Одна из проблем воскресных школ на сегодняшний день такова, что дети активно посещают школу в младших классах, с трудом — в средних классах и практически уходят из школы в старших классах. В результате изучения трудов некоторых психологов, педагогов и в результате собственной практики мы пришли к выводу, некой гипотезе: РЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ (как светская, так и церковная) НЕ УЧИТЫВАЕТ ВОЗРАСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Младшие классы
Перед каждым возрастом Господь ставит свою задачу. Школьный возраст делится на три этапа. Для ребят младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учеба. Ребенок должен набрать необходимое количество знаний. Процесс обучения состоит в выслушивании или прочитывании материала и его повторении. Никакого глубокого осмысления материала на этом этапе не требуется, поэтому учителя проверяют, насколько дети запоминают материал и выставляют соответствующие отметки. Все легко и просто, и все довольны. Можно смело утверждать, что в этом возрасте такое обучение вполне соответствует возрастной потребности. Поэтому в этом возрасте дети легко посещают воскресную школу, получают новые знания, которых нет в школе. И если занятия проводятся не скучно, то дети сильно не ропщут о том, что их заставляют учиться по воскресениям.
Но ошибка состоит в том, что данную методику пытаются использовать в средних и старших классах. Вдохновленные своими успехами в младших группах преподаватели воскресной школы продолжают идти старым курсом. В результате мы можем получить падение интереса к изучаемым предметам и воскресной школе вообще. «Этот год я дохожу в воскресную школу, а в следующем ходить не буду», — так недавно заявил мне один из учеников воскресной школы. Почему так происходит? Остановимся подробнее на средних классах.
Средние классы
Задача подросткового возраста, соответствующего средним классам, то есть от 10–13 лет, — поиск смысла жизни. В этом возрасте ребенок открывает огромный мир внутри себя, он осознает себя как личность. Кто я? Зачем я живу? Что такое счастье? В чем смысл моей жизни? Если не ответить на эти важные вопросы к 14 годам, то начнется кризис, который обычно мы называем кризисом переходного возраста. В жизни человека есть несколько переходных возрастов — и в 3 года, и в 7 лет, — почему же кризис именно 14 лет нам печально известен как самый опасный? В наше время потребности этого периода жизни не удовлетворяются, и ребенок часто не выполняет задачу, которую поставил перед этим возрастом Господь!
Одна из задач воскресной школы — дать им знания о Боге и церковной жизни, другая задача — воцерковление ребят (ведь не у всех родители ходят в храм), но главная — это вырастить духовную личность. И именно личность ребенка, а не знания, должна быть важна для нас. Чтобы начался личностный рост ребенка, он должен разобраться в своем внутреннем мире, в своем предназначении. Поиск смысла жизни происходит, как правило, в виде диалога — со взрослыми, которые уже знают цель своей жизни, в диалоге со своими сверстниками, которые ищут ответ на тот же вопрос. В возрасте 10–13 лет мы сталкиваемся с реальной проблемой — дети не могут разобраться со своим внутренним миром и целью жизни, в результате чего личностный рост ребенка замедляется.
О том, насколько важен диалог для личностного роста, отмечает замечательный православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская, которая один из своих главных трудов назвала «Диалог в практической психологии». Несколько слов необходимо сказать о понятии диалога, которое ввела Тамара Александровна. Диалог — это не просто эффективный способ преподавания и усвоения нового материала. Диалог, с одной стороны, необходимое условие для личностного роста, с другой, единственный способ оказать влияние на другого человека. Можно противопоставить два диаметрально противоположных отношения людей друг к другу — это манипулирование и диалог. При манипулировании (или монологе) другой человек — объект для воздействия, он бездушный материал, который надо обработать. При диалоге педагог или психолог никогда не ставит себя выше другого, не обрабатывает его, но пытается услышать другого и его проблему для того, чтобы помочь ему вступить в диалог с собой. «Я не могу исправить тебя или решить твои проблемы, но можем вместе попробовать услышать ответ, который уже есть внутри тебя», — примерно такой должна быть позиция педагога или психолога.
