Храмы еще не закрывались и священников не увозили в неизвестном направлении. В дни мира и относительного спокойствия будущие новомученики думали о просвещении народа.
Святые интуитивно закладывали духовную основу будущего Церкви, питали духовным знанием верующих, благодаря которому распалялись сердца верностью Христу. В данной статье мы скажем о труде Церкви в катехизаторском направлении в канун и во время революции.
Начнём с того, что львиная доля новомучеников были преподавателями Закона Божия в школах. Прославленный Запорожский новомученик священник Михаил Шафанов преподавал Закон Божий в земском училище и церковно-приходской школе, одновременно исполняя обязанности ее заведующего. Сохранились проповеди сщмч. Владимира (Богоявленского), сщмч. Иоанна Восторгова и других святых в учебных заведениях всех классов. Церковь капитально трудилась. Однако на огромную страну мало было этих самоотверженных святых, слишком глубоко народ отступил от веры.
Примерное состояние религиозного просвещения накануне революции описывает сщмч. Андроник (Никольский). Путешествуя по епархии, Владыка писал: «Недостаток даже простейшего христианского просвещения в народе – вот что прежде всего приходится отметить. Светские, конечно, этому тотчас же обрадуются и скажут, что народ наш невежественен, не умеет отличить Троицы от Богородицы, знает только суеверия, а не веру, и т.п. …Не говорю о взрослых, – даже учащиеся в разных школах дети не знают молитв, Священной Истории, начатков веры. Отрадные же исключения в этом отношении очень редки, к сожалению. Не знают житий Святых, имена которых носят, даже дней памяти их не знают. Не развито сознательной привычки молиться дома утром и вечером, почему за лето, не ходя в школу, почти все дети вовсе забывают выученные в школе зимой молитвы. Не заметно и зачатков любви и обычая благочестивого – читать Слово Божие, хотя бы Евангелие».
Тяжко было это все видеть. И сщмч. Андроник, и другие со всем пылом бросались в работу. Многие новомученики-архиереи ратовали за беседы с народом после общих молебнов или акафистов. Сщмч. Владимир (Богоявленский) первыми указами во всех управляемых им епархиях издавал именно постановления о беседах с народом. На приходах после акафистов нараспев устраивал беседы на духовные темы, после раздавали брошюры на нравственную тематику. Открывал типографии, училища, книжные магазины. Отделы распространения духовно-нравственных книг. Специальные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции и т.д. Владыка устраивал столовые, чайные для бедных, заботился о проповеди и к этому побуждал духовенство, учреждал общества трезвости, школы, религиозно-просветительские братства. В его церковно-приходских школах учились в грузинский период более сотни иноверцев и инославных. Во время эпидемии холеры лично посещал холерные бараки, участвовал в просвещении народа – печатал в газетах как можно с медицинской стороны уберечься от болезни.
Сщмч. Иоанн Восторгов писал о сщмч. Владимире (Богоявленском): «С изумлением мы видели, как в праздничный день объезжал он, не зная усталости свой кафедральный град, служил и молился в трех-четырех местах, успевал потом посетить и религиозные собрания, то людей образованных, интересовавшихся высшими вопросами жизни церковной, то простецов веры, жаждавших слова наставления в трезвости, в христианских добродетелях».
Составление библиотек, просветительские съезды, открытие публичных мест для проповеди, беседы после богослужений – отличительная черта того времени. Это было то, за что ратовали новомученики.
Огнём желания народного просвещения обладал священноисповедник Николай Лебедев. Этот удивительный человек, лучший студент Семинарии, стипендиат Духовной академии отказался продолжать учебу для того, чтобы поскорее стать священником и отправится в село. Нут не было школы, а были кабаки и нужда. Крепкое стояние в вере, неуёмная энергия молодого священника и выдающиеся организаторские способности превратили пьяное село в процветающую духовную общину. Он организовал общество трезвости, куда входило около 10000 человек. Добился в приходе закрытие всех кабаков и пивных. От крестьян потребовал письменного обязательства впредь не открывать у себя питейных заведений. В соседних сёлах открывал школы и общества трезвости. В свои 32 года устроил приют для алкоголиков с мастерскими: столярной, сапожной, переплетной, швейной и кузнечной. Ввел преподавание сельского хозяйства наряду с разными ремеслами. Всё это он сделал за 10 лет своего служения. А через 13 лет после начала служение открыл приют для беспризорных детей и покинутых своими родителями. Первую школу построил в 25 лет.
Уже упоминаемый нами священномученик Андроник, архиепископ Пермский, был неутомимым просветителем. Он много способствовал народной катехизации. Пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению десятки тысяч православных с множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников. В Пермской епархии устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно–певческого кружков. Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился.
Удивляет, как подтягивал детей и молодежь сщмч. Вениамин Петроградский. Для налаживания работы он привлекал силы из Семинарии, духовного и светского училищ, Лавры, Александро-Невского Братства. В письме к патриарху Тихону он писал: «Жизнь церковная бьется у нас очень интенсивно, да иначе нельзя. Как только она несколько начинает успокаиваться, сейчас же усиливаются нападения на Церковь. Организаций для взрослых несколько сорганизовали, теперь начинаем развивать детские организации. При Братстве приходских советов открыли Союз детей и молодежи, охватывающий союзы при приходах. Центром христианской просветительской деятельности в детском мире при-Лаврского региона является Исидоровское училище. Там на детские собрания приходится до 1000 детей. С ними занимаются церковным пением, религиозными беседами, гимнастикой, естествознанием и т. п. На Пасху в четверг организуется детский крестный ход в Лавру, а в тех частях Петрограда, откуда далеко, например, на Васильевском острове, там будут районные крестные ходы. В Посту я служил в разных церквях Петрограда Преждеосвященные литургии, на которые собирались дети, иногда и причащались. В Благовещение служил молебен в Павловском Институте, где пели учащиеся, в субботу. Много скорбей, но есть и утешения».
28 марта 1922 года по предложению будущего сщмч. Льва (Егорова) совет общебратского союза приходов Петербурга решил, что «необходимы элементарные общедоступные курсы, дающие возможность каждому православному защищать свою веру», они создали «Высшие Богословские курсы» и Богословско-пастырское училище. При этом также работал кружок «Ревнителей истинного Православия» и другие просветительские кружки, подготавливающие молодежь к монашеству и христианской жизни во время гонений. Александро-Невское братство, где трудились многие исповедники и новомученики, уже в 20-е годы распространяли самиздатские листовки и духовную литературу. Как обнаружили обыски их квартир, эта работа была массовой – находили подготовительные к изданию книги духовного и нравственного содержания.
До 1928 года, когда все учебные заведения Московской Патриархии были закрыты, по всему СССР в Петербурге работали, хотя и незарегистрированные, Высшие Богословские курсы и братства – детское, юношеское, молодежное. Весной 1927 года в богословско-пастырском училище обучалось около 70 человек. Фактически это была кузня будущих священников и монахов в миру. Популярность училища стала вызывать раздражение у властей, ГПУ сфабриковать «Дело Богословско-пастырского училища», участники движения обвинялись в продолжении строжайше запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность. В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года было арестовано 500 человек, в том числе более 40 членов Александро-Невского братства.
Ревность о духовном просвещении у наших духовных предков была до смерти. Это была подлинная верность Богу. Верность, которая дает венец жизни (Апок. 2:10). Мы – их потомки по крови. Дай Бог, чтобы стали потомками и по духу.
Иерей Андрей Гавриленко