Воронеж, 15-17 сентября 2015 г.
Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства!
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Приветствую всех участников образовательных чтений Центрального федерального округа и с радостью передаю вам благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Пользуясь случаем, хотел бы также выразить сердечную признательность организаторам чтений – Воронежской митрополии и светским властям региона – за гостеприимство и высокий уровень организации и проведения данного значимого образовательного мероприятия.
Центральный федеральный округ занимает по площади менее четырех процентов территории России, однако здесь сосредоточено более четверти всего населения страны. В абсолютном большинстве это люди, исповедующие православие. Они проживают в городах с многовековой историей и богатыми духовными и культурными традициями, в основе которых – христианская вера и христианские нравственные ценности. Всё это, безусловно, не может не влиять и на особенности развития православного образования в центральных регионах нашей страны.
Свое сообщение начну с небольшой, но очень показательной статистики. По результатам анкетирования родителей учащихся 4-х классов в Центральном федеральном округе, 67% респондентов выбрало для своих детей в рамках курса ОРКСЭ предмет «Основы православной культуры», и замечательно, что это число с каждым годом только растет. Во многом этот показатель связан с непосредственным попечением глав митрополий и епархий о развитии ОПК, деятельности координационных советов, в работе которых участвуют представители регионального управления образованием, общественность, педагоги. Особо здесь отмечу деятельность активно работающего уже несколько лет Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Воронежской области.
Вместе с тем не будем забывать о том, что важна не погоня за процентами, но качественный результат самой работы, преподавания предмета. С радостью хотел бы отметить многообразие форм и методов изучения православной культуры вне рамок ОРКСЭ, которое существует в регионах округа в том числе и благодаря доброй поддержке светских властей и органов управления образования. Это и факультативы, и экскурсии, и паломнические поездки, возможность осуществления настоящих «десантов» по православной культуре, которые проводят, в частности, Тамбовская, Воронежская, Белгородская и Липецкая митрополии в школах области, и многое другое. Замечательно, что повышаются и качество преподавания самого предмета, и моральная мотивация педагогов, стремящихся не только к постоянному самообразованию в этой области, но и к глубокой внутренней работе над собой и нравственному совершенствованию. Чрезвычайно важно, чтобы изучение православной культуры было интересным для ребёнка, помогало ему встретиться с живой религиозной традицией, а не превращалось в череду историй «о делах давно минувших дней» и рассказов о «милых» народных обычаях. Хотел бы особо подчеркнуть, что от качества преподавания Основ православной культуры напрямую зависит заинтересованность детей и их родителей в его дальнейшем изучении, а также поступательное расширение курса ОРКСЭ по годам и ступеням общеобразовательной школы.
Это очень важный вопрос, т.к. 34 часа и только в 4-м классе противоречит не только педагогике как науке, ее принципам последовательности и непрерывности, но и здравому смыслу и исторической правде
Затронутый мною вопрос о качестве преподавания ОПК в школе по важности своей в равной степени касается и качества православного образования в целом. С помощью Божией на этом поприще также удалось достичь определённых успехов. Сегодня большинство православных образовательных организаций являются одновременно и региональными центрами духовно-нравственного образования и воспитания, гармонично сочетая в своей деятельности не только просветительское, но и миссионерское и социальное служения.
Особо хотел бы отметить в связи с этим деятельность следующих православных образовательных организаций Центрального федерального округа:
- Православной гимназии города Смоленска;
- Православной школы г. Тутаева Ярославской области;
- Православной классической гимназии во имя преп. Варлаама Серпуховского в Серпухове;
- Воронежской православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского – одно из первых православных образовательных учреждений с многолетней традицией и большим педагогическим опытом;
- Тверской епархиальной средней общеобразовательной школы во имя святителя Тихона Задонского;
- Центра образования «Знак» города Москвы;
- Центра непрерывного православного образования имени преп. Серафима Саровского города Москвы.
О повышении уровня профессионализма педагогов Центрального федерального округа убедительно свидетельствуют призовые места во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» 2014 года, а также высокий уровень работ, заявленных на конкурс 2015 года.
Хотел бы выразить сердечную благодарность епархиальным Преосвященным, со вниманием и отеческой заботой относящимся к вопросам развития православного образования.
В настоящее время во всех российских регионах активно ведётся и работа инновационных площадок по реализации Стандарта православного компонента общего образования. На территории ЦФО таких площадок – 5. Сразу две инновационные площадки действуют на территории Смоленской митрополии. Кроме того, регулярно проводятся такие значимые межрегиональные мероприятия, как культурно-образовательная олимпиада школьников «Свеча России», число участников которой растет с каждым годом. Практически во всех митрополиях Центрального федерального округа ежегодно проходят практические семинары, посвященные актуальным вопросам дошкольного образования. Многие из них стали традиционными в Тамбове, Смоленске, Белгороде. В нынешнем году Воронежская митрополия провела XIII-й областной краеведческий конкурс «Край Воронежский Православный» и VII Педагогические чтения.
Основная просветительная работа с детьми сосредоточена, главным образом, в воскресных школах. Так сложилось, что бóльшая часть воскресных школ на территории епархий в составе ЦФО относится к типу воскресных групп. Только в Московской и Тамбовской епархиях достаточно высок процент воскресных школ, располагающихся в отдельных зданиях, а не в приспособленных помещениях. Хотел бы отметить успешность и эффективность выстроенной епархиальными ОРОиК названных епархий системы работы в этой области. В первую очередь, это стало возможным благодаря регулярному проведению обучающих и методических семинаров для директоров и педагогов воскресных школ.
