Педагог, к которому трудно записаться в группу, к которому с радостью идут на занятия дети, который сумел процесс преподавания в воскресной школе организовать как праздник познания Закона Божия…
О своей деятельности, об основных принципах работы с детьми дошкольного возраста рассказала редакции сайта oroik.by Нина Васильевна Жук – детский психолог, преподаватель воскресной школы минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
-Нина Васильевна, расскажите, пожалуйста, об основных принципах в работе с детьми дошкольного возраста – на что следует в первую очередь обращать внимание?
– В работе с детьми следует обратить внимание в первую очередь на самих детей. Дети дошкольного возраста очень любят играть. Именно игра для них является ведущим видом деятельности, вызывает наибольший интерес и наиболее заметно влияет как на психологическое развитие в целом, так и на развитие конституции души. Как мудро сказал в своё время Василий Сухомлинский! «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Поэтому эффективнее всего проводить занятия с детьми этого возраста в игровой форме.
Ребёнок-дошкольник познаёт мир активно, следовательно, на занятиях должна соблюдаться двигательная активность. Мы, взрослые, знаем, что зрительная информация, в отличие от слуховой, воспринимается мгновенно. Учитывая это, на занятиях необходимо предоставлять ребенку наглядные примеры и материалы.
Очень значим принцип последовательности, то есть знания должны даваться от простого к сложному, а не наоборот.
Одним из самых главных, на мой взгляд, является также принцип доступности. Педагогу очень важно, как это высоко ни звучит, донести до ребенка понятие о смысле его жизни. Это сложно. Тем более, когда речь идёт о маленьких детях. Абстрактные понятия трудно ложатся на их детское восприятие. Такие состояния души, как радость, счастье, обида, боль, гнев и другие – ребёнок понимает, чувствует, но ему, в силу возраста, сложно все это распознать, облечь в слова, научиться различать эти состояния. Однако, опора ребёнка на собственные поступки, реальные дела, события (например, в семье) и их последствия дают маленькому человеку опыт, учат думать, следить, пусть по-детски, за своим внутренним миром. Другими словами, если занятие будет связано с жизнью самого ребёнка, оно будет для него доступным, интересным и полезным.
– А какие программы Вы используете в своей работе, какова структура Ваших занятий?
– На своих занятиях мы используем авторскую программу, которую разработали на основе своего личного опыта. Но она базируется на некоторых идеях российских программ по духовно-нравственному воспитанию и белорусских проектах по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Цикл воскресных занятий с детьми дошкольного возраста у нас представлен не только занятием по Закону Божьему, но и занятием по церковному пению, а также изобразительным творчеством. На этих занятиях мы используем белорусскую учебную программу дошкольного образования.
Занятия со старшими дошкольниками в воскресной школе – это, как и в иных учреждениях образования, целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее, развивающее взаимодействие педагогов и детей. Занятия по Закону Божьему у нас связаны между собой не по церковным праздникам и событиям, а по временной ленте, начиная от Сотворения мира. Таким образом, на наших уроках прослеживается последовательность событий и сохраняется логическая цепочка понятная для детей.
Из Священного Писания, а так же из Жития святых мы берем те основные моменты, которые доступны детям дошкольного возраста, и предлагаем их ребятам на таком уровне, чтобы они могли применить их в своей детской жизни. Здесь также очень важен момент взаимодействия с родителями. Мы стараемся на каждом занятии подготовить для родителей информацию, которую они могут использовать в своём общении с детьми.
Занятия мы всегда начинаем и заканчиваем молитвой. Каждой наш урок по Закону Божьему имеет свою структуру – введение, основную часть и заключение. Начало занятия предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Так же важно вспомнить прошлое занятие для того, чтобы в памяти и мышлении ребёнка связать эти темы воедино. Основная часть состоит из информационного блока, где дается новый материал, и проблемной ситуации, способствующей усвоению этических норм и развитию эмоционально-волевой сферы. На занятиях мы используем дидактические игры, различные виды театра, аудио и видео материал, сюрпризные моменты и т. д. Цель заключительного этапа – подвести итог занятию, обобщить полученные знания.
– Расскажите, пожалуйста, как создаются планы Ваших уроков, кто придумывает сюжеты для кукольного театра? Вы сами?
– Планы создаются, прежде всего, из актуального уровня развития детей, их знаний на данном возрастном этапе. Некоторые дети, особенно те, которые не посещают дошкольное учреждение, часто отличаются замедленной речью, излишней застенчивостью, либо наоборот – повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Тогда мы включаем различные упражнения, иногда психогимнастические, чтобы дать возможность такому ребёнку почувствовать себя, скажем так, более правильно. Тему и материалы к занятиям мы готовим заранее. Но, не смотря на опыт, на подготовку всегда требуется достаточно времени. Иногда сами дети меняют ход занятия, и тогда идешь вслед за ними. Они и сюжет в постановке могут изменить вопросом: «А что, если было бы по-другому?»
