7 мая 2018 года в Могилеве состоялся Республиканский круглый стол
«Крепкая семья – сильное государство».
В круглом столе приняли участие представители различных религиозных и общественных организаций, государственных структур, выступающих за сохранение традиционных семейных ценностей в Республике Беларусь.
Главным поводом для организации столь масштабного форума стала обеспокоенность общественности Республики Беларусь в связи со стремительно усугубляющимся кризисом института семьи и просто шокирующими событиями (ЛГБТ-фестивали и т.п.) в Беларуси, а также в связи с предстоящими изменениями в законодательстве страны, касающимися традиционных семейных ценностей.
Особую тревогу у общественности вызвал процесс подготовки концепции Закона “О предупреждении насилия в семье” и в связи с этим был высказан целый ряд замечаний, основными из которых являются:
– отсутствие возможности у широкой общественности выразить свою позицию и повлиять на разработку концепции (проекта) закона, несущего угрозу национальной безопасности страны;
– сомнительные, противоречивые статистические данные и аргументы инициаторов (сторонников) указанного закона.
Участники круглого стола пришли к однозначному выводу, что бороться с насилием и агрессией необходимо не на уровне следствий и симптомов насилия, а на уровне реальных источников проблемы. Основными такими источниками были признаны:
– пагубное влияние на институт семьи массовой культуры, разорвавшей многовековую нить традиций воспитания;
– очень высокий уровень потребления алкоголя на душу населения;
– высокий уровень агрессии в СМИ, рекламе, кино-и видеопродукции.
По итогам обсуждения участниками круглого стола было принято решение донести до государственных структур и заинтересованных сторон предложения общественности по концепции Закона “О предупреждении насилия в семье”, а также в целом по семейной политике государства.
Резолюция круглого стола «Крепкая семья – сильное государство».
Участники круглого стола, обсудив поставленные на мероприятии вопросы, выражают тревогу перед планируемыми изменениями законодательства Республики Беларусь в отношении семьи.
Мы отмечаем, что ряд существующих законных положений, принятых в последние десятилетия, и предлагаемые дальнейшие шаги, а именно введение некоторых поправок в существующие и издание новых правовых актов создает угрозу национальным интересам Беларуси. Это противоречит конституционному принципу защиты семьи, ее независимости, свободного выбора родителями формы воспитания детей, ставит семью под жесткий и произвольный контроль чиновников. Эти законодательные акты нацелены на разрушение исконных родственно-семейных связей, подрывают традиционные семейные ценности, провоцируют коррупцию, в которой ставка – это жизнь людей и судьба детей. Эти законодательные инициативы находятся в противоречии как с национальными интересами, так и с духовно-нравственными устоями белорусского государства, в качестве которых Президент декларирует базисные христианские ценности.
В этом контексте мы решаем:
- Создать белорусским ценностным патриотическим гражданским обществом, общественными организациями и физическими лицами Координационный общественный совет по защите семьи в Республике Беларусь, выражающий на государственном уровне позицию организаций и граждан по вопросам законодательства в отношении семьи.
- Обратиться с открытым письмом к Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко, депутатам Палаты Представителей Республики Беларусь, к другим органам, организациям, государственным деятелям с предложениями в отношении разработки концепции закона «О профилактике насилия в семье», а также с предложениями в отношении разработки семейной политики Республики Беларусь.
- Обратиться к Президенту с просьбой о приостановке разработки законопроекта «О предупреждении насилия в семье» до момента общественного обсуждения, имеющего юридическую силу.
Предложения в отношении разрабатываемой концепции проекта Закона “О предупреждении насилия в семье”.
Во избежание недоразумений и неоднозначности в трактовке понятий необходимо в уже существующих законах и в обсуждаемой концепции закона «О предупреждении насилия в семье» разграничить понятия «насилие» и «наказание». Изъять из юридической практики понятие «психологическое насилие» как нечеткое по определению и неподдающееся однозначной юридической трактовке.
Законодательно закрепить допустимость вмешательства структур МВД в семейные взаимоотношения только тогда, когда есть реальная угроза жизни или здоровью члена семьи и когда весь потенциал профилактических мер был исчерпан. В противном случае органы МВД могут стать орудием уничтожения проблемных семей (коих много) вместо того, чтобы дать возможность другим структурам спасти ситуацию.
