Духовные стихи – память народная

В библиотеке Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии хранятся старые общие тетради – «стиховники», на страницах которых от руки записаны псальмы. Читаешь их и начитаться не можешь! Такая благодать исходит от каждой строчки! Тетради эти доверила нам Тамара Душко, дочь певчей из Чаусской церкви. Её бабушка, а потом и мама скрупулезно собирали и переписывали духовные стихи. Зная о богоугодном труде, другие верующие также передавали им свои рукописные тетради. На нескольких из них указана фамилия «Устинова» и дата 3. XII. 1958г. Так происходила передача духовных традиций от поколения к поколению, естественным путем, через воспитание в семье, через участие каждого её члена в общественно-значимых событиях.

Тина Георгиевская в статье «Русские духовные стихи, исполнительство и бытование», написанной в качестве вступления к академическому сборнику русских духовных стихов, выпущенному в Венгрии, отмечает, что наиболее вероятным временем установления фольклорных духовных стихов как жанра является XIII-XIV вв., время преподобного Сергия Радонежского, время русского исихазма; время татарского ига, но также и время наибольшего духовного подъема народа, воцерковленности всей жизни, культуры и быта. Новый импульс и новое направление народное духовное творчество получило после церковного раскола в 50-70 годы XVII в.

Создателями и первыми исполнителями эпических духовных стихов были профессиональные бродячие певцы, калики. На окраине Могилева – д. Полыковичи – находится Полыковичская криница, известная с XVI века. В начале XIX века хозяин имения граф Римский-Корсаков построил возле криницы часовню во имя Святой Параскевы Пятницы. Сюда, в 8-10-ю пятницу после православной Пасхи, когда воде источника приписывались особые целебные свойства, съезжались тысячи людей из Могилева, ближних и дальних окрестностей. Здесь устраивали массовые крестные ходы и молебны. Эти дни назывались Полыковичскими пятницами. Считается, что после 1866 года в Полыковичскую церковь — часовню Святой Параскевы — была перенесена частица мощей святой великомученицы Параскевы, привезенная из Афона. Так вот, старожилы утверждают, что приходили на криницу и слепцы с мальчиком–поводырем и исполняли свои стихи у церковных стен среди собравшегося на богомолье народа.

По стихам Я. Купалы, Я. Коласа мы представляем себе калик, играющих на гуслях. Лирники были профессиональными музыкантами, имеющие цеховой устав, свой профессиональный жаргон, свою «школу». Лирники принимали к себе способных слепых мальчиков, которые ходили вместе с ними несколько лет, пока не овладевали приемами мастерства. Лирник признавался мастером тогда, когда осваивал весь известный репертуар, все профессиональные приемы. Через пять-шесть лет обучения на собрании артели он «держал экзамен» и кроме известного репертуара должен был распеть, сымпровизировать свой собственный стих на предложенную ему тему. Как слепые лирники запоминали и хранили в памяти такое огромное количество поэтического и музыкального материала! Калики и лирники путешествовали по святым местам, путь их пролегал от монастыря к монастырю. Они пользовались в народе огромным уважением и любовью, и считалось честью принять у себя в доме лирника, Божьего человека.

Может, поэтому так приветливы к незнакомым людям в наших белорусских деревнях, несмотря на предупреждения о всякого рода мошенниках? После каждой краеведческой экспедиции заведующая нашим церковно-археологическим кабинетом Гришанова Л.Ф., православный краевед Поздняков Л.П. рассказывают, что в каждой хате их стараются покормить, дать в дорогу «гостинец». Наши бабушки, пережившие голод, войны, десятилетия безбожия, встречают гостя «по-Божески», как странника, как самого Христа.

Последних бродячих певцов, лирников, можно было встретить еще в пятидесятые годы XX века. Они взяли на себя функцию звучащего слова Божьего, живой народной проповеди. Недаром, по мнению Т. Георгиевской, в советское время они подвергались таким же гонениям, как священнослужители и монахи; к концу пятидесятых годов практически все лирники были физически истреблены, и традиция лирного духовного стиха была насильственно прервана.

Георгий Федотов (1886-1951), первый из исследователей духовных стихов, показал в них не языческие корни, а свидетельство глубокой народной веры, народной святости. В своей книге «Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам)» он называл их «Лицо России». Это обращаясь к нам, живущим сегодня, он пояснял, что изучение религиозного содержания духовных стихов ведет нас не в самую глубь народной массы, не в самую темную, близкую к язычеству, среду ее, а к тем высшим ее слоям, где она тесно соприкасается с церковным миром. Духовные певцы являются посредниками между Церковью и народом, они переводят на народный язык то, что наиболее поражает их воображение.

