Интервью архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, ректора Минской духовной семинарии, о причинах суицидоопасного поведения и о путях обретения радости жизни.
Согласно статистике самоубийств, ежегодно лишают себя жизни около миллиона жителей земли. Это самый тяжкий по последствиям грех, когда человек уже не имеет возможности покаяться при жизни и обрести оправдание после смерти. Не радость Богообщения в Раю, а мрак ада становится вечной обителью добровольно лишивших себя великого дара Божия…
— Ваше Высокопреосвященство, в мире через каждые три секунды кто-то решает совершить суицид, а через каждые тридцать секунд такая идея заканчивается летальным исходом. Известны ли Вам случаи спасенных и изменялось ли впоследствии их отношение к жизни?
— Да, такие случаи известны, и впоследствии жизнь этих людей в корне менялась. Почему? Практически все они рассказывают, что пережили там, за чертой, невыносимые муки. Причем муки, связанные как с психическими, душевными процессами, так и со зрительными образами. Человека постигали неизъяснимые, непередаваемые страдания. Перед несчастным представали страшные чудовища, от одного вида которых душа содрогалась. Но некуда было деться из этого ада, нельзя было закрыть глаза, уши — выхода из ужасного состояния для человека там нет.
И, думаю, вряд ли кто-то решился бы покончить с собой, если бы знал, что его жизнь актом самоубийства не закончится — этим все только начинается. Причина такого непозволительного, безумного легкомыслия, конечно же, в бездуховности, безверии человека, а порой даже целого общества.
Пятнадцать лет назад власти Голландии первыми в мире решились узаконить эвтаназию, а теперь не знают, что делать с массовым желанием своих граждан добровольно уйти из жизни. Эвтаназия стала там обыденным делом — все равно что выбрать профессию, поехать в отпуск…
И, если вдуматься, это страшно: homo sapiens (человек разумный) добровольно выбирает для себя не вечную жизнь, а вечную смерть! А ведь даже помысла такого нельзя допускать: это враг подбрасывает нам губительные идеи, толкая на смертные грехи, и собирает урожай душ.
— Высокопреосвященнейший Владыко, возможно ли человеку переменить ход суицидальных мыслей и обрести радость жизни? И что для этого потребуется?
— Есть очень хорошая притча о поэте, который задумал покончить жизнь самоубийством. Решившись на такой страшный шаг, он отдал свои глаза (не пропадать же добру!) слепому, уши — глухому, ноги — хромому. И, оставшись с одной душой, вдруг ощутил такую великую радость бытия, что ужаснулся своему страшному решению.
Вот в чем залог душевного здоровья и хорошего настроения — в милосердии. «Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал», — предупреждает нас Апостол (Еф. 6:8). Это касается и земной жизни, которая человеку милосердному и сострадательному, скорому на помощь ближнему, становится в радость.
— Однако, Ваше Высокопреосвященство, как учат святые отцы, не всякое добро угодно Богу!
— «Добро, недобро сделанное,— не есть добро», — читаем в Добротолюбии. Что это значит? Огромное искажение изначального посыла получается, если понятие «доброе дело» понимать как средство самоспасения и самооправдания. Истинным добром можно считать лишь добро, сделанное намеренно, от всего сердца, с любовью. Где нет любви, там нет добра.
Мне вспоминается такой рассказ.
У одной мудрой старушки спросили:
«Бабушка! Ты прожила тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?».
«Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое — на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный.
Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его».
Милосердие — от милующего сердца, доброта — от избытка доброго сердца. Для людей, добрых по природе, это возможность увидеть Источник своего добра и наполниться благодарностью к Нему.
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18) — это делание заповедано нам Самим Господом через Апостола. А что значит благодарение? «Это — славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на все человечество и на каждого человека. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Милосердие — самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. Не каждый способен стяжать горячую молитву, выдержать по Уставу посты, научиться смирению и кротости, иметь рассудительное отношение к жизни, а вот милосердие к ближним доступно всем.
Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не поселится в сердце радость, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. «Кто пропускает случай сделать добро, — поясняет преподобный Никодим Святогорец, — тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога».
— Можно ли, Высокопреосвященнейший Владыко, поставить знак равенства между неблагодарностью и неверием?
— Неблагодарный не видит путей спасения, на которые возводит Господь человека. Ему кажется, что все происходящее с ним — чистая случайность. Но нет ничего случайного в жизни от самого мгновения рождения и до последнего вздоха. Все на нашем пути руководствуется Промыслом Божиим, и близко Богу все, что происходит с каждым из нас.
Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и самый важный. Он рядом с нами на всем протяжении нашей жизни. У Бога не бывает ошибок и неправды, Он милосерден беспредельно.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище — благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни.
Мы ничем не можем равно воздать Богу, а потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Творца — жизнь, способность любить, думать, дышать, Он подарил нам все красоты сотворенного мира!
Но мы не воспринимаем их как дар и потому не умеем благодарить Бога, в том числе за наших родных и близких, за здоровье детей, мирное небо над головой среди бушующего в мире хаоса.
— Чем же можно объяснить, Владыко, что мы, неблагодарные, так и норовим сделать все по-своему, нарушая Божии законы?
— В этой связи вспоминается евангельская притча о десяти прокаженных.
Десять прокаженных страдальцев, чьи распадающиеся, гниющие тела несли на себе страшные язвы греховной жизни, предстали Господу. «Иисус Наставник, помилуй нас!» — взывали несчастные (Лк. 17: 13).
Их страдания, вопль о помощи преклоняют Господа на милость. Он отсылает больных в церковь, требуя исполнения закона: «Пойдите, покажитесь священникам». Своей же целительной силой Господь снимает с них проказу, хотя те находятся только на пути к исполнению закона, на пути к храму. Десять человек вошли в него прощенными и, как следствие прощения, получили исцеление от неисцелимой болезни своей. Но только один из десяти грешников впоследствии получил дар Вечной Жизни — спасение, так как, вернувшись, он воздал благодарение Спасителю.
Но нам с вами не стоит удивляться неразумию этих людей. Ведь и мы подвержены такой же сердечной глухоте. Скольким из нас Он даровал здравие, но много ли благодарящих?
«Где могущественные и сильные, владеющие народами Моей силой и с Моей помощью? Где богатые и преуспевшие, обогатившиеся Моим богатством и преуспевшие по Моей милости? Где здоровые и веселые, исполнившиеся здравия и веселия из Моего источника? Где родители, детям которых Я помогаю расти и крепнуть? Где учителя, которым Я прибавляю мудрости и знаний? Где многочисленные больные, исцеленные Мною? Где многие и многие грешники и грешницы, души которых Я очистил от греха, как от проказы?» — вопрошает и нас Господь устами святителя Николая Сербского. И если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, прославляя Бога, и благодарили бы Его непрестанно.
«Постоянно повторяйте: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» — учит преподобный Паисий Афонский. — Славословие освящает все вокруг». А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит щедро благословение Божие.
—Спаси, Господи, Вас за беседу, Высокопреосвященнейший Владыко.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии еparhia.by