чтобы человек опустил руки и впал в скуку и расслабление, а бывает, одно доброе слово может исцелить и вдохновить на жизнь человека, который, казалось, в нравственном отношении уже достиг самого дна.
Итак, будем стараться добрым словом и делом, избегая при этом тщеславия, поддерживать друг друга. И всегда помним, что главная цель нашей жизни – стяжание благодати Святого Духа.
В древности люди, чтобы не выпускать из поля зрения этой цели, в комнате на виду размещали святые иконы, а храмы строили так, чтобы их было отовсюду видно, и все дороги вели прежде всего к ним. Потому что понимали, что дорога, которая не ведет к храму, ведет в никуда. Аминь.
По материалам сайта pravlife.org