Доклад преподавателя Московской педагогической академии, кандидата педагогических наук Нефедовой Юлии Викторовны на конференции “Духовное возрождение общества и православная книга” 19 мая 2021 г., проходившей в рамках XXVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений.
В 2021 году исполняется 30 лет со дня преставления схиархимандрита Иоанна (Маслова), выдающегося подвижника благочестия, пастыря, педагога-нравоучителя. Отец Иоанн оставил нам не только яркий и поучительный пример своей жизни и деятельности, но и глубоко назидательные, проникнутые святоотеческой мудростью труды, изучение которых наряду с изучением святоотеческих трудов, является основой деятельности Московской педагогической академии на протяжении более 20 лет.
Труды отца Иоанна сделали доступными педагогические идеи и практические рекомендации святых отцов для современных педагогов, специалистов, родителей.
Книги батюшки «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» и «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» уже стали настольными для многих педагогов и родителей в разных регионах нашей страны. В этих трудах, а также в других работах отца Иоанна отражены фундаментальные основы православного воспитания.
Воспитание – это деятельность многотрудная и многогранная, имеющая, как любая иная деятельность, цель. Именно правильно поставленной целью воспитания определяется качество и результат деятельности. В чем цель христианского воспитания? По учению святителя Тихона Задонского, эта цель – благочестие, которое ведет ко спасению души человека. Схиархимандрит Иоанн раскрывает в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» главный признак благочестия – знать Заповеди Божии и жить по ним. Святитель Тихон Задонский говорит, что все научение и наставление есть ничто, и только благочестие «едино есть на потребу». И любые другие знания, на что обращает наше внимание и святитель Филарет Московский, «не будут основательны, не будут благоустраивать жизнь общества, если они не основаны на Божественном учении. Божественное учение очистит, утвердит и освятит человеческие знания, сделает их «употребительными» и для частной, и для общественной пользы» [1].
Святоотеческая педагогика предупреждает нас, что всякая наука без воспитания благочестия опасна и ведет к гибели. Важно, чтобы родители знали об этом. В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрит Иоанн делает такой вывод: «Родители часто бывают виновными в духовной гибели своих детей». Почему отклонение от цели воспитания ведет к таким трагическим последствиям? Потому, и это очень важно знать, что цель воспитания совпадает с целью жизни и с главной целью супружества и заключается в нравственном совершенствовании и вечном спасении.
Цель воспитания определяет и основные задачи, отраженные в святоотеческом наследии:
– создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребенка и его физического развития;
– помочь ребенку познать самого себя, свои недостатки и пробудить недовольство ими;
– вызвать желание совершенствоваться, стать лучше, поскольку это желание является стимулом духовного роста;
– учить ребенка следовать нравственным нормам в повседневной жизни;
– передать благочестивые семейные традиции;
– научить детей полезным навыкам и умениям (в том числе и прикладным), направленным на самообслуживание и помощь близким.
Кратко сформулировать перечисленные задачи можно следующим образом: восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения. В качестве обобщения сказанного можно привести слова святого Иоанна Златоуста применительно к задачам воспитания: искоренять в душе ребенка все плохое и насаждать все доброе.
Чтобы ребенок различал добро и зло, что составляет согласно учению святых отцов, основу развития ума ребенка, необходимо дать ему, по выражению святителя Феофана Затворника, здравые понятия о Боге, о мире, о человеке. В «Симфонии по трудам святителя Тихона Задонского» содержится около 400 духовно-нравственных понятий, сущность которых раскрыта в словарных статьях.
Если родители обращаются к «Симфонии», чтобы дать детям правильные понятия, то и дети со временем приобретают бесценный навык искать ответы на возникающие у них вопросы в «Симфонии…», а значит, формировать свои представления о жизни на основе святоотеческих взглядов, усваивать истинные понятия. Это имеет особое значение в наше время, когда зачастую представления человека о Боге, о мире и о самом себе размыты, аморфны и не складываются в цельную картину бытия. Человек испытывает от этого страдания, к сожалению, часто не осознавая их причину. Истинные понятия, сущность которых раскрыта в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», дают человеку надежную опору для счастья в земной жизни и блаженства в жизни вечной. А почему человеку необходима истина? Истина дает правильное мировоззрение. Без истины человек не может осмыслить своего существования, не может ясно понять, в чем цель и смысл его жизни. Уходя от истины, человек неминуемо уклоняется на путь заблуждений, ошибок, неправильных решений, искаженного мировосприятия.
Наряду с усвоением детьми духовно-нравственных понятий, очень важно с детства учить ребенка нравственным законам, которых много и которые регулируют жизнь человека независимо от того, знает он их или нет.
Святитель Феофан Затворник так определяет, что такое нравственный закон: «Указание, как человек должен управлять своими внутренними и внешними действиями, <…> есть заповедь Божия или закон нравственный» [2].
«Закон был дан, чтобы человека оправдать и спасти», – читаем в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
«Среди нравственных законов можно выделить:
– десять заповедей, данных Господом Моисею на горе Синай;
– нравственные нормы (заповеди), данные миру Самим Господом Иисусом Христом, в том числе заповеди блаженства;
– закон совести, или внутренний нравственный закон;
– законы, данные в наставлениях святых отцов» [3].
