Формы взаимодействия воскресных школ и светского дополнительного образования детей: пути интеграции

(из опыта работы Сацевич Елены Георгиевны, директора воскресной школы прихода кафедрального собора Рождества Христова г. Солигорска)

Доклад Е.Г. Сацевич на круглом столе «Книга и чтение как духовное наследие Православия в истории и культуре белорусского народа» Вторых Белорусских Рождественских чтений, 2 декабря 2016 г.

            Воскресные школы решают не только задачи религиозного воспитания, распространения и укрепления православной веры, но и задачи всестороннего развития воспитанников, их адаптации к жизни в современном обществе.

            Совсем недавно – до перестройки в образовании был очевиден приоритет духовности, нравственности, культуры эмоций, поведения, интерес к высокому искусству. Культивировался интеллект, разносторонние знания, тонкий вкус, богатый чувственный и эмоциональный опыт, ироничное отношение к массовой культуре.

            Сегодня общество и образование ориентируются на модель личности, которая выражается в установке не на культуру, а на целеполагание «иметь», а не «быть» (на комфортность, материальное благополучие, прагматичное отношение к вещам, людям и обществу, формирование потребителя с искусственными потребностями, превышающими реальные потребности, но приносящими другим прибыль.

            Модель личности сегодняшнего дня – индивидуум, умножающий материальные блага, заботящийся, прежде всего, о теле, удовлетворении физиологических потребностей и потребности в острых ощущениях. Культивируются способности, ориентированные на внешние действия, на социальную успешность, коммуникацию, практический, социальный интеллект, смекалку, предприимчивость, стремление получить «всё и сразу».

            Среди новых позитивных качеств современных детей можно выделить следующие:

  • житейская трезвость,
  • практицизм,
  • широкая информированность, открытость миру, коммуникабельность,
  • знание языков, компьютера и Интернета,
  • умение находить информацию, интерес к исследовательской деятельности,
  • не насыщаемая потребность в знаниях,
  • самостоятельность и независимость,
  • стремление быть успешным, материально обеспеченным.

            Среди негативных качеств наиболее очевидны следующие:

  • низкий уровень культуры, духовности, что зачастую отбрасывается детьми, подростками, молодыми людьми как «ненужный хлам», мешающий преуспеванию на поприще обретения материального благополучия;
  • потеря нравственных ориентиров, культ тела, внешности; непонимание ценности «внутреннего человека»,
  • одиночество, бедный эмоциональный и чувственный спектр, зомбированность средствами массовой информации,
  • выбор эгоистических моделей поведения, жестокость, отношение к природе как бесплатной сырьевой базе, а не как к материнскому лону, жизнь в виртуальной реальности – деловой, игровой – компьютерной, житейской – с упрощённым взглядом на мир и человеческие отношения,
  • криминализация поведения, речи, понятий, власть силы, игнорирование законов и норм гражданского общества, «звёздный идеал»,
  • эгоцентризм и затянувшийся инфантилизм («дети кенгуру»), сознательное выпадение из жизни социума – «обломовщина» на новый лад;
  • детская жестокость и агрессивность (причиной этому является зачастую педагогическая «дремучесть» родителей, ослабление влияния народной педагогики), скудность и ограниченность духовной пищи.

            Современная социальная среда, увы, отличается дефицитом культуры и истинной духовности и не благоприятствует сохранению духовно-нравственных устоев православной веры, которая совсем недавно составляла основу ментальности россиянина, белоруса и др.

            Получаемый воспитанниками воскресных школ религиозный опыт приобщения к совершенной духовности сегодня, к сожалению, не находит опоры в ценностях и предпочтениях окружающей действительности.

            Но есть сфера, где этот опыт востребован, где он получает поддержку и питание. Это сфера дополнительного образования, которая органично присутствует в структуре ГУО, где ребенок и подросток получают воспитание, где проявляется забота об их физическом, духовно-нравственном и трудовом развитии, формировании системы общечеловеческих и национальных ценностей и смыслов, отношения к миру и другим людям.

            Близость задач религиозного и светского дополнительного образования говорит о возможностях их сближения, взаимодействия и интеграции в нынешних условиях.

            На основе подписанной программы о сотрудничестве Солигорского райисполкома и Слуцкой епархии разработан ряд мероприятий с участием воскресной школы кафедрального собора и ГУО.

            Интеграция религиозного и светского дополнительного образования возможна в следующих формах.

 

  1. Взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений

– сотрудничество учащихся в сфере художественного творчества, (участие в творческом конкурсе «Красота Божьего мира», совместные праздники, Пасхальный фестиваль, участие в различных творческих конкурсах, инициированных Белорусской Православной Церковью, например, «Красота Божьего мира», «Лето Господне» и др.);

– совместные концерты, выставки, конкурсы, фестивали и праздники (К Покрову Пресвятой Богородицы-день матери, Рождеству Христову, Светлой Пасхе.);

– участие творческих коллективов ГУО в праздничных мероприятиях к Рождеству Христову, Светлой Пасхе) напр. Театральный кружок СШ №10 и СШ№4  помогает в постановке сказок к Рождеству Христову и др.;

– экскурсии по храму, проводимые учащимися и преподавателями ВШ, поездки по святым местам Беларуси;

– благотворительные встречи в соцприюте, ЦДПИ – (инвалиды), коррекционно-развивающий центр;

– дискуссионные клубы;

– детские и юношеские конференции (1000-летие преставления св. князя Владимира, 430-летие св. праведной Софии, княгини Слуцкой);

– сотрудничество учащихся в сфере краеведения, экологии, патриотического воспитания (православный лагерь, турпоходы по святым местам);

– участие воспитанников ВШ в мероприятиях ГУО духовно-нравственного направления.

  1. Сотрудничество педагогов:

 

– научно-методическая и учебно-методическая деятельность;

– тематические встречи педагогов ГУО  с православными организациями «Центр поддержки материнства и детства «Матуля», священниками, с союзом сестричеств «Ангел милосердия» по домашнему насилию;

– семинары по преподаванию факультатива «Основы православной культуры»и проведению мероприятий духовно-нравственного направления (классные часы, круглые столы, дискуссии и пр.);

– подготовка педагогов для преподавания предметов «Основы религиозной культуры и светской этики», обмен опытом в этой области;

– мастер-классы для педагогов (приглашение преподавателей Минских духовных школ, летний Богословский институт, семинар «Миссия и милосердие»;

– круглые столы и научно-практические конференции;

– привлечение педагогов ВШ, священников в проведении классных часов по духовно-нравственной тематике, праздников и сотрудничество ЦДТ и воскресной школы с воскресной школой Христо-Рождественского собора г. Солигорска;

– включать в планы повышения квалификации педагогов воскресных школ;

– публикации в педагогических и духовно-просветительских журналах «Ступени», «Врата небесные», детском журнале «Колыбель», газете «Воскресение» и пр.

  1. Взаимодействие с родителями учащихся:

– родительские собрания (тематические) с участием священников, педагогов ВШ;

– помощь родителей в подготовке праздников (декорации, костюмы);

– просветительская работа для родителей на базе воскресной школы;

– благотворительный акции для детей из соц. приюта, одиноких стариков из больниц сестринского ухода д. Долгое, д.Красная слобода, инвалидов в Центре дневного пребывания (вместе со взрослыми готовят подарки для детей-инвалидов, пожилых).

            Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви являетсяформирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на фундаменте Христианства.