Источник любого страха – смерть. Как или чем лечили этот страх святые? Тем более святые ушедшего ХХ века.
Страх основывается на отношении к смерти и отношении к вечности. Страхов много, а жизнь одна и определяет участь навсегда. Святые – это прежде всего церковные люди. Запахом вечности пропитана церковная жизнь. Они осознанно подошли к своей жизни как к жизни вечной.
Страх парализует, не даёт возможности адекватно оценить силы, тормозит. В народе говорят, что у страха глаза большие. Он искусственно преувеличивает пугающие нас вещи, чтобы лишить надежды на Бога.
Обстоятельства жизни, «предвидение» будущего, богатое воображения могут стать возбудителями страхов. Поэтому необходимо жизнь предавать в руки Божии: жить «сегодня» и по заповеди не иметь гиперзаботы о «завтра». Перестать додумывать будущее. Незнание будущего нам дано для доверия Богу, так как будущее и настоящее в Его руках.
Вот как об этом говорит сщмч. Анатолий Жураковский в дни, когда уже нёс крест по тюрьмам за Бога: «Часто чувство радости охватывает душу острой болью, иногда разливается спокойным светом в сердце. Никогда уверенность в Нем и праведности путей не была в душе такой жизненной, твердой. Своей воли нет, нет своих планов, фантазий, и даже нет своей ответственности. Есть Его воля, Его мудрость, Его пути. Его благость. Это началось в ту ночь, когда вышел я в неизвестность из дома, оторвавшись от старой жизни, от прошлого. И с тех пор это растет и крепнет во мне и других, несущих тот же крест, приобщившихся к той же радости. Вижу, как меняются здесь (в Бутырской тюрьме), в этом свете, в горниле испытаний, растут и просветляются те, кто казался маленьким, будничным там, в прошлом, на воле. Каждый день благодарю Бога за всю ниспосланную Им радость».
Страх не может устоять перед надеждой на Всемогущего Хозяина времени. Когда в руках крест и ты идешь за Господом – это путь не только на Голгофу – это дорога к Воскресению и Жизни вечной. Апостол учит, что надежда не постыдит. Новомученики поручали своих близких Господу и Его святым: Богородице, свт. Николаю, свт. Иоанну Златоусту.
Страх по определению Библии – это лишение помощи от рассудка. Вот почему добродетель рассуждения – главная аскетическая добродетель. Тревожные слухи не должны нас сбивать с толку, даже если мы живем в последние времена. Мы, верующие, призваны помнить слова Спасителя: «Не бойтесь, Я победил мир». Он – Хозяин исторического процесса. Даже если движется конец истории перед вторым Пришествием, всем верным Господь заповедал радоваться: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
Великий святой древности свт. Григорий Двоеслов по этому поводу замечал: «Все, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда уходит тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее. Мы же, зная о вечных радостях Отечества Небесного, должны как можно скорее поспешать к ним».
При этом мы знаем, что себя не перерастешь. Искусственно храбрости себе не добавишь. Важно знать, что страх будет присутствовать пока не покроет благодать. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), описывая свое состояние в северной ссылке после Одессы и Харькова, говорил: «Какой смысл моего пребывания в с. К…? Здесь я как бы в расширенной тюрьме. Служить я не могу, проповедовать в храме нельзя, приезжать ко мне не разрешают, стесняют принимать верующих… Почему же Господь это попускает?», но в этом же письме в конце, как печать он утверждает: «Верю непоколебимо, что Господь печется о всех нас, ибо не ложно слово Спасителя: «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18)».
Сщмч. Михаил Чельцов в «Воспоминаниях смертника», сидя в камере и готовясь к смерти, писал о сердечной тяжести. Тучи немного смягчались молитвой, надеждой и чтением «Писем к Олимпиаде». Трудно молиться, когда тьма вокруг. Но страх лечится молитвой. Силы, которые мы тратим на страх, жизненно необходимо направить на молитву. Свой ум привязать к молитве. К примеру, Иоанн Златоуст молился словам: “Господи, не оставь меня”.
