В Богослужении четвертой недели Великого поста святая Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
Слово 1. Об отречении от жития мирского
- Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное.
- Благое основание отречения от жития мирского составляют незлобие, пост и целомудрие.
- Человек неженатый, а только делами связанный в мире, подобен имеющему оковы на одних руках, а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию. Женатый же подобен имеющему оковы и на руках, и на ногах.
- Вступивший в первую степень, не обращайся вспять.
Слово 2. О беспристрастии, то есть отложении попечений и печали о мире
- Великий стыд монахам заботиться о чем-нибудь таком, что не может принести пользы во время великой нашей нужды, то есть во время исхода души.
- Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия.
- Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее.
- Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение — от всех вещей, людей и родителей; второе есть отречение своей воли; а третье — отвержение тщеславия, которое следует за послушанием.
Слово 3. О странничестве, то есть уклонении от мира,
а также о сновидениях, бывающих новоначальным
- Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию.
- Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги, ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме. О спасении других не все подлежим ответу.
- Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича.
- Бесы тщеславия — пророки в снах, будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы по исполнении сих видений удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью.
Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании
- Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа и без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.
- Блажен, кто волю свою умертвил совершенно и все попечение о себе предал своему учителю о Господе: он будет стоять одесную Иисуса Распятого.
- Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям.
- Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом.
- Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ей от согрешений как бы уздою.
- Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти.
- По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать.
Слово 5. О попечительном и действительном покаянии
- Покаяние есть возобновление крещения.
- Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.
- Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших.
- Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена, ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым.
Слово 6. О памяти смерти
- Память смерти есть повседневная смерть.
- Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда сие пресечено со смирением, то вместе отсекаются и другие страсти.
- Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить.
- Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни.
Слово 7. О радостотворном плаче
- Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех.
- На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит перед судьей, чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии.
- Бесы боятся сетования, как воры псов.
- Ложась на постель, воображай твое возлежание во гробе — и будешь меньше спать. Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей — и ты будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем — и без сомнения понудишь самое свое естество.
- Если ты не имеешь плача, то плачь об этот самом.
- Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей.
- Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.
Слово 8. О безгневии и кротости
- Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы.
- Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
- Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение.
Слово 9. О памятозлобии
- Преставший от гнева убил памятозлобие.
- Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов, и враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно.
- Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
- Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их.
Слово 10. О злословии и клевете
- Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне.
- Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога.
- За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
- Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.
- Судить — значит, бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать — значит, погублять свою душу.
Слово 11. О многоглаголании и молчании
- Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим, а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.
- Многоглаголание рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует) или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.
Слово 12. О лжи
- Многословие и смехотворство порождают ложь.
- Ложь есть истребление любви.
- Видал я людей, которые величались ложью и празднословием и, остротами своими возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.
- Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «Не опечаливай, — внушают они нам, — повествователя, не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли. А если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и Последнем Суде, ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
- Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть.
Слово 13. Об унынии и лености
- Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив. В псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.
- Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом.
- Ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние.
Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке — чреве
- Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей.
- Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты.
- Монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне, во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.
- Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти.
- Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне.
- Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
- Глава страстей есть объедение.
- Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус.
Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии,
которое тленные приобретают трудами и потами
- Чистота есть усвоение бестелесного естества.
- Целомудрен, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел.
- Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе.
- С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.
- Бесы, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.
- Рыба спешит убежать от удочки, а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.
- Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздой, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть.
Слово 16. О сребролюбии
- Сребролюбие есть поклонение идолам, дочь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
- Победивший страсть сию отсек попечения, а связанный ею никогда не молится чисто.
- Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным.
Слово 17. О нестяжании
- Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни.
- Вкусивший вышних благ легко презирает земные; не вкусивший же первых радуется о стяжании последних.
- О монахи, не будем невернее птиц, которые не пекутся и не собирают.
- Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль.
- Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1 Тим. 6: 10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.
Слово 18. О нечувствии
- Видал я много таких людей, которые, слушая слово о смерти и Страшном Суде, проливали слезы, а потом, когда слезы еще были в очах их, со тщанием спешили на трапезу
Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий
- Никто не должен во время молитвы заниматься рукодельем, в особенности работой
Слово 20. О бдении телесном:
как мы чрез него достигаем духовного и как должно оное проходить
- Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.
- Бодрый инок — враг блуда, сонливый же — друг ему.
- Во время молитвы дух сонливости подущает взяться за рукоделье, ибо иначе не может погубить молитву бдящих.
