Представьте себе рассеянного водителя маршрутного такси или метро, рассеянного врача или чиновника, рассеянного учителя или клиента, который не может связать «два слова». Неприемлема рассеянность за молитвой и богослужением.
Православная аскетика выработала правила «собирания ума», или внимательной молитвы. Святые своим подвигом старались воплотить их в жизнь. Причем обращали внимание не только на домашнюю молитву, но и на совместное богослужение. Как можно за Литургией или всенощным бдением молиться так, чтобы это было угодно Богу и душе на пользу? Присмотримся к одному важному совету новомучеников – общенародному пению!
Изучая их наследие, письма, проповеди, вчитываясь в жития, мы часто замечаем, что архиереи-новомученики пытались «оживить» храмовое богослужение в простых прихожанах. Удивительно, но именно новомученики возродили ныне здравствующую традицию общенародного пения «Отче наш», «Символа веры» и «Богородице Дево, радуйся».
Сщмч. Андроник Пермский в своих письмах показывал непросвещенность и рассеянность прихожан за богослужением: переглядываются, смотрят друг на друга, рассеянно мотают головой. Его «Письма архиерея к иереям» дают наставления по «благообразию и чину» богослужения. Он пишет: «Поставить нужно за правило, чтобы привлекать к участию за богослужением и самих молящихся, как в чтении, так и в пении. Еще лучше, чтобы пение было общим. Это, конечно, затруднительно будет вначале, ибо прежде всего молящиеся от непривычки будут стесняться петь, будут и путать. Но всему учатся и ко всему привыкают. Так и в данном святом деле. Но когда привыкнут и войдут во вкус, а это непременно будет, то никогда уже не отстанут от церковного пения. Народу общее пение весьма нравится, как об этом свидетельствуют все случаи заведения его».
О сщмч. Кирилле (Смирнове) рассказывают, что он постепенно начинал вводить пение всем храмом. Причем начинал с соборного храма и с первой Литургии на новой кафедре. Очевидец передает общение нового архиерея со своей паствой после запричастного стиха: «Как только владыка разоблачился и в мантии, с посохом в руках, вышел на амвон, преподав общее благословение, он обратился к предстоящим с предложением пропеть тропарь праздника ‟Радуйся, Благодатная Богородице Дево”. Очевидно, тропарь этот известен немногим, почему и в пении приняли участие немногие. Тогда владыка, заметив, что не хорошо не знать тропаря праздника, внятно и членораздельно прочел его несколько раз, предварительно разъяснив его содержание, затем последовательно предложил пропеть его раз пять, и в последний раз в пении приняло участие уже большинство молящихся».
Такие нововведения были во многих епархиях, во многих храмах, и, конечно, встречались противники. В начале ХХ века в печати развернулась огромная полемика: следует ли в храме петь только профессионалам или стремиться к общенародному пению. Сщмч. Вениамин (Воскресенский) в этой полемике становился на сторону общинного славословия. Он говорил, что случается в деревенском храме в глуши услышать мелодию, которая отдает такой силой чувства, на кои не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени.
Следует отметить, что новомученики боролись не с концертным исполнением богослужения, а за духовное возрождение в храме, за внимание на службе, за молитвенный дух, что невозможно стяжать, когда ты просто слушающий, а не поющий Богу. Прпмч. Лев (Егоров), один из руководителей Александро-Невского братства, на допросе 27 июня 1922 года указал, что среди целей братства были возрождение церковного богослужения и реформа церковного пения. Братство популяризировало «пение по обиходу», чтобы «народ легко мог петь с нами».
Сщмч. Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням. Сщмч. Петр (Зверев) поощрял народное пение на службе. Призывал вводить его во всех храмах епархии.
Пение Богу всем храмом создает особое молитвенное пространство, настраивает на духовный лад, вводит в мир ангельский. Клирос называют «ангельским местом», а певчих – ангелами, потому что хвалят Бога. Новомученики пытались весь храм уподобить Небу и всех прихожан приобщить к ангельскому лику. Неудивительно, что душа после таких служб становится более восприимчивой к вещам духовным. Так, сщмч. Владимир (Богоявленский) после акафистов с всенародным пением благословлял устраивать беседы с паствой на религиозно-нравственные темы. По окончании беседы раздавались всем брошюры на различные темы.
