Интервью протоиерея Игоря Данильчика, пресс-секретаря Гродненской епархии, руководителя отдела религиозного образования и катехизации– о недопустимости празднования хэллоуина.
Журналист «Гродзенскай праўды» беседует с протоиереем Игорем Данильчиком о хэллоуине как «карнавале зла».
— Отец Игорь, объясните, пожалуйста, в чем суть языческого «праздника» хэллоуин, этого карнавала зла? И как Православная Церковь относится к нему?
— Хэллоуин, или канун Дня всех святых, приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября. Он восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии и уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. Кельты делили год на две равные половины: с мая по октябрь и с ноября по апрель. Первая считалась доброй, светлой, а вторая — холодной и темной. В древности хэллоуин был праздником, который ознаменовывал конец сельскохозяйственного года.
Но в современном западном обществе, которое считает себя уже постхристианским, изменилась и суть хэллоуина. Сейчас хэллоуин там отмечают, устраивая демонические вечеринки, просматривая фильмы ужасов и рассказывая страшные истории. Люди наряжаются в привидения, вампиров, ведьм и колдунов — кто во что горазд, украшают свое жилище всевозможными мистическими атрибутами: развешивают паутину, цепляют фигурки летучих мышей.
Негативный смысл даже у главного символа хэллоуина, который можно встретить повсеместно, — тыквы, а именно фонаря, вырезанного из нее. Согласно ирландской легенде, фермер по имени Джек выпросил у дьявола обещание не отправлять его в ад после кончины, однако дорога в рай Джеку тоже была закрыта. Тогда сатана дал фермеру несколько углей из адского костра, чтобы покойник мог освещать себе путь, и вырезал из репы фонарь. С тех пор светильник из тыквы и считается символом неприкаянной души, которая бесконечно бродит во тьме, подсвечивая дорогу.
Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» — языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа — Победителя ада и смерти. Вся символика этого праздника неприемлема для христианина, так как являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают хэллоуин праздником сатанистов.
— Однозначно, что этот «праздник» искусственно занесен в нашу страну. На Ваш взгляд, с какой целью?
— Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют совершение ритуала языческих и сатанинских жертвоприношений, глумятся над человеческими страданиями и смертью — это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, имитация жертвоприношений и актов вандализма, пусть даже и в игровой форме, приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.
Внедрение празднования хэллоуина является одной из технологий расчеловечивания, целью которых является формирование личности, чье мировоззрение основано не на нормах христианской морали и нравственности, а, как сказано в Священном Писании, на мудрости мира сего, которая есть безумие перед Богом (1 Кор. 3:19).
— Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества — не более чем веселое времяпрепровождение. Какие последствия могут быть от заигрывания с нечистой силой, даже если они не воспринимаются серьезно?
— Убеждение в том, что хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки, антихристианскую и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои.
Социологи считают принятие обществом подобных праздников очень тревожной приметой нашего времени. По их мнению, празднование хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о кризисе культуры. Люди просто перестают различать добро и зло.
Для верующих это предательство Бога, измена собственной культуре. Есть вещи, с которыми шутить абсолютно неприемлемо.
— Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. Он предшествует двум католическим праздникам — Торжеству всех святых и дню поминовения всех усопших. У православных христиан в первую субботу ноября — Димитриевская родительская суббота. Согласитесь, соседство довольно странное. Ведь почитание усопших, а тем более святых, в христианской традиции благоговейное, молитвенное. Хэллоуин можно назвать предательством памяти святых, памяти наших усопших предков.
— Абсолютно с вами согласен. В трудах святых отцов Церкви есть такое выражение: «Дьявол — обезьяна Бога». Потому что дьявол ничего позитивного, созидательного, существенного предложить не может. Он не способен творить и созидать. Он всегда обладает разрушительной, деструктивной силой. Поэтому он старается извратить творение Божие.