Одна из последовательниц Т. А. Флоренской так описывала задачу православной психотерапии. Однажды они читали в группе детей дошкольного возраста сказку «Зайкина избушка». Всем эта сказка известна: «У зайчика были избушка лубяная, а у лисы ледяная…» После этого происходит разговор с одной девочкой.
– Как ты думаешь, в этой сказке лисичка хорошо поступает или плохо?
— Плохо, лисичка хитрая, поэтому обманула зайчика, а это плохо. Сказав так, девочка просто повторяет ту установку, которую получила от взрослых на уровне сознания. Итак, на уровне сознания девочка понимает, что хитрость — это плохо.
Разговор продолжается. Через некоторое время начинается более доверительная беседа.
– А кто из зверушек тебе больше всего нравится? Вот, на кого ты хочешь быть похожа?
— Мне нравится лисичка.
— А почему?
— Ну, она хитрая, ловкая, красивая.
— А хитрой быть хорошо?
— Ну, иногда хорошо.
— А тебе хитрость когда-нибудь помогала?
— Да, недавно я съела без спросу конфеты, а, когда папа заметил, я сказала, что это брат съел, ему три года. И меня не наказали.
Видим, что в более откровенном разговоре мы узнаем, что где-то подсознательно девочка сопереживала лисичке, что хитрость как свойство души ею высоко ценилась. Итак, на уровне подсознания девочке хочется быть хитрой и ловкой.
Но подсознание — не последний пласт в нашей душе. Разговор продолжается.
– А как наказали брата?
— Его поставили в угол, и он не мог смотреть телевизор.
— А ты что при этом делала?
— Я смотрела телевизор, а потом играла.
— А что было по телевизору?
— Не помню.
— Ну, а тебе было весело?
— Нет, было грустно, и в игрушки не хотелось играть.
— А почему?
— Брата было жалко.
В глубине души есть еще сердце, которое не всегда сразу слышишь. И сердце подсказывало девочке, что она так и не избавилась от наказания, что хитрость принесла ей другое страдание — муку совести о неправильном поступке.
Эта женщина-психотерапевт следующим образом сформулировала свою задачу по работе с детьми и, наверное, задачу любого педагога: надо научить ребенка слушать свое сердце. Самое главное не то, чтобы ребенок вызубрил и, не задумываясь, повторил, а то, чтобы он внутри себя имел очень верного советчика — свое сердце. Т. А. Флоренская называла этого советчика «духовное Я», которое присутствует в каждом человеке.
Мы, родители и учителя, привыкли манипулировать учащимися. Классно-урочная система почти не предполагает индивидуального подхода к ребенку, особенно когда классы по 25–30 человек. Но в воскресной школе это реально, так как группы состоят из 8–12 человек (в нашей школе даже меньше). Нужно постараться стать для ребят собеседником, а не манипулятором. Вот что говорит об этом Флоренская Тамара Александровна: «Даже если педагог подходит к ученику с самыми благими намерениями, но видит в ученике объект своих педагогических воздействий; он общается неизменно монологически: пытается воспитывать с позиции своих установок, взглядов, идей…» (Т. А. Флоренская. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. — М.: Русский Хронографъ, 2004). Флоренская обосновала, разработала, отстояла роль ДИАЛОГА в педагогике и психологии, в котором центральным понятием является «доминанта на собеседнике». Сформировать эту доминанту — дело непростое, но для верующих людей вполне выполнимое.