Связь между духовным пением и духовным образованием прослеживается и в действиях сщмч. Кирилла (Смирнова). Первое, что он вводил после назначения на новую кафедру: всенародное пение во время богослужения и внебогослужебные катехизаторские беседы. Духовные чада замечали, что вскоре общенародное пение в стройности могло сравниться с хоровым, но в духовном влиянии на молящихся значительно превосходило его. Прихожане, выходя из храма после такого богослужения, восклицали: «Господи! Как хорошо! Какого архипастыря сподобились мы иметь. Дай Бог, чтобы он пожил среди нас подольше».
Само богослужение несет катехизаторскую силу. Красными нитями догматов пронизывается оно. Вся вера раскрывается на службе. Нельзя, чтобы народ был сторонним зрителем таинства веры. Сщмч. Андроник говорил, что богослужение должно нести просветительскую миссию. Поэтому необходимо, чтобы все молящиеся знали и понимали песнопения и тексты. Все лики святых будут помогать пастырю, который возревнует о таком чине богослужения. «Через богослужение истовое, торжественное, благоговейное воспитывалась в вере вся наша древняя Русь, когда школьное просвещение было слабо и условия жизни были далеко не содействовавшими просвещению. Кроме того, ведь все богослужение, весь чин его, все молитвы и песнопения его – это есть творение богомудрых людей, в молитве и духовном подвиге проводивших жизнь, Господу угодивших и душу свою набожную и богопреданную вложивших в эти свои творения. Значит, их святыми молитвами, их устами, вместе с их душами и молящиеся молятся в церкви за богослужением. А вместе с тем и самый Дух Божий сходит к душам так молящихся».
Касаясь богослужебной практики при введении общенародного пения, сщмч. Андроник советовал священникам использовать знаменные распевы, он считал их самыми лучшими. «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы всё богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем».
Интересно, что священномучеником описана постепенная и простая методика введения общенародного пения. Общим пением «руководить может всякий, знающий простое пение, и пусть такой явится для народа лишь запевалой, после предварительного объяснения этого дела и приглашения со стороны священника. Начинать нужно с простейших молитв и песнопений: Верую, Отче наш, Богородице, ектении и т. д., прибавляя по мере опыта. А потом можно будет приступить и к пению на гласы стихир».
Владыка-мученик в народном пении видел больше чем поднятие духа за богослужением. В нем он видел силу нравственную, укоренение в Православии, осознание себя чадом Церкви. «Таким путем и в жизнь пойдут церковные песнопения, в старину заполнявшие жизнь народную; и теперь они вытеснят собою все грязные расплодившиеся в народе песни мирские; научат и благоговению в самом поведении. А когда это дело разовьется и к народу привьется, тогда православные уже не пойдут на зазывные соблазны разных сектантов… Им будет родным, дорогим и понятным и бодрящим душу свое православное богослужение. Эта великая сила в наших руках… Таким же путем общенародного пения создастся и общая сосредоточенность в молитве, которой часто не бывает при пении платных певчих с их возможной безучастностью к распеваемому. Затем, таким порядком народ будет ближе вникать в смысл церковных песнопений и естественно заучит и самые молитвы, распевая их за другими, а особенно, если бы устроить пение с канонархом. И какое воодушевление тогда создается у всех молящихся! Подлинно им не захочется и уйти из храма, в котором они так воспевали дивного во Святых Бога и к Нему востекали своею душой».
Алгоритм введения общенародного пения простой: подучить главных руководителей диаконов и псаломщиков, при необходимости создать краткосрочные курсы. Пение должно быть простое, особенно общенародное. Создать детский хор и народный хор – выучить песнопения и постепенно вводить в храме за богослужением, на котором присутствуют уже и дети, и взрослые. Также можно разучивать песнопения с молящимися на дополнительных внебогослужебных просветительских беседах.
Опыт новомучеников, обладающих колоссальным духовным богатством, для нас слишком велик, чтобы к нему не прислушиваться. Заметим, что в современных храмах, где введено народное пение, вводят две Литургии – одна с профессиональным хором, куда могут прийти не желающие по тем или иным причинам участвовать на Литургии с народным пением.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org
Фото: https://pravlife.org/ru/content/kak-pobedit-rasseyannost-na-bogosluzhenii-sovety-novomuchenikov