Неоспорима роль народной культуры в воспитании личности! Она неразрывно связана с судьбами народа и наравне с профессиональным искусством, литературой играет ключевую роль в развитии его национальной культуры, его самоидентификации. Трудно переоценить влияние народной культуры в развитии тесного, неформального общения прихожан за стенами храма. Св. прав. Иоанн Кронштадтский называл такое общение «литургией после Литургии».  Это творческий отклик на Божий призыв, отраженный свет вышнего Света, желание продлить Литургию в своем сердце после того, как закончилась служба в церкви.

«Мы так со Всевышним и Пречистой разговариваем целый день», – поясняют бабушки в храмах Дрибинского района. Много лет назад на этих землях действовала певческая школа. Так формировалась народная православная музыкальная культура. Народные песни впитывались «с молоком матери», народная память хранила на протяжении столетий многие псальмы. Возрастая на плодородной почве православной культуры, они способствовали созданию ее неповторимого облика. Пелись стихи покаянного содержания и стихи о смерти («покаянные»); трогали сердце стихи «умилительные», «благодарственные». И все они содержали определенное назидание. Пели на свадьбах, на похоронах, на проводах в армию. Да мало ли поводов просить милости у Господа!

В настоящее время трудно организовать такое общение, мешает предшествующая оторванность нескольких поколений от церковных и народных традиций, от традиционного уклада жизни, где был достигнут необходимый баланс между духовным и светским воспитанием и образованием, светской и духовной культурой.

Духовные стихи, как свидетельствуют литературные источники, это и ныне живая традиция, и она не исчезнет, так как не исчезнет причина их пения. Не исчезнет источник народного духовного творчества, желание и необходимость в слове и звуке выразить то, что рождает в душе Божественное Слово, Священное Писание и Священное Предание. Духовные стихи продолжают создаваться и в наше время и не утратили просветительскую, апостольскую миссию. Они и сегодня служат «переводом» христианской книжности на народный язык. Один из первых исследователей духовных стихов Ф.Буслаев отметил, что в духовных стихах наши предки нашли примирение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством.

Псальмы – это живые соки души, златая связь, соединяющая с Творцом, объединяющая два мира, мир христианского учения и мир традиционной народной культуры. Псальмы отражали силу и простоту народной веры, выражали разные чувства и эмоции простых людей – переживания, покаяния, смирение, а ещё больше свою мизерность пред величием Господа, почитание Богоматери, святых. Наверное, поэтому, несмотря на десятилетия запретов и гонений, духовные стихи сохранились в народной памяти и продолжают трогать сердца. Мелодии заучивались по слуху, передаваясь от человека к человеку, от сердца к сердцу. В пении псальмов величественно выражалось благодарение Всевышнему за ниспосланную благодать, надежда на помощь и милосердие Господне.

Вот и в этих рукописных духовных стихах (псальмах) мы видим всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, Царя Небесного, пришедшего в мир для спасения людей.

Господь Спаситель мне и свет, кого я убоюся?

Господь Сам жисть мою блюдет, кого я устрашуся?

С просьбой о любови, милосердии и сострадании обращался наш народ к Богородице:

Небесная Царица, защити нас как сирот,

Хоть мы грешны и ужасны, весь крещеный Твой народ.

Пред Твоим Пречистым Ликом мы стоим все в скорбный час,

От всех бед и войн кровавых Ты спаси, Благая, нас.

Я помню еще, как в деревнях наши бабушки пели на свадьбах псальмы на счастье молодых, на рождение здоровых деточек. А как изнывало жалостью каждое слово псальмов на похоронах «Отверзи гроб, моя мати, прими к себе свое чадо»! И тут же надежда, надежда на спасение:

Будь мне, Боже, предводитель, и заступник Ты мне будь.

Будь мне вечно мой Спаситель и моих слез не забудь.

Покажи мне путь к спасенью, в сердце утверди закон.

Приклони Твой слух к моленью и услышь мой тяжкий стон.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, отмечая, что в праведных делах помогает Бог, наставлял не бояться громадности дела. Воистину правда! С тоненьких тетрадок начинается большое дело по сбору псальмов (духовных стихов). По милости Божией, нам стали передавать и другие рукописные книжечки. М.М. Кальчибо, руководитель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы города Черикова, привезла для изучения книжечку, которая у них в семье передается по наследию.