Святым отцам было открыто много нравственных законов, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку для спасения души и разумного устроения земной жизни. Назовем лишь несколько нравственных законов, касающихся совести: «истинный покой – совесть чистая», «совесть, запачканная беззаконной жизнью, не замечает пороков». Обучая детей понятиям по «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», родители постепенно открывают и нравственные законы, лежащие в основе нашей жизни и описанные в тех словарных статьях, которые посвящены понятиям, входящим в формулировку нравственного закона. Например, познакомив ребенка с сущностью такого понятия, как грех, родитель может раскрыть и один из основополагающих нравственных законов нашей жизни – «грех без казни не бывает». Знание нравственного закона – это первый шаг к его исполнению. В словарных статьях «Симфонии…» очень подробно объясняется, почему соблюдение нравственных законов всегда во благо человека. Об этом также важно говорить с детьми. В процессе этих бесед происходит совершенствование внутреннего мира ребенка, о чем подробно изложено в труде отца Иоанна «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».
В этой книге описаны основные силы души человека. Это – его ум, который отвечает за мысли и рассудительность; чувства и воля, которая управляет желаниями человека. Отец Иоанн показывает, как развить и усовершенствовать эти силы.
Книга содержит подробные рекомендации, касающиеся искоренения злых качеств человека и воспитания добрых. Добрые качества души человека в русской педагогической школе в соответствии со святоотеческой традицией называют истинными ценностями (это целомудрие, послушание, терпение, милосердие, смирение, кротость, мужество как нравственная крепость духа, любовь и многие другие). Без воспитания этих свойств души невозможно спасение человека.
Так, святитель Тихон Задонский пишет, что «христианское сокровище это суть добродетели». Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Истинное сокровище – это добродетели, они животворны для всего нашего существа и для тела и для души». В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» добродетель определяется как «всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное».
Понятие «добродетель» тесно связано с понятием духовность. «Духовность – это жизнь по нравственным законам, по заповедям Божиим» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) объясняет: «Степень духовности человека определяется мерой его совершенствования в добре», то есть духовность – это совершенствование в добре. Если мы изгоняем из ума ложные мысли, из сердца – злые чувства, из воли – недобрые побуждения и насаждаем правду и доброжелательность, то это и будет началом духовной жизни.
Самое начало духовной жизни и духовности это – войти внутрь себя, увидеть сначала, что есть в себе плохого и исполнить правило духовной борьбы.
Отец. Иоанн пишет так в труде «Лекции по пастырскому богословию»: «Как только в какой-то части души намечается прорыв, т.е. ты чувствуешь, что ты раздражился, что ты прогневался, так тут же нужно все силы направить на то, чтобы этот порыв подавить, эту страсть загнать на дно, чтобы там она умирала под действием благодати. А душа бы наша оставалась тихая, кристально чистая, и тогда она доступна для радости». Вот начало духовной жизни.
Очень важно помогать детям избавляться от мучающих душу состояний, к каким относятся гордость, зависть, гнев, клевета, лесть, ложь и ряд подобных, которые святитель Тихон Задонский называет «страстями, в полной мере господствующими в душе человека». Необходимо знать, что эти состояния не дают человеку видеть истинное положение вещей, что приводит к ошибкам в принятии решений в разных ситуациях. Такой человек «не может дать правильной оценки своим поступкам и действиям», «под влиянием страстей человек бывает неспособным управлять своими чувствами, желаниями и даже мыслями».
Особенно ценно то, что в учении о спасении не только подробно описана каждая из страстей, показан механизм ее появления в душе человека, развитие и пагубные результаты, к которым она приводит, но и перечислены методы и средства искоренения. Без этих знаний родитель не сможет в полной мере и результативно заниматься духовным и нравственным воспитанием детей.
Другой важной стороной учения о спасении является описание средств, помогающих на пути спасения человека. И одним из важнейших из них является внимательное отношение к состоянию совести, чтобы она сохраняла свою чистоту и направляла человека на верный выбор решения в разных жизненных обстоятельствах. Как этого достичь? В книге подробно описаны наиболее эффективные методы сохранения чистой совести, ведь только чистая совесть дает душе состояние покоя и умиротворения.
Особое внимание уделяется также выбору круга чтения для детей. Святитель Тихон предупреждает, что книги должны быть отобраны с точки зрения их душеполезности, и нужно избегать того, чтобы в руки детей попадали книги, наносящие вред душе. Схиархимандрит Иоанн, опираясь на слова святителя Тихона, дает такое наставление: «Самым благоприятным временем для приобретения навыка в чтении Слова Божия являются детские и юношеские годы. Юное сердце более удобно воспринимает духовное семя, «яко свежее и суетами еще мирскими не наполненное». Почему же так важно в детские годы приобретать навык в чтении духовных книг? Схиархимандрит Иоанн поясняет: «Духовные книги, в особенности творения святых отцов, дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души».
Среди средств, помогающих спасению человека, важное место занимает рассуждение, которому необходимо учить детей, чтобы они на основе усвоенных духовно-нравственных понятий, знания нравственных законов могли правильно оценивать все свои поступки и действия и выносить верные решения, что есть добро и что есть зло, от чего следует удаляться и к чему стремиться. В книге даются подробные рекомендации, как развивать в детях способность к рассуждению.
И, конечно, отдельная глава в труде отца Иоанна «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» посвящена важнейшему вопросу – необходимости Церкви Христовой в деле спасения человека. «Спасение человека совершается только в Церкви Христовой», – читаем в труде отца Иоанна «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».
Книги отца Иоанна дают нам ясные ориентиры по воспитанию детей на благо семьи и общества, ценность которых непреходяща.
_________________________________________________
- Маслов, Н. В. Основы русской педагогики. Москва, 2007. С. 415.
- Маслов, Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Москва 2013. С. 46.
- Там же.