Через весь ноябрь проходит множество праздников чтимых икон Божией Матери – «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница» и т. д. На богослужениях в эти дни воспевается множество молитв Пресвятой Богородице. Вообще Божией Матери на наших службах уделено особое место. И сегодня я предлагаю совершить небольшую экскурсию в прошлое и посмотреть, а как молились Божией Матери древние христиане.
Наверное, самым древним гимном в честь Богородицы, дошедшем до нас, является молитва «Под Твою милость прибегаем, Богородице». Впервые это песнопение мы встречаем в папирусе III века. Недаром его используют за богослужением как в Православной Церкви, так и в Католической. Не менее древним является гимн «Богородице Дево, радуйся», который состоит из ангельского приветствия Богородице в день Благовещения и восклицания праведной Елисаветы при встрече с Девой Марией (см. Евангелие от Луки, гл. 1). Первые записи об употреблении этого гимна в богослужении мы также находим на одном из папирусов, найденном в египетском городе Луксоре. Это песнопение широко распространено как в православном, так и в западном богослужении.
Первоначально местом особого почитания Богородицы были города Святой Земли, связанные с Ее жизнью – Вифлеем, Назарет, Иерусалим. Но вскоре местом особого почитания Божией Матери становится столица Римской империи – Констатинополь. Сюда привозили многие реликвии и иконы Божией Матери, и горожане стали считать, что Константинополь находится под особым покровительством Божией Матери, является Ее городом. Именно здесь жил и творил выдающийся церковный песнописец святой Роман Сладкопевец. Ему принадлежат древнейшие песнопения в честь праздников Божией Матери: Благовещения, Сретения, Рождества Христова. Они назывались кондаки. Кондак буквально с греческого переводится как свиток. Скорее всего, это название было связано с тем, что кондаки занимали собой целый свиток, так как по сути они представляли из себя молитвенную поэму, состоящую из многих строк. Слово «кондак» дошло и до наших дней, но сейчас мы им обозначаем только первую строфу этих древних поэм. Кондаки многих праздников в честь Божией Матери в наших богослужениях принадлежат перу святого Романа.
Однако один древний кондак дошел до нашего времени. Это Акафист Божией Матери, или Великий акафист. Сейчас мы называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков акафист был один, и посвящен он был Божией Матери. Точное время его написания нам неизвестно, некоторые приписывают его святому Роману, некоторые еретику-монофелиту патриарху Сергию. Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.
Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.
А вот каноны в честь Божией Матери появляются позднее, в VIII веке, когда они стали вытеснять древние многострофные кондаки. С каноном связано создание одного из самых знаменитых гимнов в честь Божией Матери – песнопения «Достойно есть». Оно состоит из двух самостоятельных гимнов. Первый начинается «Достойно есть», а второй – «Честнейшую Херувим». Второй гимн является ирмосом 9-й песни трипеснца Великой Пятницы. Его автор – прп. Косма Маюмский. «Честнейшую Херувим», помимо использования в составе «Достойно есть», служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Также это гимн широко используется как самостоятельное молитвословие и очень часто используется в качестве завершения богослужения или ее части. А вот первый гимн «Достойно есть» по церковному Преданию имеет сверхъестественное происхождение. На Афоне как-то келью, где в то время был один инок, посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали богослужение, монах перед пением «Честнейшую херувим» спел гимн «Достойно есть». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так, после чего исчез. Церковное Предание утверждает, что этим странником был Архангел Гавриил.
Конечно, мы только прикоснулись к литургическому наследию Церкви, посвященному Божией Матери. Однако даже такой беглый экскурс позволяет нам сделать вывод, что правдивы слова, воспетые Божией Матери: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).
Александр Адоменас, магистр богословия
По материалам сайта pravlife.org