Действительно, мы не случайно видим такое совпадение: когда для христиан двух основных мировых конфессий, характерных для нашего общества и государства — католической и православной — наступают очень значимые дни, вносится событие, которое является кощунственным по отношению к Церкви. Как к западной католической, так и к восточной – православной. Потому что у западных христиан — день кануна всех святых, и прославлять этих святых мы должны молитвой в храме. Вместо этого — добровольное беснование.
Усопшие предки нуждаются в нашей доброй памяти, добрых делах в их память и — самое главное — в молитве. А когда человек вместо храма посещает какое-нибудь увеселительное заведение, вечеринку весьма сомнительного содержания, как эстетического, так и духовного, то, конечно, ничем другим, как надругательством, оскорблением наших усопших предков, которые были христианами, это оценивать никак нельзя.
— В преддверии хэллоуина некоторые магазины пестрят соответствующей атрибутикой — на витринах висят зловещие монстры, привидения, предлагаются костюмы демонов, монстров, нечистой силы, естественно, в черных цветах, маски смерти и т. д. Отец Игорь, дайте совет, как вести себя человеку, который невольно видит всё это вокруг себя? Как уберечь наших детей от этого безумия?
— Когда мы видим нечто подобное вокруг, во-первых, нужно помолиться за тех людей, которые соприкасаются с такой атрибутикой. Потому что их духовное здоровье, духовное состояние находится в опасности. Святые отцы нам говорят о том, что следует различать грех и грешника. Грех в христианском понимании — это прежде всего болезнь, патологически искаженное состояние человеческой души. Наличие в том или ином магазине соответствующей атрибутики характеризует духовное состояние либо самого хозяина, либо продавца этой торговой точки.
Законодательная база нашей страны, в том числе и Основной закон, в той редакции, в которой он был принят в феврале на референдуме, закрепляет приоритет наших традиционных белорусских ценностей, неотъемлемой частью которых являются ценности христианской культуры и нравственности. И каждый активный гражданин, для которого неприемлемо видеть на торговых витринах подобную атрибутику, имеет законное право обратиться в соответствующие органы. Нужна активная гражданская позиция и неравнодушие людей, обеспокоенность нравственным состоянием нашего общества.
К нам в церковь приходят люди и рассказывают, как маленькие дети, увидев в магазине страшную игрушку, испугались, стали плакать. Ребенок переживает травму. А это недопустимо.
Чтобы уберечь наших детей, с ними надо разговаривать и четко обозначать, где добро, а где зло. При этом необходимо подчеркивать, что добро сильнее, оно побеждает зло. И если ребенок растет в верующей христианской семье, то родители ему объясняют, что каждый человек находится под защитой Божией, у каждого человека есть свой Ангел-Хранитель, и Господь заботится и промышляет о каждом человеке. Власть сил зла не абсолютна. Они не всемогущественны. Всемогуществен лишь Господь. И Он защищает каждого из нас. Верующие люди учат своих детей молитве, именно в ней человек получает духовные силы, чтобы противостоять злу и не бояться его.
— Отец Игорь, нужны ли нам такие праздники, как хэллоуин?
— Само наличие этого праздника свидетельствует о том, что есть определенный духовный вакуум в умах, душах и сердцах некоторых наших граждан, которые включаются в это празднование. Поэтому важно укрепление традиционных устоев нашего общества, культуры, неотъемлемой частью которой являются традиции христианской культуры и нравственности. Укрепление традиционных конфессий, которые имеют созидательный, конструктивный посыл.
В преамбуле Основного закона нашей страны говорится о приоритете наших традиционных духовных ценностей, поэтому на государственных площадках, в государственных учреждениях культуры, образования, торговых предприятиях пропаганда подобного действа недопустима. И если какая-либо продукция наносит ущерб детскому здоровью, психике, то ее не должно быть на прилавках торговых точек.
Запретить хэллоуин в принципе и не упоминать о нем вообще сложно. Как говорится, запретный плод сладок. Здесь нужно разумно сочетать методы ограничения и исключения такого контента из торговых сетей, из информационной сферы.
С протоиерем Игорем Данильчиком беседовала Инна Бычек, журналист «Гродзенскай праўды».
По материалам сайта Гродненской епархии orthos.org