- От частого псалмопения во время бодрственного состояния бывает то, что и во сне приходят на ум слова псалмов. Иногда же случается, что и бесы представляют их нашему воображению, чтобы привести нас в гордость.
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании
- Боязливость есть младенческий нрав в старой тщеславной душе.
- Все боязливые тщеславны, но не все не боящиеся смиренномудры, ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
- Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле.
- Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
Слово 22. О многообразном тщеславии
- Тщеславие радуется обо всех добродетелях. Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, — опять тщеславлюсь, считая себя мудрым.
- Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям.
- Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
- Когда бес тщеславия видит, что некоторые приобрели хотя несколько мирное устроение, то тотчас побуждает их идти из пустыни в мир и говорит: «Иди на спасение погибающих душ».
- Монах, сделавшийся рабом тщеславия, ведет двойственную жизнь, по наружности пребывая в монастыре, а умом и помышлениями в мире.
- Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
- Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
Слово 23. О безумной гордости
- Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость.
- Монах высокосердный не может иметь послушания.
- Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.
- Крайнее безумство — гордиться Божиими дарованиями.
- Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.
- Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога, ибо суетно для такого спасение человеческое.
- От скверной гордости рождается несказанная хула
Слово 24. О кротости, простоте и незлобии,
которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве
- Кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.
- Лукавый есть лживый провидец, который думает, что он из слов может разуметь мысль других, и по внешним поступкам — сердечное расположение.
- Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.
Слово 25. Об искоренителе страстей — высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве
- Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних.
- Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные, а святое смирение отверзает оные.
- Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.
- Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут.
- Невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым и уже очищенным.
- Некоторые, хотя и получили уже прощение грехов, но для всегдашнего побуждения к смиренномудрию удерживают до конца жизни воспоминание о прежде бывших согрешениях.
- Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.
Слово 26. О рассуждении помыслов, страстей и добродетелей
- Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравой.
- Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем.
- Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь — тщеславие; печаль же и гнев рождаются от трех главнейших страстей — сластолюбия, славолюбия и сребролюбия, а матерь гордости — тщеславие.
- Лукавство происходит от возношения и от гнева.
- Страх, который чувствуем к начальникам и к зверям, да будет для нас примером страха Господня.
- Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.
- Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовью — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростью — хитрость, с кротостью — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовью — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие
- Все, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят, или потому что просят не по достоинству и по тщеславию, или потому что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение.
- От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба.
- Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
- Немощные душою должны познавать посещение Господне и Его милость к ним из телесных болезней, бед и искушений внешних.
- Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
- Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную и, помолившись Богу, с верой и нелукавой простотой вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле и принимать советы их, как из уст Божиих.
- Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих; ибо любопытствующие плывут в корабле гордости.
- Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия, а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. От естества есть в душе желание славы, но только горней. Естественно и гордиться, но над одними бесами. Подобным образом естественно душе и радоваться, но о Господе и о благих деяниях ближнего. Получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддержать жизнь, а не для сластолюбия.
- Блудных могут исправлять люди, лукавых Ангелы, а гордых — Сам Бог.
- Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо.
- Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела.
- Ищущий земной славы не получит небесной.
- Совесть есть слово и обличение ангела-хранителя, данного нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что непросвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные.
Слово 27. О священном безмолвии души и тела
- Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
- Недугующий душевной страстью и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море и думает безбедно достигнуть берега на доске.
- Признаки, указания и свойства, по которым узнаются проходящие безмолвие с разумом, суть ум неволнующийся, мысль очищенная, восхищение ко Господу, представление вечных мук, памятование о близости смерти, молитва ненасытная, стража неусыпная, умерщвление блуда, неведение пристрастия, умерщвление себя миру, отвращение от чревоугодия, начало богословия, рассуждения источник, содружество слез, истребление многословия и все сему подобное, несовместное с пребыванием в многолюдстве.
- Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним.
Слово 28. О матери добродетелей — священной и блаженной молитве и о предстоянии в ней умом и телом
- Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна, ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.
- Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нем, ибо тогда и Ангел-хранитель наш молится с нами.
- Любовь монаха к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной.
- Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и приемлющий нечистые помыслы.
- Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили.
Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения
- Та душа имеет бесстрастие, которая приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют в сластях.
- Из одного камня не составляется царский венец, так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой-либо добродетели.
Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви
- Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
- Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего!
Материал подготовил Антон Поспелов
По материалам сайта pravoslavie.ru