Держись за ризу Иисуса, христианин, она чудотворная. От нее получали исцеления тысячи больных и усталых.
Страх смерти, предсмертная агония, переход из этой жизни в будущую у новомучеников был через молитву. Без молитвы не выстоять. Сщмч. Андроник Пермский, вырывший сам себе могилу под дулом пистолетов, попросил дать помолиться. Нужна была молитва, прихожане неуклонно слали письма в тюрьмы: молимся о вас, дорогие страстотерпцы.
Сщмч. Сергей Мечёв, рассуждая о смерти, говорил, что это то, чего можно избежать. Она не естественна, не присуща нашей природе, но лишь «через грех вошла в тебя смерть»». Надо выгонять грех из себя, чтобы вышла вместе с ним и смерть. Выгоняй грех, и меньше будет страхов.
Сщмч. Иоанн Восторгов замечал, что жизнь должна качественно меняться: «Бог открыл нам, какая Его воля – «Воля Божия о вас есть святость ваша» (1 Сол. 4:3). Над дверьми Царства Небесного и вечного положено надписание, какое мы и читаем в Откровении Иоанна Богослова: Ничто нечистое и скверное не войдет сюда (Откр. 21:27)».
Для нас смерть и гроб не конец жизни. Сщмч. Сергей Мечёв замечал: «Истинный христианин радуется, любуется этой жизнью, как даром Божиим. В этом радостном приятии жизни и состоит одно из важнейших отличий христианина от нехристианина. Но, радуясь земной жизни, христианин еще больше радуется, что он здесь, на земле, получает познание другой, небесной жизни. Собирайте же сокровища еще здесь, на земле. Тогда вы начнете ценить в себе Царство Божие, и смерть уже не будет страшить вас, но будет для вас радостным и желанным переходом в иную жизнь».
Сщмч. Иоанн Восторгов призвал бессмертие поставить опорой в жизни: «Что рассуждать о бессмертии? Вот оно пред вами в живых и глубоко убедительных образах и событиях. Мы знаем, что если в мире не погибнет ничтожная пылинка и где-нибудь осядет на земле; если не исчезнет миллионная часть капли воды или росинки и где-либо во вселенной будет существовать в виде пара или опять жидкости: то тем более не может погибнуть и исчезнуть однажды возникшая мысль, однажды возникшее чувство, однажды возникшая духовная жизнь. Возьмите сами Евангелие и весь Новый Завет; читайте внимательно и скажите: есть ли там хоть одна страница, – нет, найдется ли хоть одна строка, написанная без предположения о загробной жизни христианина… И довольно припомнить, что Сам Спаситель называл Себя всегда жизнью и жизнь, вечную жизнь Он обещал Своим последователям. Да, слово «жизнь» почти всегда в Евангелии разумеется как вечная жизнь и всегда в одном и том же смысле: это – блаженство, назначенное нам от Бога, состояние, ради которого мы и вызваны из ничтожества. Так Бог сотворил нас для бытия…Богу угодно, чтобы мы существовали; Он дал нам жизнь не для того, чтобы прекратить ее».
Если служить Богу, «вечная жизнь предстанет тогда пред нами во всей обаятельной красе и сделает прекрасною и жизнь временную, земную». Мы, слабые дети земли, вдохновимся на добро, от нее утешимся в скорби, вместо смерти нам откроются врата бессмертия и бесконечной радости.
Все страхи питаются из одной тарелки, то есть из страха перед смертью. Именно поэтому Пасха есть основа жизни для христиан. Победа над смертью жизненно необходима. Все святые призывают: «Взгляни жизни в глаза – она вечна!». Господь через пророка обещал: «Выведу вас из гробов ваших» (Иезк. 37:13). Воскресение Христово – это и есть панацея от всех страхов. Поклоняющиеся Святому Христову Воскресению признают радость победы над смертью и всеми страхами «смертию смерть разруши». Какие бы стархи не посещали бы наше сердце, вспомним писание, где Давид взывал к надежде: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся?» (Пс. 26:1).
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org