История создания Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря (к 500-летию со времени основания)

Выступление библиотекаря библиотеки Минской духовной семинарии, литературного редактора журнала «Ступени», бакалавра богословия м. Софии (Демчик Натальи Ивановны) на круглом столе «Духовное просвещение через деятельность библиотек: к 500-летию со времени основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря» 12 февраля 2020 г. в Центральной городской детской библиотеке им. Н. Островского.

Добрый день, дорогие слушатели. Примите сердечное приветствие и архипастырское благословение наместника Свято-Успенского ставропигиального Жировичского монастыря владыки архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, который молитвенно желает всем вам всесильной помощи Божией, пребывать в добром здравии и нести свои посильные труды на благо Отечества и Матери Церкви. Так же Владыка пожелал всем плодотворной работы в деле развития духовного и культурного образования нашей Родины и благодарил за предоставленную возможность представителю Жировичского монастыря принять участие в сегодняшнем мероприятии.

В этом году Жировичская обитель отмечает свой 500-летний юбилей, она имеет богатую и неповторимую историю, которая на века запечатлелась в архитектурно-комплексном облике монастыря, на стенах монастырских храмов, а также на страницах исторических документов и сохранившихся письменных источниках разных лет.

Очень важно подчеркнуть сегодня, что Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь на протяжении всей своей истории является духовным центром Православия на территории Беларуси, источником веры и добрым примером нравственности для подрастающих поколений. Многочисленные паломники и гости монастыря служат живым свидетельством этому.

История обители состоит из нескольких периодов, определённых временными рамками и историческими событиями, имеющими свои особенности, наложившими колоритный отпечаток на развитие монастыря.

  1. Период Явления чудотворной иконы и существования монастыря до перехода в униатство: с 1470 по 1609 гг.

Это время обретения чудотворного образа в местечке Жировичи, положившее начало становления обители под покровительством рода князей Солтанов1, тогдашних владельцев этого края.

По традиции называют год обретения чудотворной иконы 1470 г. Пастухи боярина православного вероисповедания Александра Солтана2 нашли икону в ветвях дикой груши, от которой исходило необыкновенное сияние, и отнесли её хозяину имения.

В исторических документах была найдена информация, свидетельствующая о том, что Солтан возвратился из заграничного путешествия в родные края в 1476 г. и тогда стал владельцем Жирович. Историк XVIII в. Игнатий Стебельский пишет о том, что Жировичи до 1493 г. находились во владении князей Гайцевичей, лишь после смерти которых Великий князь Литовский Александр своей грамотой от 20 марта 1493 г. пожаловал Жировичи Солтану. Исходя из этого, можно предположить, что икона могла быть явлена в 1494 г. Такую мысль выражает в своих письменных научно-богословских трудах митрополит Антоний (Мельников), опираясь на мнение церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Жуковича Платона Николаевича.

Однако недавно проведённая научно-исследовательская работа, которую проделал преподаватель кафедр библеистики и церковной истории Минской духовной семинарии, кандидат богословия протодиакон Павел Бубнов, показала новые исторические данные. Отец Павел 3 года работал в архивах Кракова и Вильнюса и нашёл документ, подтверждающий дату возвращения Александра Солтана из путешествий в 1469 г. Кроме того, о. Павел ссылается на Псалтирь Толковую, написанную, как указано в ней, по заказу А. Солтана в 1471 г. во Владимире Волынском, которая хранится в Государственном историческом музее в Москве в отделе рукописей3. Псалтири используются в храмах для богослужений. Видимо, для Жировичского храма и была заказана вышеупомянутая книга. Феодосий Боровик4 в своём письменном труде об истории Жировичской обители, изданном в 1628 г., писал, что пожар в храме случился через 50 лет после явления иконы. Храм сгорел в 1520 г., об этом упоминается во многих источниках. Таким образом, дата явления иконы в 1470 г. является более достоверной. Эта же дата упоминается в письменном труде иезуитского итальянского историка Исидора Нардзи. По всем историческим документам известно, что действительно икона была явлена при Александре Солтане, который в 1495 г. значился умершим. Также есть указание на то, что явление святыни произошло в правление Казимира Ягайловича, который умер в 1492 г. В 1970 г. при наместничестве тогда ещё архимандрита Антония (Мельникова) в монастыре торжественно отмечали 500-летие явления иконы. Это говорит о том, что сам владыка Антоний придерживался даты явления иконы в 1470 г.

Итак, пастушки увидели икону на цветущей груше, бережно сняли её и, как повествует предание, отрок по имени Пётр преподнёс икону владельцу имения Александру Солтану, который тотчас спрятал святыню в ларец. Спустя некоторое время он пожелал показать святыню гостям, но её на месте не оказалось. Удивительно, но в этот момент икону вновь принесли пастушки, уверявшие, что нашли её там же, где и в первый раз. Солтан с трепетом припал к иконе и тотчас посетил место явления святыни, дав обет построить здесь храм в честь Пресвятой Богородицы. Весть о чудесном явлении иконы быстро разнеслась по окрестностям, и сюда стали приезжать люди для поклонения святыне. Многие оставались на постоянное жительство, так как в храме проходили ежедневные богослужения, а местность была весьма благоприятной для жизни, богата лесами и пастбищами.

