Чтобы найти себя, надо быть с Богом. Потому что мы созданы по образу Его.
Только Он знает пароли счастья, только Он владеет ключом от вечности, только Он досконально знает инструкцию «по применению» человека, чтобы была полнота бытия. Христос – единственная наша надежда. «К кому нам идти?» – сказал однажды апостол Пётр (Ин. 6:68). Повторяли это и новомученики: нам некуда и не к кому идти больше.
Душа ждет Бога и жаждет Его. Это такой же закон, как и закон гравитации. Блаженный Августин это выразил лучше всех: «Ты создал нас для Себя, тоскует и мучается сердце наше, пока не обретет покой в Тебе». Образ Божий – это магнит внутри нас. В трудные времена, когда духовная тьма, важно осознавать, что без Бога мы потеряем себя. Поэтому верующие в дни советских гонений должны были сохранить в себе неоскверненным образ Божий: способности ума, свободы, творчества, господства над грехом.
Сохранить способность ума значило сохранять убеждения верующего человека и доверие Божественному Откровению при сплошной «революционной» и «безбожной» пропаганде. Необходимо было оставаться верующим, когда везде атеизм; говорить о Боге на допросе и свидетельствовать об Истине. Житие сщмч. Петра (Зверева) повествует, как владыка заходил в кабинет следователя и искал икону, когда не находил, крестился на правый угол и тогда уже обращал внимание на следователя. А когда вели на расстрел сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, он по дороге останавливался и молитвенно кланялся лаврским церквям.
Необходимо было сохранять волю к жизни вечной. И подчинять Вечному все свои земные нестроения. Вспомним последний арест и допрос сщмч. Серафима (Чичагова). Его в СИЗО доставили машиной скорой помощи, а следователь услышал из уст владыки пророчество, что через гонения Церковь воскреснет и победит. Так вот еще за десятки лет до мученичества, в мирное время в проповеди на Новый год, исповедник говорил: «Надо выбрать одно из двух: или верить во Христа, принять от Него истину, отдав ей все силы – умственные, нравственные и материальные, согласовать жизнь с верою, или отказаться от разумного существования и бездельно прозябать. Так и делают многие, обрекая себя на уныние, отчаяние и искание безнравственных развлечений… Есть только небесная радость, и именно в вере и в разумной жизни по вере. Большинство людей так привыкли жить бессознательно, что они не замечают своей нелогичности и непоследовательности. В умах полный разлад между верой, научными знаниями и личными убеждениями, в сердцах – такой же разлад между совестью, идеальными порывами и грешными навыками! И вот – итог прошлого, грозный вопрос, стоящий пред человечеством: если желают нового, лучшего, некоторого счастья, – надо сознательно веровать и честно осуществлять свою веру в жизни».
Верующему всех времен необходимо господство над грехом и свобода верить, когда все силы зла говорят о безнадежности веры. Дух эпохи «выселения веры за границу» и сложности оставаться настоящим христианином передавал сщмч. Иувеналий, архиепископ Рязанский и Шацкий: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ». В лагерях верующему надо было не роптать, на допросах не лжесвидетельствовать и не выдавать своих, в жизни, по заповеди Господа, «остерегаться людей» (Мф. 10:17). Сщмч. Сергей Мечёв так говорил в дни гонений: «Теперь каждый священник, каждый верующий во Христа является тем, против кого направляются все насмешки, вся грязь. Это не случайно. Так было всегда, но это направляется не против нас, а против Христа».
Надо было, не взирая ни на что, стоять за свои вечные ценности. Сщмч. Онуфрий Одесский в своем толковании на искушение Христа в пустыни «и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» свидетельствует: «Неужели сатана не знал, что перед ним – Спаситель мира, Богочеловек? Конечно, знал хорошо. Он слышал, как ангел возвещал святому праведнику: Эммануил… значит с нами Бог (Мф. 1:20–24); слышал, как ангелы возвещали вифлеемским пастухам, что уже родился во граде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:9–14)… Он также слышал на водах Иорданских свидетельство Бога Отца и Бога Духа Святого, что крещаемый во Иордане от Иоанна смиренный Христос есть Второе Лицо Пресвятой Троицы (Мф. 3:13–17). Однако сатана осмеливается искушать Спасителя. На что он надеется? Неужели рассчитывает искусить Бога? Сатана искушал Господа потому, что полон зла и всюду стремится сеять зло. Будет ли результат или нет – он творит свое сатанинское дело: всюду завлекает всех ко греху и отрывает от Бога и вооружает против Него, пользуясь ложью и всякими средствами. Конечно, сатана не успел в своих искушениях против Спасителя (Мф. 4:1–11). Но не только Сам Бог Своим словом, а и слабые женщины (например, юная Варвара великомученица и другие) и даже дети отражали сатану при помощи Божией… Значит, сатана не так для нас страшен, если будешь с Богом. И всякое зло его не так сильно, как кажется нам. Он нападает на истину, но это вовсе не значит, что он сильнее истины. Служители сатаны воюют против Бога и всякой святыни, потому что такова их природа: они не могут не идти против Бога, как сие открывается нам из слов Спасителя нашего и Бога, сказанных Им книжникам и фарисеям иудейским: Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего…Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:43–44). Твердо знай, возлюбленный, что истины Христовой не может никто победить. Не бойся зла; не падай ниц пред ним, как сего желал сатана от Спасителя Бога и от всех христиан сего домогается. Но с Божией помощью борись со злом и с Богом победишь и достигнешь вечной блаженной жизни!».
Образ Божий сияет в духовном творчестве. Когда неверие царило, а вера должна была скрываться в удушливой атмосфере, рождались шедевры. Как говорил апостол: «Там, где умножился грех, стала преизбыточествовать благодать» (Рим. 5:20). Стоит только вспомнить письма из тюрем и лагерей. Вспомнить удивительные строки молитв Серафима (Звездинского) и Афанасия (Сахарова), которые никогда не унывали, в тюрьмах, лагерях, ссылках преисполнялись удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба всем святым, в земле Русской просивших. Она получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с владыкой Афанасием. В периоды заключений владыкой Афанасием были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира».
От новомучеников искрился поток борьбы за право оставаться человеком. Вспомним, как в начале революции сщмч. Андроник (Никольский) боролся за то, чтобы церковная печать продолжала работу. Его при жизни называли «огнь пылающий». Вспомним, как во время иконоборчества 1922-го отец Павел Флоренский издает «Иконостас», где богословски глубоко осмыслил православную икону, а сщмч. Анатолий Одесский в письме саму жизнь мучеников и исповедников уже называл творчеством: «Мы теперь не изучаем историю Церкви, мы её творим».
Если хочешь быть со Христом, мир перед тобой разделится на две половины – любящих и ненавидящих тебя. Господь говорил: «Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» и «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Ин. 15:20; Мф. 10:22). Для того, чтобы подтвердить свое право на вечность, придется вытерпеть гонения от львиной доли человечества и «остаться верным до конца».
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org