В концепции проекта указанного закона необходимо закрепить юридическую презумпцию добросовестности родителей.
Разработать более жесткий контроль продажи, оборота и рекламы алкоголя. Поскольку более 80% противоправных действий в семье совершается в состоянии алкогольного опьянения, совершенно очевидно, что решение проблемы сложных конфликтных ситуаций в семье, а также преступлений, совершаемых в домашней обстановке, больше лежит в плоскости уменьшения алкогольной зависимости граждан.
В отношении фиксируемых отдельных фактов превышения разумных пределов наказания в отношении детей необходимо признать серьезные упущения в последние 20-30 лет со стороны общественности и государства в системе морально-нравственного воспитания нынешних родителей, бывших в то время детьми и подростками. Поэтому необходимо в концепции закона «О предупреждении насилия в семье» предусмотреть организацию обучающих курсов для взрослого населения в отношении построения счастливой семьи на основе национальных традиций. Параллельно необходимо ввести обязательный предмет в системе образования по этике и психологии семейной жизни.
Законодательно закрепить привлечение в разбирательства представителей соответствующих религиозных организаций, представителей родительской общественности и людей, хорошо знающих семью, при выявлении конфликтных, трудных жизненных ситуаций в семье. Наделить родительские объединения полномочиями по участию в процедурах, связанных с решением вопросов о статусе детей в семьях и/или о статусе семей. Результатом разбирательств должна стать конкретная и реальная помощь семье (а не отдельному члену): материальная адресная помощь, помощь в трудоустройстве и т.д., когда при условии сохранении семьи достигается уменьшение уровня конфликтности.
Направить усилия по борьбе с домашним насилием не на устранение симптомов насилия путем разрушения семьи, а на устранение источников проблемы. Для этого принять меры по снижению алкогольной и иной (игровой, наркотической) опасной зависимости у населения нашей страны, на снижение уровня насилия в информационной среде – СМИ, аудиопродукции, телевизионной- и кинопродукции, печатных изданиях, интернете и т.п.
При разработке концепции проекта указанного закона необходимо учесть возможность родителям детей использовать в случае крайней необходимости меры воспитательного характера в виде наказания. В противном случае будут оскорблены чувства христиан (которых в Республике Беларусь большинство), поскольку в основополагающих религиозных источниках (в Библии – Прит. 22, 15; 23, 13-14; 29:15; Евр. 12,6-11 и др.) есть прямое указание на применение наказания к детям.
Замечания и предложения по разработке и совершенствованию семейной политики Республики Беларусь.
Ввиду исключительного, основополагающего значения института семьи для нашего государства, настоятельно рекомендовать соответствующим государственным структурам предусмотреть на законодательном уровне обязательную процедуру общественного обсуждения законопроектов (и концепций), затрагивающих вопросы семьи, с широким информированием населения и возможностью высказать мнение организациям, активно занимающимся вопросами семьи, материнства и детства.
Предлагаем разработать и принять закон «О предотвращении угроз в отношении семьи» с классификацией видов угроз институту семьи, разработкой мер профилактики и защиты, а также перечислением ответственных структур. Среди прочего, в этом законе следует ввести и закрепить законодательно юридическую презумпцию добросовестности родителей.
Разработать конкретные и строгие правила оборота видеоигровой продукции, поскольку видеоигры изобилуют сценами насилия и жестокости, что является доказанным существенным фактором повышенной агрессивности у людей, часто играющими в видеоигры. Предлагаем уйти от существующего механизма саморегуляции видеоигрового рынка и создать четкие механизмы общественного и государственного контроля за содержанием и доступностью видеоигрового контента.
Законодательно ограничить доступ к информации с насилием и жестокостью в информационной продукции внесением дополнений в Закон 362-З о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В частности, для определения возрастных критериев информационной продукции включить условие о «степени проявления того или иного вредного действия или контекста», добавить более строгое и конкретное условие о «степени страха, паники, ужаса и т.п. от информации», добавить в Законе понятие «фантазийные (или вымышленные) персонажи», исключить из разрешенной информации в категории «0+» показ сцен насилия, исключить из разрешенной информации в категории «6+» показ ряда правонарушений, добавить критерий «натуралистичности» в определении информационной продукции для возраста «6+» при показе разных правонарушений, исключить из разрешенной информации в категории «6+» показ ряда тяжелых повреждений у человека, ужесточить правила по наличию информации, содержащей сексуальные отношения не только между людьми, но и между животными и иными существами.