Солтаном был построен храм, при храме была основана церковная школа для детей. Свидетелями существования церкви в то время можно считать Крест 1495 г. и Минеи 1487 г.5, хранившиеся позже в монастыре, а также новооткрытую Псалтирь Толковую 1471 г. О. Павел Бубнов приводит свидетельство документа хозяйственного характера 1517 г. о наличии в ризнице большого позолоченного креста и серебряного кадила6.

В 1520 г. случился пожар и икона была утеряна. После этого внук Солтана Иван Александрович начал строительство каменного храма. В 1572 г. в дарственной записи говорится о наличии храма. Спустя некоторое время после пожара дети увидели недалеко от школы Пречистую Богородицу, сидящую на камне с иконой в руках, и побежали за священником, который, придя, нашёл икону, лежащую на камне, и перед ней горящую свечу. На камне был отпечатан след правой ладони Пречистой Девы. Камень этот теперь стоит в качестве престола в алтаре Явленской церкви, построенной на месте второго обретения иконы.

Время основания монастыря точно не известно. Первая дата упоминания о нём – 1549 г. Так свидетельствует авторитетный историк Русской Православной Церкви митрополит Макарий (Булгаков). Митрополит Антоний (Мельников), ссылаясь на профессора П. Н. Жуковича, считает, что тогда уже для монахов было построено отдельное здание и даже были отдельные приписные к монастырю крестьяне, а монастырь являлся приходско-богодетельного типа. В письменном труде польско-литовского историка и богослова Войцеха Кояловича «Вещи различные в положении церковном, в великом княжестве Литовском обретающиеся» за 1650 г. есть такие слова о пожаре в Жировичах в 1520 г.: «монастырь тот весь с храмом уничтожен был огнём»7. Это свидетельствует о том, что в 1520 г монастырь уже существовал.

В купчей 1587 года говорится о наличии монастыря. Сопоставляя эту запись с записью 1572 г., епископ Павел (Доброхотов) предполагает, что монастырь в Жировичах был основан вдовой Ивана Александровича Солтана, Мариной Васильевной, урожденной княжной Соломорецкой. Благодаря ей, как предполагают историки, здесь появились первые православные монахи, предположительно они прибыли из Супрасля. Кстати, Супрасльский монастырь был основан одновременно с Жировичским также с покровительства Солтанов, и между ними существовали тесные связи.

Церковный историк священник Лев Паевский в 1895 г. цитировал старый документ из архива монастыря:«Жировицкий Успенский монастырь основан в половине XVI столетия после первого явления чудотворного образа Божией Матери, бывшего в 1470 году. В это время уже является при каменной церкви, с правой ее стороны, каменное монастырское двухэтажное здание, уцелевшее до сего времени. С умножением числа братии и с увеличением средств монастыря построено в начале XVIII столетия, около 1710 года, иждивением монастыря, с левой стороны церкви — другое каменное трехэтажное монастырское здание в три линии со службами, с трех сторон монастыря и вокруг монастыря; с северной, восточной и южной сторон разбит сад и обнесен каменною оградою»8.

Польские историки утверждают, что для непрерывного служения пред чудотворной иконой Солтан содержал при храме 12 священников, а его сын Александр9 при том же количестве священников содержал ещё и епископа, что говорит об особой значимости Жировичского храма и вероятном существовании монастыря уже тогда, вскоре после явления иконы и постройки храма. По свидетельству протодиакона Павла Бубнова, сохранился жировичский Требник 1545 г, который находится в Библиотеке Академии наук Литвы, с надписью, свидетельствующей о его написании для имения пана Солтана в его имении в Жировичах. Требник был написан в имении Солтанов в Шешкинях возле Вильнюса. Ещё сохранился жировичский Богородичник 1545 г., который находится в Новосибирске10.

В 1596 г была подписана Брестская уния. В 1606 г. владельцы Жирович Солтаны подписались под протестом королю от виленских горожан по поводу насильственного насаждения унии. В 1603 г. Иван Иванович Солтан, чтобы поправить материальное положение, заложил жировичское имение Ицкаху Михелевичу на 4 года, а сам поселился в монастыре. По сложившимся обстоятельствам Михелевич был убит, обвинили в этом Солтана, который не признал своей вины, а вину признал другой человек. Однако суд в лице судьи Ивана Мелешки признал виновным Ивана Солтана и передал жировичское имение Эстере Михелевич, вдове Ицкаха. Насельники обители не пожелали быть под начальством женщины и оставили монастырь. Новая хозяйка забирала все доходы обители себе в качестве назначенной контрибуции.