– Нина Васильевна, как Вы думаете, должны ли быть в воскресной школе единые программы, единство требований, строгость, дисциплина?
– Должны, если мы, во-первых, не нарушим «золотую середину», а во-вторых, не забудем, для чего мы это делаем. Нам самим себе нужно ответить на вопрос: какую цель ставит перед собой воскресная школа, какие педагогические или иные задачи решает? Согласитесь, знать закон Божий и жить по закону Божьему – это не одно и то же. Хотя, конечно, многое начинается со знаний. Ребёнку, дошкольнику или подростку, значимо, чтобы эти знания были для него интересны. Общеобразовательная школа подразумевает обязательное посещение, воскресная – добровольное. Нужно приложить много духовного, интеллектуального, физического труда, чтобы современный школьник в свой единственный выходной день решил встать рано утром и прийти на занятия в воскресную школу. К сожалению, таких детей очень-очень мало. Думаю, занятия в воскресной школе должны проходить в интерактивной форме, то есть следует дать детям возможность быть полноправными соучастниками урока, занятия. И темы занятий очень тесно должны быть связаны с жизнью самого подростка. Это не просто – сделать Библию близкой, живой для современного школьника. И начинать нужно с элементарного – посадить детей полукругом, кругом, чтобы они видели лица, глаза, эмоциональный отклик сверстника, а не его спину. Когда подросток будет знать, что в воскресной школе будут решаться его личностные проблемы, тогда он обязательно придет сюда.
-Как Вы думаете, на что в первую очередь следует обращать внимание в религиозном воспитании детей? Как воспитать благоговейное отношение к молитве, храму, Церкви?
-Такое ответственное слово «воспитать». Если его расшифровать, то получится «восполнить питанием». Вопрос: каким питанием будем восполнять душу ребёнка? Хочется, конечно, самым лучшим: добротой, любовью, верой и т. п. Хочется… А получается иногда совсем по-другому. Почему? Почему наше чадо бывает гневливым, непослушным, неверующим и т. д.? Ответ нам подсказывает народная мудрость: «Каков род, таков и приплод». Другими словами, наполнить душу ребёнка мы можем только тем питанием, теми качествами, которые есть у нас самих. Поэтому обращать внимание, как ни странно, нужно, в первую очередь, не на ребенка, а на самого себя. Ребенок все равно оглянется на родителей – в каком бы он ни был возрасте. Как мать? Как отец? То, что заложено в детстве – самими родителями, через их поступки, их отношение к жизни, к окружающим – это все будет и в детях.
Чтобы в ребёнке воспитать благоговейное отношение к Церкви, к молитве, надо нам, взрослым, самим БЫТЬ в Церкви, и быть в ней МЫТАРЕМ. Это сложно – избегать фарисейства. Иногда мы предъявляем к ребёнку требования, возможно внешне правильные. Ребенок все делает, но это – только оболочка… Мы радуемся, но это не есть правда. Правда – она внутри. Поэтому так важно задавать себе вопрос: а как любящий Господь оценит мои мысли, слова, поступки? – и ребёнка приучать к такой внутренней дисциплине. Воспитание благоговения – это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Во-первых, к святыне, во-вторых, друг к другу. Если муж пренебрежительно, неуважительно относится к жене, или жена к мужу, то сложно в такой ситуации воспитать у детей благоговейные чувства.
Очень важно сохранять доверительные отношения с сыном, дочерью, часто беседовать дружески, акцентируя внимание не только на своём мнении, но и выслушивая мнение ребёнка. Соблюдать свободу ребенка в правильном ее понимании. Господь не лишает человека свободы, он предоставляет ему право выбора. И самое главное – научить ребенка самому делать этот правильный выбор в пользу Заповедей. Вот пятилетний малыш жадничает, не желает делиться своими игрушками. Не следует кричать: «А ну-ка, делись!» Можно по-другому – констатировать факт, подумать о последствиях своего поступка и умении нести ответственность за свой поступок: «Ты сейчас не хочешь делиться. Почему? Возможно, детки тогда с тобой не будут дружить. Ты будешь играть один. Ты согласен быть один? А с кем бы ты хотел дружить – с мальчиком, который все время жадничает, или с мальчиком, который делится с тобой своими игрушками? Может, давай вместе помолимся Богу, попросим у Него помощи быть щедрыми?»
Близкий мне по своим идеям Василий Сухомлинский считал, что наш важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. И этим инструментом можно творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать. И так, всё начинается с детства. Поэтому Божьей помощи всем нам в таком важном деле – воспитании детей, которых нам доверил Бог.
Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации БПЦ