Несколько слов хотел бы сказать и по поводу государственного лицензирования деятельности воскресных школ. Как вы знаете, после получения лицензии на право ведения образовательной деятельности воскресная школа обретает совершенно иной статус: становится образовательной организацией. Данный статус налагает и соответствующие обязательства: в частности, требует соблюдения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также санитарных правил и норм.
Однако необходимо помнить о том, что воскресная школа не должна превращаться в конечном итоге в традиционную общеобразовательную школу. Да и не каждая воскресная школа должна становиться организацией дополнительного образования, но было бы правильно, на мой взгляд, если бы в каждой из епархий – а на территории ЦФО в настоящее время их 42 – такой образовательный центр все-таки действовал. Что касается его бюджетного финансирования, то этот вопрос по-прежнему остаётся на усмотрение местных властей. Пользуясь случаем, обращаюсь к присутствующим здесь представителям государственной власти с просьбой оказать содействие епархиям в организации подобных центров, в том числе и финансовое.
Кратко коснусь вопроса, связанного с реализацией принятого Стандарта учебно-воспитательной деятельности. Знаю, что епархиальные ОРОиК делали всё возможное, чтобы создать условия для планомерного перехода всех воскресных школ на Стандарт. Но с учётом имевших место затруднений в процессе реализации Стандарта и «повышенного» интереса лицензирующих органов к просветительской деятельности приходов было решено внести определённые изменения в Стандарт учебно-воспитательной деятельности и Положение о деятельности воскресных школ. Коррективы призваны облегчить реализацию Стандарта на местах. Специалисты Синодального ОРОиК сейчас дорабатывают оба документа, и в ближайшее время они в новой редакции будут представлены на рассмотрение Священноначалия.
Теперь об оглашении перед таинством Крещения и катехизации. Требования к оглашению в большинстве епархий соответствуют минимальным требованиям, определяемым документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В некоторых случаях две беседы признаются периодом оглашения. В некоторых проводится только одна огласительная беседа или покаянно-исповедальная беседа. Не является исключением, когда таковых бесед не осуществляется вовсе. Нам требуется помнить о исключительной значимости огласительных бесед для развития церковной миссии и развития приходской жизни, что те, кто категорически не желает проходить подготовку к таинству Крещения – крещаемые, родители, восприемники, скорее всего, весьма далеки от принятия Христа в свою жизнь.
Напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла по этому вопросу на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 года: «Важно, чтобы проводились, в соответствии с решением Священного Синода и моим прошлогодним пожеланием две полноценные, вдумчивые встречи-беседы и оглашение, которое не сводилось бы к каким-то общим словам, сказанным почти на ходу или даже в лучшем, но тем не менее неудовлетворительном случае к хорошей проповеди, сказанной перед началом Таинства. … В ходе бесед люди должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова о важности исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. О том, что приход — это община, и, крестясь, они входят в эту общину и вводят в нее своего младенца. И если беседы построены правильно, интересно и убедительно, многие из тех, кто проходят оглашение, захотят большего непременно: они захотят приходить в храм…».
Хотел бы также обратить ваше внимание на необходимость более активного и тесного взаимодействия епархий с Синодальным ОРОиК. Это касается, в частности, и участия в различных анкетированиях, проводимых Синодальным отделом. Не следует воспринимать анкетирования как вид ненужной бюрократии. Такие опросы позволяют нам, в частности, провести серьёзный анализ общецерковной ситуации. Поэтому ещё раз призываю всех вас не дистанцироваться от этой важной общецерковной работы, а наоборот – активнее включаться в нее.
На последних заседаниях Высшего Церковного Совета обсуждалась необходимость организации регулярных мероприятий повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов по всем направлениям церковной деятельности.
В связи с этим на предстоящих 25-27 января 2016 года Международных Рождественских образовательных чтениях традиционная встреча СОРОиК с руководителями епархиальных отделов образования пройдёт в формате семинара-презентации положения и программы «повышения квалификационного уровня».
Подобные семинары будут организованы и для руководителей епархиальных отделов по всем направлениям деятельности Церкви, что станет логическим развитием этого значимого форума, как практически направленного на обучение и обмен имеющимся опытом.
И при формировании епархиальных делегаций на Международный этап Чтений прежде всего требуется ориентироваться на этот принцип.
В заключение своего доклада хотел бы отметить, что у епархий Центрального федерального округа, безусловно, есть все возможности и немалый потенциал для реализации поставленных священноначалием задач. Здесь множество вузов, талантливая и активная молодёжь, совсем рядом – синодальные структуры, готовые оказать любую помощь, но самое важное то, что я вижу в ваших глазах: любовь к своему делу, детям и нашему Отечеству. Настоящие Чтения – это прекрасная возможность для сопряжения наших общих усилий.
Сердечно благодарю всех вас за внимание.
Желаю неоскудевающей помощи Божией в ваших ответственных трудах.
И позвольте перейти к приятной и ответственной части моего пребывания. Сегодня хочу вручить грамоты Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви представителям за плодотворные труды на ниве православного образования и духовно-нравственного просвещения.
Православное образование. Православный взгляд на образование и воспитание