В 1606 г. Иван Мелешко выкупил у Эстери имение, а в 1609 г добился у Ивана Солтана права на передачу второй половины жировичского имения и монастыря.

Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда настоятель монастыря по указанию нового хозяина Ивана Мелешки подписал признание власти римского ставленника – униатского митрополита Ипатия (Потея) в Вильно. В документах есть свидетельствующая запись: Григорий Алексеевич Сула, священник Жировичский.

По вероисповеданию И. Мелешко был протестантом, а после знакомства с бытеньским настоятелем униатом ордена базилиан Иосафатом Кунцевичем перешёл в униатство. В 1613 г. Иосафата Кунцевича назначили настоятелем Жировичского монастыря, который и стал фактически с этого времени униатским. И. Мелешко передал в собственность базилиан монастырь в 1618 г, а в 1622 г. его дочь окончательно закрепила право собственности на весь монастырь и имение монахам базилианам. Иосафат Кунцевич был известным фанатично настроенным приверженцем сближения православных с католичеством, действовавшим весьма изощрёнными способами. За насилие, применяемое им по отношению к своим соотечественникам, его называли «душехватом». Канцлер Лев Сапега писал ему о его неправомерной деятельности по отношению к замученным им безвинным людям, не желавшим принять унию: «Вместо радости пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, беспокойств, раздоров и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без неё»12. Уния содействовала и уничтожению белорусской культуры, что проявлялось в отказе от старобелорусского языка и переходе на польский и латинский языки, когда старобелорусский язык на долгие годы стал «мовай «быдла»», как называли униаты простой народ.

  1. Период униатского базилианского монастыря: 1609–1828 гг.

Этот отрезок истории характеризуется деятельностью униатских монахов-базилиан, имевших тесное общение с орденом иезуитов. История обители до униатского периода была фактически переписана униатскими авторами, многие исторические документы были уничтожены. Униаты стали утверждать, что монастырь в Жировичах возник с их появлением на этих землях в 1618 г, умалчивая о содействии православных Солтанов, умышленно опуская слово «монастырь», заменяя на слова «святое место» при обрабатывании письменных источников до униатского периода. Но в монастыре продолжала находиться Жировичская икона, и поэтому обитель, несмотря на господство униатства, оставалась центром паломничества православных, католиков и униатов, у поляков – вторым после Ченстохова. Самые известные магнаты, такие как Сапеги, Радзивиллы, Вишневецкие, Завишы, Хребтовичи, Ходкевичи и др., и даже польские короли были постоянными ктиторами и одновременно паломниками обители, наделяя монастырь щедрыми дарами и многими привилегиями. Канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега пожертвовал обители большие угодья, одарил храмы богатой утварью, привёз большой колокол, преподнёс в дар рукописное Евангелие с собственной подписью.

В 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы. Собор впоследствии много раз реконструировался, вплоть до 1760 г., масштабный капитальный ремонт проводился в 1867 г., и после этого велись ремонтные работы ещё много раз.

При монастыре действовала философская школа, о которой впервые упоминалось в 1709 г., тогда она имела 300 воспитанников. По меркам того времени школа давала хорошее образование. Однако обучение велось на польском языке. В монастыре имелся свой оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 музыкальных инструментов.

В XVIIXVIII вв. Жировичский монастырь имел большую библиотеку. В 1636 г. базилианская конгрегация постановила ежегодно приобретать для обители книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал специально для нужд библиотеки 3500 золотых. В начале XIX в. в монастырь были переданы книги брестских иезуитов и базилиан. В обители также переписывались книги, существовала своя небольшая типография. В монастырской библиотеке хранилось большое собрание церковнославянских, старобелорусских, польских, латинских рукописных и печатных книг. В начале XIХ в. по причине военных действий часть библиотечного и архивного собрания Жировичского монастыря была вывезена в Россию епископом Павлом (Доброхотовым), другая часть была передана в Виленскую публичную библиотеку. Эти фонды сохранились в Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс). До середины XIX века в монастыре хранилось Жировичское Евангелие, написанное уставом на 404 листах, — белорусский рукописный памятник XV столетия. Копия его имеется в Музее Минской духовной семинарии. В Евангелии на 376–377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (отсюда другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское Евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.

В начале XVIII в. разгорелась Северная война между Швецией и Польшей. В это время виленские базилиане для сохранения привезли в Жировичи Виленскую чудотворную икону Одигитрию. После войны победившие шведы обложили все монастыри огромными денежными контрибуциями, и жировичские монахи с целью скрыть свои сокровища вывезли ценное имущество Жировичского монастыря в Гданьск.

В 1710 г. произошла вспышка моровой язвы. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, многие просто ушли. В монастыре остался только один насельник иеромонах Николай Окуневич, который самоотверженно напутствовал умирающих и отпевал умерших. Так он похоронил 600 человек. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории монастыря, и на монастырских огородах. Решено было обустроить новое кладбище для мирян недалеко от монастыря, на горке, там построили деревянную церковь в честь святого Георгия Победоносца. Горка стала именоваться Юрьевой.

