Ныне многие говорят о высокой духовности в произведениях литературы, искусства, музыки, кино, объявляют святыми даже революционеров. Какие-то проблески духовности, действительно, там могут присутствовать, ибо писатели, музыканты, кинорежиссеры иногда прекрасно изображают такие христианские добродетели, как жертвенная любовь, честность, совестливость, мужество. Но всё-таки, по мысли свт. Феофана Затворника, это не духовность, а всего лишь душевность. В данном случае, как объясняет святитель, даже при воспоминании Бога «душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познания её все строятся только на основании того, что дает опыт, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства её порождаются и держатся только из её состояний и положений видимых. Что выше сего, то не её дело».
Духовная жизнь строится на других основаниях. Как пишет тот же святитель Феофан, «дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. В ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством».
Как видим, духовная жизнь непосредственно связана с Богом, со стремлением к Нему и желанием Ему угодить. Поэтому духовный человек чаще всего действует вопреки установленным законам и правилам, «побеждает естества чин». Например, для большинства людей естественно иметь семью, а духовный человек часто отказывается от ее устроения, но не ради удовлетворения своего эгоизма и плотских удовольствий, а, опять же, ради беспрепятственного служения Богу и людям.
Это не значит, что в семье невозможна духовная жизнь. Если человек, вопреки жёстким законам мира, не говорит ложь, не обманывает, честно в поте лица зарабатывает свой хлеб и заботится о пропитании не только себя и своей семьи, но и помогает многим другим людям, то его тоже можно назвать духовным человеком. Неслучайно семью святой апостол Павел называет малой церковью. Он пишет: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:22–23). И далее: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25). Как видим, в христианском браке муж – это образ Христа, жена – Церкви.
Актуальным остается вопрос: можно ли честно жить в миру, никого не обманывая и не преступая заповеди Божии? Без действия благодати Божией это невозможно, а с Богом всё возможно. Например, ныне под влиянием СМИ многие юноши и девушки думают, что до брака невозможно сохранить целомудрие, а в браке – верность. Но ещё до недавнего времени телесная чистота воспринималась как норма, а потерю девственности до брака воспринимали как большую трагедию. Что тогда молодых людей сдерживало? В какой-то степени наших прадедушек и прабабушек сдерживали страх и стыд перед обществом, где измена не приветствовалась; но полную победу над собой они могли одержать лишь с помощью благодати Божией, от желания угодить Богу. В этом проявлялась их духовность.
Духовный человек с большой любовью, терпением и уважением относится к другим людям, и не только к тем, кого он любит, но даже к тем, которые замышляют против него какое-то зло. И одновременно готов пожертвовать не только своими силами, средствами, но и авторитетом, чтобы сохранить их честь.
Он никогда не гордится своими достижениями и успехами, не требует почтения, а искренне считает себя хуже всех. Также он не скупится на поддержку немощных и слабых (ибо знает, как непросто победить грех), всегда с удовольствием хвалит их, но не потому, что льстит или хочет понравиться, а с искренним желанием добра им, чтобы они не опустили рук, когда что-то не получается. Он знает, что похвала может быть опасной лишь в том случае, если человек её совсем не заслужил или заслуживает, но чрезмерно будет ею гордиться и тем самым навредит себе.
Ещё духовный человек никогда не мстит и не прячет обиду, а если у него возникает с кем-то какой-то конфликт, то первым идёт просить прощение, дабы, по заповеди апостола, солнце не зашло в их гневе (см. Еф. 4:26). В любом гневе, пусть даже и справедливом, он в первую очередь видит не чужую, а свою вину.
Также духовный человек не разделяет личное и общественное, своё и церковное. То есть он не предаст Церковь ради своих корыстных интересов по требованию политиков и одновременно не может быть равнодушен к несчастью отпавших от Церкви по указанным причинам. В тишине келии во время молитвы он проливает за них много слез, дабы Господь просветил и умягчил их ожесточенные сердца. Он может отсечь от себя лишь тех, кто осознанно толкает на грех или его оправдывает. Но и о таких людях он будет усиленно молиться, дабы Господь их спас.
Если каждый из нас испытает себя, то вынужден будет признать, что ему ещё очень далеко до уровня такой духовности, но это как раз самый верный признак того, что мы по крайней мере хотя бы начали вести духовную жизнь. Ибо подлинная духовная жизнь состоит не в осознании своих достоинств, а в видении своих грехов числом, как песок морской. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» – учит Господь (Мф. 9:12).
Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
По материалам сайта pravlife.org