Фестиваль «Дни православной культуры» в Республике Беларусь в этом году расширил свои границы. 28 октября в Доме книги имени В. Короткевича в городе Рогачеве Гомельской области состоялась презентация книги «Благодатию Божией утвержденный», автором которой является художественный руководитель проекта, член Союза писателей Беларуси Тамара Григорьевна Левишко. Книга посвящена истории храма Архангела Михаила в родной деревне автора — Тихиничи, а также непростой судьбе ее родных и односельчан. Был также представлен фильм, снятый по второй части этой книги «Цветы в прошлое» программой «Iснасць» (сущность) Белтелерадиокомпании. В основу фильма легло повествование о судьбе жителей Рогачевского района, пострадавших за веру Христову в 30-х, 40-х годах XX века. Тон встрече задали священнослужители: благочинный Рогачевского благочиния, настоятель храма св. Александра Невского, протоиерей Алексий Смотрицкий и настоятель Тихиничского Свято-Михайловского храма протоиерей Николай Степанов.
Завершилась программа концертом, в котором приняли участие поэты Елена Михаленко, Елизавета Полеес, Татьяна Дашкевич. Музыкальные номера прозвучали в исполнении народного академического украинского хора «Крыница», лауреата международного конкурса «Славянский базар» Анны Ткачёвой, камерного хора «Классика», семейного дуэта Евгения и Елены Пименовых. Стоит отметить большой интерес жителей Рогачева и окрестностей — зал был полон, и глубокие эмоции, которые вызвал разговор на сложную тему посредством искусства.
После концерта его участники смогли проехать по памятным местам Рогачевщины, описанным в книге Тамары Левишко. Их история, в которой переплелись драмы XX столетия, заслуживает внимания.
Храм в Тихиничах появился в 1792 году, сначала деревянный униатский. Положение православных на Рогачевщине в то время было плачевным. В 1844 году приход вслед за настоятелем, священником Онуфрием Голынцом, перешел в Православие. При о. Онуфрии храм был перестроен, однако приход был беден и здание быстро обветшало.
Каменный храм во имя святого Архангела Михаила был построен в 1864 г. В 1931 г. постановлением советских властей он был закрыт и превращен в складское помещение, а в 1943 г. взорван немецкими захватчиками.
Новейшая история начинается с 1997 г. Храм святого Архангела Михаила восстановлен на средства уроженца с. Тихиничи, писателя, профессора Михаила Михайловича Рассолова, жителя г. Москвы. (Умер в 2013 г., погребен около церкви). Средства на внутреннее убранство и утварь собирали прихожане. В 2004 г. в храм вернулся образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанный в конце 18 века — единственный уцелевший из прежнего храма. Его принес местный житель Михаил Касьянов, родственники которого уберегли икону в годы гонений.
Не менее трагичной, чем история храма, стала в прошлом веке судьба его прихожан. Дед Тамары Григорьевны, Михаил Тимофеевич Харевич родился в 1902 году и жил в деревне Фалевичи. С 1928 по 1931 год работал председателем сельсовета в деревне Крушиновка. Должность была незавидная — крестьяне массово саботировали распоряжения советской власти по сдаче хлеба и льна, вывозу леса, а Харевич не заставлял людей отдавать последнее. Он и его семья: жена Евдокия Егоровна, дочери Ольга и Мария и сын Григорий — были верующими. Когда местные власти взорвали церковь в Тихиничах, Михаил Тимофеевич, а также жители Фалевичей Александра Агеевна Сущевская и Андрей Иванович Храменков организовали домашнюю церковь — в 1936 году. Они находили иконы, богослужебные книги, переписывали псалмы. Собирались два раза в месяц в доме Петра Григорьевича Храменкова: проводили, как могли, службы, читали Евангелие. Псалмы очень красиво пела 12-летняя Ольга. Старожилы говорят, в церкви даже укрывали одно время епископа, который вел службы. Активно участвовали во всем Петр Григорьевич Храменков, Устин Назарович Королев, Павел Степанович Шутов, Иларион Андреевич Сущевский. По рассказам свидетелей, сначала собиралось немного людей, а затем стали приходить почти все жители деревень Фалевичи и Волоки. А Фалевичи до войны имели 120 дворов и проживало там 593 человека.