В 1716 г. пинская благотворительница Элеонора Головщина пожертвовала обители 8000 злотых для постройки часовни Страстей Христовых по подобию Римской Страстной церкви в Латеранском дворце, где находится лестница из дворца Пилата, по ступеням которой поднимался Господь Иисус Христос. Такую же копию лестницы сделали и в Жировичском храме, который сегодня называется Крестовоздвиженским. В каждую ступень храма вставили сосуд с частичкой мощей, и люди поднимались по этим ступеням на коленях, целуя частички святых мощей. Позже частички мощей убрали в специальный крест-мощевик. Храм этот был построен в 1769 г.

В 1718 году в резиденции генерального прокуратора базилианского ордена, в монастыре Сергия и Вакха, был обнаружен чудотворный список Жировичского образа, от которого стали происходить чудеса. Этот список называется «Богордица-Живительница». Генеральный прокуратор базилиан Бенедикт Трулевич подал ходатайство о короновании Жировичской иконы. В 1726 году папский капитул, по исследовании двухсот чудес, бывших от римского списка Жировичской иконы Божией Матери, принял решение о короновании Жировичского первообраза.

Так, 8 сентября/21 сентября по н. ст. 1730 г., при большом стечении народа, совершилось коронование Жировичской иконы. Тогда в середине храма с потолка спускались 48 горящих серебряных лампад в виде двух корон, а народ, стоя на коленях, пел песнопение «Под Твою милость, Владычице, молящиеся прибегаем…» Киевский униатский митрополит Афанасий Шептицкий возложил на икону присланные из Рима 2 золотые короны. Драгоценные камни для украшения иконы пожертвовали богатые благотворители из белорусских дворянских семей. Эти торжества посетили около 140 тысяч человек, в первый день празднества присутствовало 33 000 чел., так что целый палаточный город располагался от Жирович до Слонима. Торжества длились 8 дней, и в память об этом событии были выпущены 4 вида золотых и серебряных медалей, с одной стороны которых была изображена Жировичская икона коронованной. Так, белорусский народ очень ценил и любил Жировичскую икону, и даже католический обряд коронования был воспринят как акт почтения к чудотворному образу и стал настоящим праздником для белорусского края.

  1. Период деятельности в стенах обители Литовской (Жировичской) духовной семинарии: 1828–1845 гг.

Этот период характеризуется возвращением униатов к Православию и укреплением обители в духе православного вероисповедания. В 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. Авторитет базилиан как приверженцев римско-католического обряда ослаб, стало набирать силы белое униатское духовенство, которое в условиях господства базилианского ордена, фактически подчинённого Риму и католической церкви, было униженно до уровня «быдла», так как стояло на одном уровне с простым народом. Белое духовенство имело чёткое понимание того, чем стала уния под руководством базилиан для белорусов, и стремилось повернуть униатство к Православию. Значение Жировичского монастыря для Православия в 1802 году подчеркнул император Александр I, посетив святую обитель. С этого момента началась новая веха в истории монастыря. Русские монархи открыто поддерживали Православие на белорусских землях, постепенно укрепляя тем самым его позиции.

В 1810 году, в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий , в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, и монастырский Успенский собор стал кафедральным. С конца 1820-х годов трудами епископа (тогда еще униатского) Иосифа (Семашко) велась кропотливая работа по подготовке возвращения униатов в лоно Православной Церкви.

В 1827 г. униатское белое духовенство добилось разрешения на открытие в Жировичском монастыре греко-католической Духовной семинарии. Это событие произошло 7 октября 1828 г. По «Высочайшему указу» все насельники обители должны были перейти в соседний Бытеньский монастырь. В Жировичах осталось лишь 10 монахов, которые официально стали именоваться «причтом Жировичского кафедрального собора», а фактически оставались небольшим действующим монастырём.

В 1830-х гг. проводилось «очищение» обряда униатов от католических наслоений. Тогда из храмов Жировичского монастыря и повсеместно из храмов всей Литовской епархии были убраны боковые престолы, статуи, органы, и устроены иконостасы по чину Православной Церкви.

12 февраля 1839 г. Собор униатского духовенства, проходивший в Полоцке, принял акт о присоединении униатов к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение, известны наиболее активные: митрополит Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопресвитер Антоний Тупальский, протоиерей Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиепископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и протоиерей Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви.

В момент воссоединения униатов официально Жировичского монастыря не было, но фактически он продолжал своё существование в лице игумена Иосафата (Вышинского) с пятью братиями. Позже их число дополнили несколько монахов из соседнего Бытеньского монастыря.

  1. Период деятельности Православного Жировичского монастыря после воссоединения униатов: 1839–1939 гг.

В июле 1839 года Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии, и униатская семинария была преобразована в православную Литовскую духовную семинарию с низшим духовным училищем.

