Сегодня крест благословляет четыре ветра Вселенной. Сегодня мы получаем благословение всех сторон жизни. Сегодня крест напоминает, что Бог сопутствует нашему спасению Своей любовью и силой.
Крест – это историческое доказательство смерти Бога ради человека. Воздвижение Креста – это проповедь Воскресение Его в третий день. Если бы Христос не пострадал мы оставались бы во грехах. Если бы не Воскрес, мы остались бы без вечности и «были бы несчастнее всех людей» (1Кор.15:19). Крест связывает эти две точки спасения. Он стоит в начале и в конце.
Сегодня мы поклоняемся и Крови, и Распятию Бога. Святитель Лука замечал: «Конечно, не древу только поклоняемся, хотя и древо креста Христова стало величайшей святыней после того, как было оно облито Кровью Христовой. Мы поклоняемся распятию Христову, поклоняемся Христу Богу, распятому на кресте, ибо величайшее таинство совершилось на кресте».
В распятии явлена любовь. Высшая форма любви как раз и проявляется в том, что ты готов взять вину любимого на себя. И не только вину, но и его наказание… Исаия ужасался, когда говорил: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).
И сщисп. Лука ужасался, когда помышлял, в чем суть Христовых страданий нас ради:
«И не только эта безмерная любовь, но и нечто еще более непостижимое, нечто совершенно не вмещающееся в наше слабое сознание явлено Богом в распятии Господа Иисуса Христа. Вот послушайте, что говорит об этом св. апостол Павел: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор. 5, 19–20).
Сам Бог, Сам великий Бог просит у вас примирения с Ним. Сам Бог просит, чтобы не злобствовали, не враждовали против Него, чтобы примирились с Ним. И это желание примирить с Собою мир вместе с величайшей любовью привело на крест Господа Иисуса Христа.
Вот это изумительное, вот это не вмещающееся в наше сознание смирение Божие, не менее великое, чем любовь Его к нам, привело на страшный крест воплотившегося Сына Божия».
Христос вознесен был на крест, как маяк любви и смирения. Отныне верующие в Него не гибнут, но имеют «жизнь вечную» (Ин. 3, 14–16).
Святитель продолжает и нащупывает ответ из Писания, почему мы поклоняемся кресту: «И то же самое говорит и св. апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании: “Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4, 9–10).
Вот ответ на вопрос, почему мы так преклоняемся пред крестом Христовым: потому что им явлена любовь Божия к нам, окаянным грешникам, погибающим в суете мира, в служении страстям и похотям».
Отныне поклонение кресту – это дар взаимной любви, смирения и глубокого почтения Дару Отца и Жертве Сына. «Им явлена любовь Божия к нам, окаянным грешникам, погибающим в суете мира, в служении страстям и похотям. Любовь Божия, неописуемая никакими словами, любовь, приведшая к тому, что Единородный Сын Божий воплотился, приняв плоть человеческую от Пресвятой Девы Марии, и эту плоть и кровь отдал за спасение людей, отдал, чтобы не погибли, но имели жизнь вечную».
Тут взволнуется дух человека, тут самые гордые сердца задумаются: ведь это же для меня… Крест – молот, сокрушающий гордыню и злобу. Святитель в волнении продолжает: «Когда я говорю это, то волнуется дух мой, и я спрашиваю себя: неужели Сам великий Бог может быть смиренным, может просить примирения с тварью Своей? Но, подумав немного, я успокаиваюсь, вспомнив слова Господа нашего Иисуса Христа «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». Если смирение и кротость присущи Сыну Божию, Второму Лицу Святой Троицы, то зачем мне волноваться, когда слышу, что Бог, являя непостижимое смирение, просит примирения у враждующей против Него твари своей».
Крест привлекателен, как привлекательно все добро. Крест самое великое добро для человека и человечества. Как следствие, он привлекателен более всего. И кто видит смысл вещей, тот увидит силу и ненавязчивость Божественной любви к нам. Господь сказал: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Когда мы увидели, как Он был вознесен – все вопросы о насилии Бога над свободой человека отпадают сами собой.
Святитель размышляет: «Уже на кресте Своим поведением при страшных муках Он привлек первых двух человек: привлек распятого с Ним разбойника, уверовавшего в Него и просившего: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»; привлек и второго – того римского сотника, который командовал распятием Христа. Он, видя все, что явил Господь Иисус Христос на кресте, был потрясен и сказал, когда испустил Господь Свой последний вздох: «Воистину Человек сей был праведник», и уверовал в Него, обратился к Нему и сам стал мучеником Христовым. Привлек и целую толпу зрителей Его распятия, расходившихся от креста, низко опустив головы и бия себя в грудь.
И больше всего крест Христов потряс апостола Павла, который все на свете забыл, все презрел, ибо крест Христов неотступно стоял пред его духовными очами, и весь мир был для него распят на этом страшном кресте, и он сам сораспялся Христу.
Его потрясла Кровь Христова. За эту Кровь и другой великий из великих Иоанн Богослов в своем Откровении воссылает хвалу, так говоря: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу своему, слава и держава во веки веков! Аминь» (Откр. 1, 5)».
Велика любовь Божия к нам. Велико смирение. Велика Жертва Отца и послушание Сына. Великим должен стать человек, доверяющий такому Богу. Именно этого хочет Церковь, когда три раза в году дает верующим лобызать крест, когда среду и пятницу посвящает кресту. «О, как важно это троекратное напоминание о кресте Христовом! Как легко забыли бы о нем без этих напоминаний! Ибо только о телесных нуждах наших и земных благах мы никогда не забываем, а о самом важном – о неизгладимом начертании креста Христова на сердцах наших – несравненно меньше помним, и тем меньше помним, чем больше заняты делами земными».
Вот перед нами, слабыми христианами, сегодня крест. Снова цель стоит перед глазами. Снова с креста Господь проповедует нам о прощении, любви и смирении. О том, что заповеди Его не тяжки и бремя Его легко. Снова Он называет нас друзьями и желает, чтобы мы с Ним царствовали в обителях Отца Его. Но для этого надо одно: потрясенные Его любовью и смирением взять свой крест и идти за Ним.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org