Самое печальное, что современным подросткам не удается в этом возрасте установить диалог со взрослыми. В школе их продолжают спрашивать по-старому: что тебе задали, то и повторяй, а свои мысли можешь оставить при себе. Если 25 учеников начнут делиться своими размышлениями и сомнениями, от учебного процесса ничего не останется. Дома родители, как правило, тоже не перестраивают своих отношений с ребенком, когда ему 10–11 лет. «Вот будет ему 14, тогда, конечно же, надо учитывать его мнение. А пока ему 10 лет, он ничего не знает и ничего не понимает, о чем с ним говорить?» Примерно так рассуждает большинство современных родителей. Но на самом деле получается, что ребенок уже осознал, что внутри него огромный мир, а этим миром никто не интересуется. Родители спохватываются лет в 14, когда ребенок разочаровался в мире взрослых и контакт уже потерян.
И вот пример из нашей практики. Я веду в старшей группе (средний школьный возраст) предмет «Аскетика» (основные понятия духовной жизни — о грехе, страстях и т. п.). Мой старший сын в 11 лет стал все больше проявлять нежелание ходить в воскресную школу. Примерно в то же время я провел в светских школах несколько диспутов на семейную тему и решил провести несколько занятий по Аскетике в воскресной школе в форме диспута. Я поставил себе задачу, чтобы 60% времени говорили дети, а не я. Я уже практически не готовил теорию, а готовил вопросы для ребят.
Какие у нас были вопросы? Например, смирение — это самоуничижение? Что значит смирение для талантливого художника или режиссера? Является ли проявлением истинной дружбы давать списывать или подсказывать на уроке? Пьянство — это болезнь или грех? И получалось, что больше половины урока говорили сами ребята! Сначала я думал только о том, что применяю метод сократического диалога, который позволяет детям лучше усваивать материал. Но результаты диалога с подростками превзошли мои ожидания. У них появилась возможность высказать свое мнение перед взрослыми, более того — их вызывали на разговор. И тут я увидел чудо: когда наступило время идти в воскресную школу, сын без всяких уговоров стал ходить на занятия ради этой возможности быть выслушанным.
Я увидел, с каким интересом дети начинали делиться своим мнением, включались в разговор. Я понял, что нежелание моего сына ходить в воскресную школу было вызвано исключительно взрослыми. Ведь в школе (общеобразовательной и воскресной) его мнение никому не было важно, дома — мы тоже постоянно затыкали ему рот (он очень любит все комментировать). В результате негативного опыта общения со взрослыми дети замыкаются на общении только среди сверстников, но это не может их полностью удовлетворить.
Следующим нашим экспериментом были уроки-беседы о своих любимых песнях. Ребята заранее должны были выбрать самую любимую песню в мобильном телефоне сделать презентацию этой песни — рассказать, почему нравится эта песня, о чем в ней говорится. Дети с нетерпением ждали этого урока, что было для меня удивительно. Я был уверен, что дети скрывают от взрослых свой внутренний мир в силу конфликта между поколениями. Вот наступило время долгожданного первого занятия. Одна девочка (13 лет) как самая старшая решилась первой рассказать о своей песне. Она включила песню, и тут я испытал шок и пожалел, что затеял эти уроки. В этой песни пелось о любви к… ведьме! Девочка из верующей семьи уже два года с огромным интересом ходит в воскресную школу — и тут такая песня. «Ну и что ты по этому поводу думаешь?» — все, что я смог выдавить из себя. И тут я испытал второй шок: вдруг эта девочка стала объяснять, что эта песня — о неправильной любви, что нельзя заставить любить с помощью колдовства и заговора и т.п. Оказалось, она совершенно по-православному восприняла эту песню.
На другом подобном занятии мы предложили ребятам рассказать о своих любимых книгах. Необходимость провести такой урок возникла после того, как одна из старших девочек принесла довольно странную книгу. Книга о жизни вампиров была в жанре комиксов в стиле японских аниме. Читалась она снизу вверх и справа налево, то есть наоборот, что видимо было одним из приемов сломать традиционную систему восприятия материала. Я даже не знал о существовании такого жанра подростковых книг. Первое желание было запретить приносить эту книгу на уроки в воскресную школу. Но возникло ощущение, что это не решит проблему. Девочка получила задание выступить в качестве литературного критика и сделать доклад о прочитанной книге. На уроке обсуждалось несколько книг. Урок прошел так же познавательно для нас (взрослых) и интересно для детей. Дети получили опыт не просто глотать информацию, но пытаться осмысливать ее. Для этого надо сформировать свою личную позицию по тому или иному вопросу, высказать его и попытаться отстоять — а это все и есть маленькие шаги в деле духовного роста ребенка.