В 1845 году кафедру архиепископа, духовную семинарию и монастырский архив перевели в Вильню, а в Жировичах осталось духовное училище, которое действовало до 1915 года, и мужской монастырь. Жировичский монастырь официально причислили ко II классу со штатом в 16 человек и годовым содержанием в 2200 рублей. В связи с такими преобразованиями было практически утрачено богатейшее монастырское собрание рукописей, часть которых попала в Вильну, часть — в Санкт-Петербург.

Ощутимой стала нехватка материальных средств на содержание в достойном виде монастырского архитектурного ансамбля. Возглавивший в 1852 году Жировичскую обитель архимандрит Николай (Редутто) обратился в 1865 году в печати с «Воззванием настоятеля с братиею Жировичского монастыря к усердию благотворителей». В результате были собраны значительные денежные средства, и к 1867 г. в монастырских зданиях провели капитальный ремонт и реконструкции.

С началом Первой мировой войны наиболее ценное имущество обители, в том числе чудотворную икону Жировичской Божией Матери, а также архив и библиотеку эвакуировали в Россию. Церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Монастырский архив был отправлен в Новосибирск. Икону смогли вернуть, а архив и библиотеку нет.

Так, в 1915 г. чудотворный образ в серебряном окладе был перевезён в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного), а после его закрытия Жировичскую икону перенесли в мужской монастырь великомученицы Екатерины в г. Видное Московской обл. В январе 1922 г., усилиями архимандрита Тихона (Шарапова), святыня была возвращена в Жировичи (по рассказам, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской лавры выполнили для иконы киот в 1922 г.

В период немецкой оккупации 19151918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. Оккупировавшие Жировичи немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили. 

С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали монахини Гродненского монастыря, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичском монастыре. В 1921 г. настоятельница Красностоцкого монастыря игумения Елена (Коновалова) прислала 10 сестёр заселиться в монастырские корпуса, чтобы строения монастыря не передали католическим монахам.

В 1921 году Жировичи отошли к Польше. Польские власти проводили давление на монастырь, принуждая православных иноков к совершению неканонических действий – к признанию незаконно созданной Польской автокефальной церкви. У монастыря отобрали часть строений с землями, некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе, в советские годы ставшей сельскохозяйственным техникумом. Крестовоздвиженский храм польские власти преобразовали в католический костел, были попытки передачи монастыря католикам, лишь крестные ходы из православных верующих в монастырь воспрепятствовали этому. К укреплению защитников монастыря в вере и послужило возвращение Жировичской иконы Божией Матери как раз в такой сложный момент.

В 1938 г. Жировичскую икону на специально устроенной повозке привозили в города и селения Западной Белоруссии. В том же году на праздник явления иконы (7/20 мая) в монастыре была восстановлена традиция после поздней праздничной литургии совершать Крестный ход из Успенского собора к Явленскому храму с изнесением чудотворной иконы и совершением молебна пред ней у дверей храма. В 1938 г. в этом торжестве участвовали около 15 тыс. паломников и более 100 священнослужителей.

  1. Период существования обители в годы Второй мировой войны: 1939–1945

С началом Второй мировой войны в 1939 г. территория Западной Белоруссии и Западной Украины вошла в состав СССР и епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Церкви, вернулись под омофор Русской Православной Церкви. Указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 17 октября 1939 г. управление вновь вошедшими территориями было поручено архиепископу Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, Экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». В Жировичской обители временно было устроено управление этой епархией. Наместник архимандрит Венедикт (Бобковский) в 1941 г. был хиротонисан в викарного епископа Брестского.

С первых дней Великой Отечественной войны Жировичский монастырь оказался на оккупированной немцами территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли Жировичский монастырь. Явленская церковь использовалась как склад боеприпасов, монастырские корпуса служили в качестве лазарета, были расстреляны несколько монахов. Благодаря активным действиям архиепископа Пантелеимона (Рожновского)  и епископа Брестского Венедикта (Бобковского) оккупанты вскоре были выселены из обители. Явленская церковь была очищена и возвращена монастырю.

По благословению митрополита Пантелеимона насельники Жировичской обители архимандрит Серафим (Шахмуть) и Григорий Кударенко (архимандрит Игнатий) были отправлены для возрождения приходской жизни в Восточную Белоруссию. В 1941–1943 гг. они способствовали восстановлению значительного количества приходов Минской, Витебской, Могилёвской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 г. за свою открытую и плодотворную миссионерскую деятельность архимандрит Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и замучен в лагере.

В 1942-1943 гг. наместником был подвижник, человек высокой духовной жизни архимандрит Серафим (Кудрявцев). Его могила находится за алтарем Явленской церкви и почитается братиями и паломниками.

  1. Послевоенный период жизни монастыря: 1945–1956 гг.