Определить и законодательно закрепить орган регулирования аудиовизуальной продукции и фонограмм с целью снижения агрессии и нездоровой сексуализации, транслируемых в такой продукции. Законодательно разработать правила оборота аудиовизуальной продукции и фонограмм, а именно – запретить по телевидению, радио, на видеоэкранах общественных заведений, включая кафе, пиццерии, вокзалы и иные общественные места с оборудованием для трансляции аудиовизуальных произведений и фонограмм, трансляцию песен и клипов категории «18+» до 24 часов ночи и после 6 часов утра. Тем самым устранить нестыковку в законодательстве: такая норма есть для кинематографической продукции, но отсутствует для песенной продукции. Законодательно ограничить песни с категорией «16+», которые также должны быть ограничены в трансляции в утреннее, дневное и вечернее время по телевизору и радио, с учетом режима дня детей и наиболее вероятного времени их нахождения у экранов телевизоров или радио, в том числе во время учебного года, выходных и каникул. Понизить возрастную маркировку аудиовизуальной продукции и фонограмм, транслируемых в общественных местах до 21:00, до возрастной категории «12+».
Запретить показ телевизионных передач с возрастной котировкой «18+» в течение дня кроме ночного времени, по аналогии с кинематографической продукцией. В настоящее время имеет место явная нестыковка в законодательстве: по телевизору кинематографическая продукция «18+» запрещена к показу с 6 до 24 часов, в то время как телевизионные передачи с такой котировкой могут транслироваться круглосуточно. И также, по аналогии с кинематографической продукцией, предлагаем, ограничить время показа телевизионных передач «16+» поздним вечером, а «12+» – определенными часами, учитывая режим дошкольников и младших школьников.
В законодательстве Республики Беларусь (в Кодексе “О браке и семье”) предусмотреть понятие семейных (традиционных) ценностей, к которым следует отнести: – ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, созданный посредством регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению
Приоритетами государственной семейной политики должны быть незыблемость традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и воспитании, создание условий для укрепления внутрисемейных и межсемейных отношений, повышение авторитета родителей в семье.
К принципам государственной семейной политики должны быть отнесены:
.- самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
– презумпцию добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родителей в семье и обществе.
При разработке семейной политики необходимо исходить из превалирования общесемейного блага над интересами отдельных членов семьи. Некоторые современные подходы к выстраиванию семейных отношений деструктивны, т.к. не предусматривают жертвенности со стороны членов семьи при одновременном стремлении получить индивидуальную «удовлетворенность». Рассматривать семейную политику необходимо как политику по развитию единого организма – семьи, а не отдельных независимых ее членов с противопоставленными правами и обязанностями – как правило, обязанностями родителей и правами детей.
При разработке семейной политики необходимо прекратить практику «материализации» целей семьи и отдельных её членов. Необходимо направить усилия государства – используя все имеющиеся в его руках возможности – на переориентировку молодого поколения от «целевых идеалов» наживы и наслаждений на духовно-нравственные приоритеты в жизни.
Материалистическое, потребительское мировоззрение общества вкупе с его сексуализацией делает невозможным существование высоких идеалов, оно превозносит под видом «прав» ложные смыслы жизни в виде наживы и удовольствий. Следствием является разрушение семьи и родительства, различные зависимости – алкоголизм, наркомания, курение, интернет-зависимость и т.д. В обществе растет агрессия, насилие, преступность, суициды, подверженность психическим заболеваниям. Снижается демографическая безопасность, так как молодые люди не готовы жертвовать временем и деньгами ради детей.