Люди отказывались идти в колхозы, а при переписи указали, что верующие. 14 февраля 1937 года крестьян арестовали на очередном богослужении. Назавтра произвели у всех обыски. В вину поставили организацию религиозных собраний, антисоветскую и контрреволюционную агитацию против мероприятий советской власти. Спецколлегия их осудила по статье 103 УК БССР. А.А. Сущевская, М.Т. Харевич, А.И. Храменков как главные организаторы религиозных собраний были приговорены к 5 годам лишения свободы с поражением в правах, П.Г. Храменков, У.Н. Королев, П.С. Шутов, И.А. Сущевский — к 3 годам лишения свободы. В те голодные времена их семьи остались без кормильцев.
10 января 1992 года другая комиссия признала их невиновными. Однако статья 103 не подлежит реабилитации… Храменковы Андрей Иванович и Петр Григорьевич, Устин Назарович Королев не вернулись домой — погибли в Сибири.
С помощью старожилов удалось установить, где была домовая церковь, на ее месте установлен поклонный крест. Рассказали люди и о том, кто написал донос на верующих. Тот человек, нелюбимый односельчанами, жил долго, но умирал очень тяжело.
А Михаил Харевич в лагере встретил войну, попал на фронт, скорее всего в штрафбат. Милостью Божией уцелел и вернулся после войны в родные Хоревичи. Но возвращение оказалось нерадостным: на месте деревни пепелище, почти все близкие погибли… Раны заживали долго. Дожил Михаил Тимофеевич до 1951 года.
Другая трагическая и во многом неизвестная страница истории Фалевичей датирована 13 октября 1943 года. Тогда немцы и полицаи сожгли все 120 крестьянских дворов, в огне и под пулями карателей погибли 144 жителя (по книге «Память»), а по партизанскому рукописному журналу «Комсомол Рогачевщины» — 218 жителей деревни. В годы Великой Отечественной войны в Рогачевском районе немцы и их пособники уничтожили 9 деревень вместе с их жителями. Две из них — Фалевичи и Возрождение — увековечены в мемориальном комплексе «Хатынь».
Рассказывает Тамара Левишко:
— Мой отец, Григорий Михайлович Харевич, родился в Фалевичах 8 ноября 1930 года. Он был в одном из тех домов-амбаров, куда согнали людей. Во время поджога началась паника и давка, и папа оказался возле окна вместе со своей матерью Евдокией Егоровной и сестрами — Ольгой 18 лет, Марией 15 лет и Феней 5 лет. Когда все заполыхало, у молодого немца, стоявшего напротив окна, задрожали руки — наверное, первый раз жег деревню, и он отошел за угол к другому охраннику прикурить. Люди разбили стекло, стали выпрыгивать из окна. Успели выскочить несколько человек: отец, ему было 13 лет, со своей семьей, Игнат Храменков, дед Степан и еще один человек. Бежали и другие, но тех немцы застрелили…
Папа прислонился к дереву, и пули пролетели возле самой его головы. Спрятались крестьяне в погребе дома Игната Храменкова в Фалевичах. Папа уговаривал свою мать с сестрами бежать дальше в лес, но те не согласились. Он ушел один, поэтому и остался жив. Немцы прочесывали лес. Отец спрятался под кучу хвороста, и солдаты прошли сверху. Хорошо, что искали в тот раз без собак. А то нашли б, конечно. Некоторые, убежавшие из других домов, прятались в оврагах. Кого из них обнаруживали — сразу убивали или отправляли в лагерь «Озаричи». После немцы и местные полицаи отправились грабить пустые Фалевичи, открыли тот злополучный погреб, увидели людей и забросали гранатами…
Прежде чем попасть к партизанам, отец блуждал по лесу около месяца: спал на деревьях, ел ветки. Зачислили его в 21-ю отдельную трофейную бригаду воспитанником. Он был тогда маленького роста, и чтобы сесть на лошадь, ему подставляли скамейку. Тем не менее научили управлять автомобилем, и мальчишка стал шофером у самого командира бригады. Не один раз приходилось ему выводить автомобиль из-под бомбежки. Отец дошел до Берлина, мобилизовался в 1946 году. Получил медаль «За Победу над Германией». Закончил БПИ, работал инженером-электриком. Жил в Минске. Умер в 1977 году.