В 1945 г. часть зданий заняли под сельскохозяйственный техникум, но при обители были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. До закрытия духовной школы (1964 г.) ректоры семинарии одновременно являлись наместниками (архимандриты Митрофан (Гутовский), Леонтий (Бондарь), Антоний (Мельников)).

В 1956–1963 гг. наместник и ректор архимандрит Антоний (Мельников) проводил активную работу по восстановлению монастыря. Были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. О. Антоний написал магистерскую диссертацию «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964 г.), в которой собран богатый материал по истории обители.

В 1959 г. в монастырь поступил афонский постриженик и подвижник иеромонах Иероним (Коваль; † 1964), известный духовник обители. Его могила находится за алтарем Крестовоздвиженской церкви, рядом с могилой его ученика, старца схиархимандрита Митрофана (Ильина).

  1. Период 2-ой половины ХХ в.

В 1960 г. в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни – мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. Они несли различные послушания, чем существенно помогали монастырю выживать в то сложное время.

В 1963 году закрыли семинарию, а часть монастырских строений отвели под больницу. Возобновились притеснения братии, был прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора.

Наместник монастыря в 1963–1969 гг. архимандрит Михей (Хархаров; впоследствии архиепископ Ярославский) ревностно отстаивал обитель от постоянно угрожающего закрытия.

В 1965–1978 гг. в Жировичском монастыре проживал на покое архиепископ Ермоген (Голубев). Он совершал службы, духовно окормлял братию и паломников обители.

В 1970–1987 гг. наместником был архимандрит Константин (Хомич; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался почитаемый подвижник благочестия, эконом обители, игумен Евфимий (Байдаков; схиархим. Порфирий († 1994).

В 1978 г. священноархимандритом обители был назначен митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), по инициативе и при участии которого в монастыре были организованы ежегодные курсы для духовенства, прошел епархиальный съезд клира и мирян Минско-Белорусской митрополии (1988), по заложенной им традиции проходят духовно-богословские конференции. Владыка Филарет часто навещал монастырь, помогая материально и лично наблюдая за ходом восстановительных работ.

С 1985 г. в обители проживал схиархимандрит Иоанн (Маслов), назначенный духовником обители. К нему за поддержкой и духовным окормлением приезжали многочисленные паломники, приходили монастырские насельники.

В 1989 г. была возрождена Минская духовная семинария. Ректором семинарии был назначен наместник архимандрит Стефан (Корзун), а инспектором – благочинный монастыря игумен Гурий (Апалько), послушание духовника исполнял схиархимандрит Иоанн (Маслов).

4 марта 1990 г., после хиротонии наместника и ректора архимандрита Стефана (Корзуна) во епископа Пинского и Лунинецкого, наместником назначен архимандрит (впоследствии архиепископ) Гурий (Апалько), который исполняет эту должность и в настоящее время, являясь одновременно ректором, наместником монастыря и управляющим Новогрудской епархией. 16 сентября 1999 г. состоялся 1-й выпуск Минской духовной академии им. свт. Кирилла Туровского. Академия первоначально располагалась в стенах семинарии в Жировичах, затем была переведена в Минск.

С 1992 г., в связи с возрождением на территории Гродненской обл. самостоятельной епархии, Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

  1. Современный этап развития обители

Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, жилые и хозяйственные постройки, колокольню, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. Центром монастыря является Успенский собор. Здесь находится величайшая святыня Беларуси – чудотворный образ Жировичской Божией Матери. Эта икона очень маленького размера 5,6х4,4 см – из камня гранита овальной формы. С правой стороны к Успенскому собору прилегает небольшая Никольская церковь. Далее размещается Явленская церковь, а на самом высоком месте – Крестовоздвиженская.

В монастыре подвизаются 33 человека монашествующей братии, в том числе – один архиепископ, один архимандрит, четыре игумена, шесть иеромонахов, три иеродиакона, восемь монахов, пять иноков и пять послушников. Испытательный срок проходят кандидаты в число братии и трудники.

Очень почитается паломниками источник Божией Матери. Он был освящен 200 лет назад. В 2006 г. был освящён и обустроен Ближний источник. Под Свято-Успенским собором расположен ещё один Святой источник, самый древний, возникший во время явления иконы.

В стенах обители действует Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ректором Минской духовной семинарии является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий.

По благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, наместника Успенского Жировичского монастыря, в 2011 году в д. Сосновка Слонимского района открыт Центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис» (в переводе с греческого – «Воскресение»). Людям, страждущим недугом винопития и наркоманией, здесь помогают обрести себя.

При семинарии работает Воскресная школа, учащиеся ребята-семинаристы проводят уроки духовности в школах г. Слонима и в Жировичах, преподаватели читают лекции для мирян при храмах, летом ведёт работу Летний богословский институт, читаются лекции по богословским дисциплинам для желающих углубить свои духовные познания. Круглый год монастырь принимает паломников, помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, укрепляя их морально и материально.