После таких уроков я понял три вещи. Во-первых, я ничего не знаю о внутреннем мире детей, даже своих собственных. Когда они готовились к этому уроку и советовались, какую песню поставить и что рассказать о ней, я впервые услышал то, что у них записано на телефонах. Во-вторых, ребята хотят и готовы делиться своим внутренним миром со взрослыми. Как только они увидели, что их миром интересуются, они с радостью открыли свои души для общения. Думаю, что единственная причина, почему дети закрывают свои души от взрослых, они боятся, что начнется очередная попытка вторгнуться в этот мир со своими манипуляциями, а не с желанием услышать. В-третьих, без диалога их внутренний мир не поймешь, туда невозможно подглянуть, только сам ребенок может ввести тебя в тайники своей души. Если бы я взял сотовый телефон своего сына и прослушал все записанные там песни — я бы ничего не понял. А какая из них самая любимая, а какая просто так — друзья закачали, а стереть лень? Но если даже мне показать любимые песни, я ничего не пойму, пока он сам не расскажет мне. И это будет рассказ о своем внутреннем мире, о его мыслях, о его переживаниях и чувствах.
Старшие классы
Что касается ребят старшего школьного возраста, то перед ними ставится новая задача — они уже начинают искать свое место в жизни и пытаются реализовать себя в конкретных делах.
К сожалению, современное светское образование очень «затеоризированно». Учащимся продолжают загружать информацию, требуя обязательного запоминания, но не требуя осмысления, не требуя практического использования своих знаний. Но попробуй им дать конкретную задачу — они с ней не справятся. Но именно в этом возрасте 100–200 лет назад молодые люди уже начинали свою трудовую деятельность. Можно констатировать, что мы имеем проблему отставания в нравственном росте детей. Раньше, согласно церковным законам, в брак можно было вступать в 14 и 16 лет для девушек и парней соответственно. Так происходило потому, что уже в этом возрасте у молодых людей была способность отвечать за других. Девушка в 14 лет могла вступать в брак и рожать детей и была готова стать матерью, то есть посвятить все свое время рожденному младенцу, полностью отвечать за его жизнь и здоровье. А юноши в 16 лет готовы были быть полными хозяевами в своем доме и отвечать за все, что происходит в семье. Сейчас такое взросление наступает у девушек годам к 20–22, а у парней — к 24–26. Отставание в нравственном развитии составляет около 8 лет.
Я могу сказать, что для меня, для моего внутреннего роста, важным этапом явилось одно событие в возрасте 15 лет. Мама мне поручила построить туалет на даче. Это было мое первое полностью самостоятельное дело, и я его запомнил на всю жизнь. Мне надо было впервые самому поставить себе задачу и решить ее. У меня в голове было 33 варианта, как сделать этот туалет, но оказывается, что даже выбор между этими вариантами — это уже нелегкая задача. С точки зрения геометрии туалет не представлял никакой сложной задачи, но тем не менее, именно это строительство было прорывом как в тригонометрии, так и в области практических навыков. Каждая ошибка, а их было множество, увеличивала жизненный опыт. Например, чертеж был уже готов, вся геометрия учтена, начинаешь строить, и вдруг оказывается, что не учтены размеры листов металла на крышу, в результате придется его резать так, что буду одни обрезки. Оказывается, в школе нас не учили, что не только экономика, но и геометрия должна быть экономной.
