К огромному сожалению, в нашей Церкви установилась практика крайне редкого причащения. За годы сторонники этой, с позволения сказать, традиции разработали логически выверенную аргументацию совей позиции и при случае с готовностью вам расскажут, что «частое причащение может вызвать привыкание», «Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский в этой традиции жили, ничего против не имели, а мы кто такие, чтобы её оспаривать», «монахи причащаются раз в месяц, а схимники раз в две недели, как мы можем дерзать на большее», «частое причащение вынуждает жертвовать строгостью подготовки» и так далее. Выражение даже придумали: «сверхчастое причащение»…
Что ж, действительно, практике этой уже более двух сотен лет, поэтому многие воспринимают её как традицию, «освящённую временем». Но если начистоту, то здесь правильнее всего будет вспомнить известное выражение священномученика Киприана Карфагенского «Обычай без истины – застарелое заблуждение». Тем более что вышеприведённые аргументы если для чего и годятся, так только для диалога священник – прихожанин, когда первый говорит, не задумываясь о состоятельности аргументов, а второй слушает и принимает на веру сказанное, независимо от его смысла. В самом деле, частое причащение и правда может вызвать привыкание. А ещё привыкание могут вызвать частая исповедь, частое посещение храма, частое чтение молитв… Как думаете, есть смысл продолжать?
Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, а ещё Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и оптинские старцы действительно жили в реальности традиции, когда служащим, военным, гимназистам и студентам предписывалось причащаться раз в год, что делали и они, и многие другие православные. Логика ситуации была, как говорится, простой как три пуда дыма: если причащаться реже раза в год нельзя, то будем причащаться раз в год. А чаще зачем, если не требуют? Впрочем, те, кто был благочестив не формально, а искренне, причащались всё-таки чаще, однако едва ли чаще, чем один раз в течение каждого многодневного поста. Перечисленные святые, действительно, против такой практики не выступали. Однако это ровным счётом ничего не значит. Святые много против чего не выступали. Например, в их время население Российской империи было повально неграмотным. В обычном городском храме среди прихожан читать и писать умели от силы 10-20 процентов: люди благородного происхождения, чиновники, офицеры, купцы и члены их семей. Остальные прихожане: работяги, мелкие лавочники, ремесленники и прочие простолюдины были неграмотны. Было ли это нормальным? Нет. Выступали ли против этого святые? Тоже нет. Церковь той поры была унижена государством до уровня своего рода «министерства религиозных дел», управлялась Синодом, во главе которого стоял обер-прокурор – государственный чиновник, подотчётный светской власти. Было ли это нормальным? Однозначно нет. Выступали ли против этого святые? Разумеется, нет. До 1861 года в Российской империи существовало крепостное право и один православный, крепостной, для другого православного, помещика, был «всё равно что овца, что курица». Было ли это нормальным? Ни в коем случае. Выступали ли против этого святые? Как мы знаем, нет. Святые были мудрыми людьми. Они активно боролись против греха в себе, против пороков в обществе и в людях. Но они не были донкихотами от скуки и не воевали против устоявшегося положения вещей и укоренившихся норм своего времени. Что, впрочем, не должно обелять в наших глазах порочные порядки прошлого.
Монахи и схимники, как и вообще насельники монастырей, причащаются так часто, как велит им порядок, установленный в их монастырях. Собственно, они для того и обет послушания дают, чтобы быть послушными своим игуменам и старцам. Частота причащения монастырской братии никак не может быть показателем для мирян, даже если мирянам нравится думать по-другому.
А вот с аргументом о строгости подготовки я соглашусь. Сложно прочитывать три канона и последование к причащению несколько раз в неделю. Ещё сложнее соблюдать трёхдневный пост, если причащаешься еженедельно или чаще. Но давайте будем честны: столь строгая подготовка вошла в практику нашей Церкви лишь потому, что под конец XVIII века порочная практика редкого причащения прочно вошла в норму. А когда человек подходит к Чаше Христовой лишь раз в год, то вполне естественным видится заставить его максимально напрячь духовные и телесные силы для должной подготовки. В наше время, слава Богу, столь редкое причащение остаётся уделом немногочисленных захожан, стремящихся причаститься скорее в силу традиции, нежели по насущной потребности. Однако, как это часто бывает, реалии, сформировавшие практику, ушли в небытие, а сама практика осталась. Выход из данной ситуации каждый отдельный духовник и каждый отдельный прихожанин находит самостоятельно. Однако, если попытаться подвести основу под предполагаемый общий подход, то стоит помнить, что не причащение ради подготовки, а подготовка ради причащения. Поэтому если ради регулярного и частого причащения строгость подготовки несколько смягчается, то это ничуть не предосудительно.
Итак, всё-таки насколько же часто следует причащаться? В идеале – за каждой Литургией. Уже ни для кого не секрет, что участие в Литургии предусматривает участие в Евхаристии. По сути, ведь Литургия совершается не священником только, а всем собранием, которое священник просто возглавляет. Отсюда на Литургии нет «предстоящих и молящихся», поскольку все присутствующие – сослужащие. Каждый на своём месте и всякий в меру своего служения. Однако идеал на то и идеал, что не может быть нормой. Нормой же следует признать причащение каждое воскресенье. Конечно, при должной подготовке, при соблюдении евхаристического поста, при обязательном присутствии на Литургии с самого начала и до самого конца. На практике же каждый для себя решает сам. Кто может, причащается еженедельно, кто нет – раз в две-три недели. Во всяком случае это следует делать никак не реже раза в месяц.
Главное, осознавать и помнить, что причащение не практика благочестия и не составляющая церковной жизни. Причащение – жизненная необходимость христианина. А потому естественно желать его всегда и приступать к нему как можно чаще.
Протоиерей Владимир Пучков
По материалам сайта pravlife.org