Пред Жировичской иконой ежедневно дважды совершается молебен с акафистом, поминаются имена людей, подавших записки с просьбой молитвы пред чудотворной Жировичской иконой. Ежедневно совершается суточный круг богослужения по уставу Православной Церкви. Также работают иконные лавки, где можно приобрести списки-копии Жировичской иконы, духовную литературу, изданы книги об истории обители, проводятся экскурсии для желающих. Паломники всегда покидают обитель одухотворёнными и радостными. Особая благодать этого святого места очень чувствуется всеми.

Примечания

1 Солтан или Пересвет-Солтан — дворянский род, герба своего имени (также «Вренбы», изменённый Абданк). Род русско-литовского происхождения (белорусского). Александр Юрьевич считается основателем рода, в 1443—1454 годах занимал должность подскарбия земского при дворе короля Казимира IV Ягеллончика, то есть фактически был министром финансов. Андрей Александрович был подскарбием Великого Княжества Литовского в 1486—1492 годах, известным попечителем православных монастырей и храмов, а брат его Солтан Александрович — маршалком королевским и наместником слонимским и новогрудским (1483—1490 гг.). Сын Андрея — Иван был подскарбием надворным литовским (1507—1554 гг.). Александр Солтан — был маршалком королевским (1515—1541 гг); сын последнего Иван был также маршалком надворным литовским (1572 г.). Станислав Солтан был последовательно хорунжим великим (1782 г.), подкоморием великим (1790 г.) и маршалком надворным литовским (1791 г.). Род Солтан, разделившийся на несколько ветвей, внесен в VI ч. родословных книг Минской, Гродненской и Могилёвской губерний.

2 Александр Солтан получил известность в связи с обретением иконы Жировичской Божией Матери — в его владениях пастушки обнаружили на груше светящийся камень с изображением Богоматери с младенцем. Он основал монастырь на месте её явления. Копия старого «сарматского» портрета А. Солтана, сделанная в 1913 году художником Вацлавом Вейко, хранилась в Жировичском монастыре в келье архиепископа Ермогена, на ней была надпись: «Александр Солтан, кавалер Гробу Господнего и Золотого руна, подскарбий ВКЛ, при котором Икона Чудотворная Девы Марии явилась в Жировичах лета Господня 1470». Александр и его потомки в документах пишутся везде как православные. Именно к Александру Солтану некоторые историки относят слова из письма супрасльского архимандрита Сергия к киевскому митрополиту Макарию II: «А пан Солтан — благочестивый и мудрый пан, который же света того не малую часть обышол, хотячи положение его светское и духовное видети, и, по апостолу, лучшое от хужьшого разделяя и в себе то, яко губа воду, взимая. И бы был его милость бачил в нем што несправного и церкви святой негодного, знать бы его з оных стран не вынесл». Дипломатические свои задачи Александр выполнил удачно. Согласно актам 1480—1483 годов он был маршалком Великого княжества, наместником слонимским, затем новоградским, маршалком и наместником бельским. Под письмом православных магнатов ВКЛ к Папе Сиксту IV от 14 сентября 1476 года под номером 16 (после князя Бельского, князя Альлековича, печерского архимандрита) значится его имя со всеми регалиями. Солтан был человеком образованным. Он основывал в своем имении Шишкини под Вильно скрипторий — там переписывались книги богослужебного содержания, святоотеческие труды. Скрипторий действовал и после смерти основателя — так было положено начало будущей библиотеке Солтанов. Имел Александр двоих сыновей, они, как и отец, продолжали государственную службу. В 1469 г Солтан вернулся из путешествий и получил назначение быть Слонимским наместником. Когда великий князь Александр пожаловал Солтанам имение Старые Жировичи, туда была перевезена библиотека, которую позже хозяева подарили Жировичскому монастырю, здесь и была принесена одному из Солтанов (которому, уточнят историки) чудотворная икона (по статье Людмилы Рублевской «Cказ о после Солтане», опубл. в “Беларусь Сегодня» 22.06.2011, https://www.sb.by/articles/ckaz-o-posle-soltane.html. и книге П. Бубнова «Источник милости»).

3 Бубнов, П, протодиакон. Милости источник. Жировичская чудотворная икона Божий Матери и Успения Жировичская обитель в 1470–1621 гг. К 550-летию явления Жировицкой иконы. К 500-летию обретения иконы и основания обители.  – Жировичи, 2020. – С. 13.

4 Феодосий Боровик (польск. Teodozy Borowik; ум. 1652) — униатский монах; русско-польский писатель и переводчик XVII века. В 1620 году под одним документом он подписался как «иеромонах закону светого Василия, настоятель монастыра Виленского Светое Живоночальное Троицы». В 1623 году Феодосий Боровик принимал участие в Рутской базилианской конгрегации. В 1648 году в одном документе упоминается как проповедник Вознесенского и Святодуховского монастырей в Минске. В 1652 году он был супериором Жировичского монастыря. Написал (не позже июня 1621 года) на русском языке «Гисторию, або повесть людей разных, о образе чудовном Пренасветейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском» (см. Жировичская икона Божией Матери) и польский ее перевод. Перевод был издан дважды в Вильне, в 1622 и 1828 гг. Русский текст напечатан впервые профессором П. Н. Жуковичем в «Известиях отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук» за 1912 год.