Причина в том, что в школе не ставят подобных практических задач перед ребятами. И они ко времени окончания школы совсем не готовы к самостоятельной жизни. Воскресная школа как раз может помочь старшеклассникам в этом. Конкретных разработок на учебный год мы не имеем, поскольку у нас сейчас нет ребят старшего возраста. Для работы со старшими классами у нас есть опыт палаточного лагеря. Например, наш лагерь каждый год отстраивается заново. Это получается не специально, т.к. ежегодно нам «помогает» местное население — к лету на территории лагеря остаются только каркасы основных построек (трапезной, кухни…). Таким образом, парни научаются строить, пилить, рубить дрова, а девушки — готовить в экстремальных условиях. Для старшеклассников две недели жизни в лагере могут дать больше, чем год занятий в воскресной школе.
Мы часто ругаем молодежь, что она бездельничает, но я уверен, что в возрасте 14–18 лет никто не хочет сидеть без дела. И только не найдя способ своей реализации, подростки реализуют себя негативно. Недаром, когда говоришь с молодежью, можно часто услышать от них: «дайте нам какое-нибудь дело». Могу привести пример. Однажды в лагере мы сотрудничали со студенческой экологической организацией — помогали расчищать заповедные озера, обустраивали родники. Разъехавшись после лагеря, подростки в скором времени создали молодежную экологическую организацию «Пустельга». Около двух лет эта организация существовала, в том числе принимала участие в тушении пожаров на торфяниках, и прекратила свое существование только потому, что большинство зачинщиков движения закончили школу и поступили в институты, покинув родной город. Это движение было полностью в руках самой молодежи, ни один взрослый не подталкивал и не учил их. Были случаи, когда нам звонили родители и спрашивали, куда уехали их дети, думая, что это какое-то мероприятие в рамках воскресной школы, но мы тоже ничего не знали, — дети многое делали абсолютно самостоятельно. Просто они увидели, как это делают другие молодые люди (студенты биофака МГУ), и сделали то же самое.
Личностный рост старшеклассников в основном совершается через опыт практической (в том числе самостоятельной) деятельности, через опыт пройти полностью путь от замысла до конечного воплощения своей идеи. Только такой опыт дает возможность подростку по праву занять свое место среди взрослых. Кроме лагерей возможны и другие формы работы, помогающие старшеклассникам сформироваться самостоятельными личностями: издательский кружок, волонтерская организация, молодежный хор и т. д.
Думаю, в вопросе теоретического обоснования важности практической деятельности в процессе обучения в воскресных школах старшеклассников следует изучить более внимательно одну из работ доктора психологических наук Бадмаева Бориса Циреновича «Психология и методика ускоренного обучения». Основная мысль этого труда — знания формируются в процессе применения их на практике. Бадмаев разработал несколько методик для преподавания спецпредметов в ПТУ и различных вузах (в т. ч. и военных). В результате скорость обучения и качество знаний студентов возросло в несколько раз. Знания, которые сейчас предлагаются в воскресной школе, сильно оторваны от практики, то есть обычной бытовой жизни ребенка. Подросток может прекрасно знать, что Церковь говорит о том или ином предмете, но это может не совпадать с его личным мнением. Только когда в воскресной школе юноши и девушки смогут участвовать в реальной практической деятельности, их знания смогут стать убеждениями, а в дальнейшем руководством для действий.
Итак, подводя итоги, скажем следующее. Чтобы воскресная школа помогала подросткам в их личностном росте, необходимо учитывать возрастные потребности подрастающего поколения. Для воспитанников воскресной школы «проблемного возраста» очень важен диалог с ними, а для более старшего возраста необходима помощь в их самореализации. Важно научить ребят пользоваться своими знаниями в жизни, в чем да поможет нам Господь!
Для заглавной иллюстрации ипользуется картина художника Николая Петровича Богданова-Бельского “В классе”. 1938.
Протоиерей Илия Шугаев
По материалам сайта pravkrug.ru