Необходимо привести информационное пространство страны в соответствие с заявленными целями государства в отношении семьи и с Концепцией национальной безопасности:
– ввести запрет на проведение массовых мероприятий, прямо или косвенно пропагандирующих образ жизни ЛГБТ-сообществ, носящих признаки интереса в растлении молодежи, дискредитирующих институт семьи и авторитет родителей;
– ввести запрет на рекламную продукцию, плакаты, буклеты, баннеры, публикации в социальных сетях, прямо или косвенно пропагандирующих мировоззрение ЛГБТ-сообществ, носящих признаки интереса в растлении молодежи, дискредитирующих институт семьи и авторитет родителей;
– убрать презервативы и «лубриканты» с касс всех торговых предприятий;
– увеличить долю социальной рекламы, посвященной повышению престижа семьи и популяризации чадолюбия и многодетности;
– увеличить количество фильмов, мультфильмов, культурных программ, посвященных повышению престижа семьи и популяризации чадолюбия и многодетности, обязать «Белафишу» и «Киновидеопрокат» пропагандировать такие фильмы;
– ввести оперативный общественный морально-нравственный контроль за содержательным уровнем плакатов, буклетов, открыток, брошюр и различных пособий, предлагаемых в Центрах (кабинетах) дружественных к подростку, Центрах здоровья молодежи, кабинетах по «планированию семьи», «репродуктивному здоровью» и т.п. заведениях, а также за тематикой проводимых там бесед и планируемых программ;
– публично признать аборты нежелательными для государства и населения, т.е. признать и активно, объективно и всесторонне информировать население, что аборты: наносят вред здоровью женщин и повышают многие риски; убивают живое человеческое существо на разных этапах его развития; несут демографическую угрозу государству;
– признать половую связь без официальной регистрации нежелательной для нормального развития общества, по сути безответственной;
– признать подходы, восхваляющие половую распущенность к представителю противоположного пола, не соответствующими духовно-нравственным традициям народа и подлежащими осуждению;
– признать «половые отношения между лицами одного пола» (гомосексуализм) деструктивными для общественного уклада;
– ужесточить наказания за педофилию.
Вышеназванные принципы должны находить своё выражение в совершенствовании законодательства в национальных интересах.
Исключить из употребления термины «планирование семьи», «репродуктивное здоровье», «нежелательная беременность», «профилактика абортов», «безопасное материнство», «ответственное сексуальное поведение» и т.п. Следует использовать более адекватные и доступные понятия: сохранность семьи, дородовое обследование женщины и ребенка, сохранение беременности, подготовка к рождению и воспитанию ребенка, нацеленность на чадолюбие и многодетность. Внести изменения, направленные на укрепление института семьи, нормализацию положения семей, испытывающих материальные и иные трудности, – вместо изъятия ребёнка у родителей. Усилить гарантии родительских прав на воспитание детей, ограничить чрезмерное вмешательство органов опеки и попечительства и других государственных органов в жизнь семьи. Такие крайние меры, как изъятие ребёнка из семьи, не должны приниматься без участия общественных родительских институтов.
Исключить предложенный в новом законе о СМИ запрет оглашать факты изъятия детей из семьи без согласия законных представителей – при том, что законным представителем изъятых детей автоматически становится директор приюта. Необходимым и достаточным условием оглашения информации о детях должно быть лишь согласие одного из родителей (даже если они лишены родительских прав).
Поставить вопрос о законодательном закреплении деятельности по воспитанию детей в многодетных семьях как формы трудовой деятельности граждан. Это станет основанием для заключения социального договора с родителями (одним из родителей), которые получали бы причитающиеся в рамках этого договора льготы, в том числе и для исчисления трудового стажа.
Разработать и внедрить программу подготовки молодежи к семейной жизни, программы по отцовству, материнству и соответствующие программы для дошкольных учреждений образования, школ, средних и высших учреждений образования. Необходимо переориентировать систему образования и вместо навязываемого организациями «гендерного» и сексуального образования, в т.ч. в рамках ОБЖ, ввести факультативы и уроки по полоролевому воспитанию, которое было всегда в славянской и христианской культуре, да и в СССР. Такое воспитание является основой нашей семейной культуры, и без него институт семьи, а с ним суверенитет и существование нации обречены.
Секретарь круглого стола «Крепкая семья – сильное государство»:
Кирейков Юрий Александрович, тел.- +375293507725, yuri-@tut.by