5 По свидетельству протодиакона Павла Бубнова, Минея на март-апрель хранится в отделе рукописей Библиотеки академии наук Литвы имени Врублевских в Вильнюсе. Сохранилась входная запись, что книга написана повелением Александра Солтана в 1487 г. рукой дьяка Сенка Яковлевича из Смоленска. Вторая Минея на январь-февраль не сохранила входной записи, но бумага, оформление записи идентичны первой минеи. Минея на май-июнь 1488 г., написанная по заказу А. Солтана рукой дьяка Занка Алексеевича из Турова, хранится в Российском государственном архиве древних актов, фонд 181. Эти книги имеют пометки о принадлежности Жировичскому монастырю, сделанные в разное время (Бубнов, П., протодиакон. Милости источник. Жировичская чудотворная икона Божий Матери и Успения Жировичская обитель в 1470-1621 гг. К 550-летию явления Жировичской иконы. К 500-летию обретения иконы и основания обители. – Жировичи, 2020. – С. 13-14).

6 Там же, с. 14.

7 Там же, с. 19.

8 В поисках утраченного. Какие материалы хранились в Жировичском архиве. Беларусь сегодня. 25 мая 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/arkhiv-obiteli.html – Дата доступа: 31.01.2020 г.

9 Кроме Жировичского был попечителем Брестского Симеоновского монастыря.

10 Хранится в собрании Государственной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске.

11 Цит. по: Бубнов, П, протодиакон. Милости источник. Жировицкая чудотворная икона Божий Матери и Успения Жировицкая обитель в 1470-1621 гг. К 550-летию явления Жировицкой иконы. К 500-летию обретения иконы и основания обители.– Жировичи, 2020. – С. 37.

Литература

Антоний (Мельников), архимандрит. Жировичский монастырь в истории Западнорусских епархий : [рукопись] : В 3 ч. Ч. 1–3 / архимандрит Антоний (Мельников). – Жировичи ; Одесса, 1957–1964.– 405 с.

Афанасий (Кудюк А. Г.; архиепископ Пермский и Соликамский.) Жировицкая икона Божией Матери и Свято-Успенский Жировицкий монастырь / архимандрит Афанасий. – [Б. м. : б. и.], [2-я. пол. XX в.]. – 11 л., [2] л. вкл. фот. – Машинопись. – Авт. указан в конце кн.

Афанасик, В. В. Неугасимая лампада: из истории Жировичского монастыря / В. В. Афанасик. – Слоним : Слоним. тип., 2016. – 140 с.

Бубнов, П., протодиакон. Милости источник. Жировичская чудотворная икона Божий Матери и Успения Жировичская обитель в 1470-1621 гг. К 550-летию явления Жировичской иконы. К 500-летию обретения иконы и основания обители / протодиакон Павел Бубнов. – Жировичи, 2020. – 67 с.

В поисках утраченного. Какие материалы хранились в Жировичском архиве. Беларусь сегодня. 25 мая 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/arkhiv-obiteli.html – Дата доступа: 31.01.2020 г.

Всерадостное заступление Белой Руси. История Жировицкого Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников / [авт.-сост. игумения Гавриила (Глухова М. Н.) ; рекомендовано к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви.]. – Жировичи : Жировицкий Успенский ставропигиальный мужской монастырь, 2019. – 119 с. 

Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери / [предисл. священника Л. Паевского]. – Гродна : Губернская типография, 1897. – 25 с.

Жировицкая обитель : богословско-литературно-художественный листок / сост. протоиерей Георгий Соколов. – Жировичи, 2018. – № 1 (104).

Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. – Вильна : в типографии Осипа Блюмовича. – 1867. – 30 с.

Официальный сайт Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zhirovichi-monastery.by/history – Дата доступа: 31.01.2020 г.

Папоў, В. Жыровічская ікона. Гісторыя вядомай беларускай святыні / Віктар Папоў // Ступени. – 2004. – №2 (14).

Православная энциклопедия. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/182311.html – Дата доступа: 01.02.2020 г.

Православная энциклопедия. Жировицкая икона Божией Матери [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/182309.html – Дата доступа: 01.02.2020 г.

Рублевская, Л. Cказ о после Солтане / Людмила Рублевская // Беларусь Сегодня. 22.06.2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/ckaz-o-posle-soltane.html. – Дата доступа: 07.02.2020 г.

Ярашэвіч, А. А. Жыровіцкі Свята-Успенскі манастыр / А. А. Ярашэвіч. – Мінск : Беларусь, 2006. – 75 с.

oroik.by