С трепетным волнением беру я в руки исстарившуюся, износившуюся не столько от времени, сколько от частого прикосновения рук человеческих книжечку «Благоговейные чувства души, стремящейся к Богу, или Духовные псальмы, собранные в Назидание христиан, затворников и пустынножителей, Киево-Печерской Лавры иеромонахом блаженной памяти Владимиром Мусатовым». На ветхих страничках особенно потемнели уголки, к которым прикасались пальцы, перелистывая страницы. К сожалению, у меня нет возможности, чтобы передать полное написание сборника, с буквой «ять» и другими. Невозможно определить в данную минуту и время его издания. 

С тех далеких времен, через толщу десятилетий с мольбой обращается к нам автор: «Возлюбленные о Христе Иисусе Отцы, Братия и сестры! Спасайтесь о Господе!» Иеромонах Владимир поясняет, что в предлагаемой книге содержится духовная пища для утомленного трудами духа и сладкое питие для души. «Читая Псальмы в назидание ваше, – поясняет он, – вскоре почувствуете согревание и теплоту духа. Чем богат, тем и рад, зная, что брат от брата помогает». В предуведомлении иеромонах рассказывает о том, что с младых лет, оставшись сиротою, при скудных средствах содержания себя, уповал только на Божию помощь. В свободное от учения время, с разрешения начальства, путешествовал внутри Отечества к святым чудотворным иконам, к угодникам Печерским и другим в разные монастыри и пустыни, к отцам, прославившимися благочестивою жизнью. И слышал, как пели они духовные псальмы, при восторженных чувствах их души, стремящейся к Богу, и пленился их старческим пением.

Трепетно восхищался иеромонах пением старца Оптинской пустыни Леонида, Задонского монастыря схимонаха Агапита, затворника Георгия и благочестивой жизни иеромонаха этого монастыря Анатолия. Записывал автор за ними духовные псальмы, часто выпрашивал у них таковые списать, а некоторые получал от них в дар на добрую память.

Читая, я как будто бы слышу голос иеромонаха Владимира: «До сего времени пользовался я ими в часы теплоты духа один, но видя преклонность моих лет, почитаю полезным снова пересмотреть все собранное и предложить их в пользу ближнего по наставлению Апостола: «Утешайте друг друга и созидайте каждого ближнего».

А какие в сборнике удивительные иллюстрации! Удивительные и необычные, красочные и поистине чарующие они завораживают и восхищают, заставляют забыть о буднях и погрузиться в благодатную атмосферу Киево-Печерской Лавры.

И эти красочные иллюстрации, и каждую строчку псальмов можно рассматривать бесконечно, изучать часами. Каждый псальм сборника как никогда актуален и сегодня!

Я к Тебе молитву слезну,

Мой Создатель, приношу,

Дай мне тишину любезну,

Со смирением прошу.

Всю надежду полагаю

На Тебя, Всевышний Царь,

И к Тебе всегда взываю,

Не надеяся на тварь.

Боже, Ты мя не остави,

Коль оставил человек!

И от беды меня избави,

И храни меня во век!

Так появилась мечта: собрать, изучить и издать сборник псальмов, которые бытовали в Могилевской области. А мечта – это проект! С 2018 г. библиотекой Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии продолжается работа по реализации просветительского проекта «Память сердца». Проект реализуется совместно с коллективом педагогов и учащихся учреждения образования «Могилевский государственный колледж искусств» и направлен на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В рамках проекта издан контрольный экземпляр одноименной книги, в которой раскрыта роль народных псальмов в жизни православного человека. 19.05. 2021г. состоялась презентация контрольного варианта одноименной книги.

Св.Климент Александрийский (+210) писал, что к музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Педагоги, учащиеся колледжа составили ноты на многие псальмы. Своей искренностью, вниманием к содержанию и возвышенной сентиментальностью радуют они учащихся колледжа, жителей г. Могилева.

Совместно с православным краеведом Поздняковым Л.П. создан видеофильм «Книга псальмов “Память сердца”

Электронный адрес: https://www.youtube.com/watch?v=tLOd2VDDg6E&t=92s

Описание опыта реализации проекта «Духовное развитие: путь творчества. Из опыта работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся» занял в 2021г. первое место на Республиканском конкурсе «Библиотека – центр духовного просвещения» в номинации гражданско-патриотическое воспитание

Светильник веры, правды вечной,

Наш пастырь добрый и святой,

Избавь от лености беспечной,

Тебя мы молим всей душой.

Рябова Л.А., заведующий отделом по взаимодействию с учреждениями образования Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии

oroik.by