Дни хитры и лукавы. Так думал апостол Павел, авва Дорофей и все прочие подвижники веры. Время хочет перехитрить христианина, обещает много в будущем, медлит, в конце концов растрачивается и теряется. Христианин должен знать, как относиться ко времени. Его надо беречь. Оно дано нам для спасения.
Разделение на дни и ночи для христианина полезно как мера. Тем более необходимо разделение на месяцы и годы. Надо давать себе отчет за год, чтобы исправить кривое в себе и восполнить недостающее. Надо строить, надеясь на милость Божию, планы, чтобы продолжать подвиг в будущем.
Священномученик Серафим (Чичагов) по этому поводу говорил: «В первые часы нового года все наши помышления и чувства невольно охвачены этою новизною и пожеланиями чего-то лучшего и более счастливого, по естественному влечению нашему, как детей Божиих, ко всему идеальному и совершенному! Но если эти чувства и стремления в нас совершенно безотчетны и неопределенны, то и пожелания наши являются только бесполезным обычаем и новогодними забавами».
Подведем итоги прошедшему году по мыслям новомучеников.
Первое, что встречаешь в их беседах о новом годе, – это благодарность Богу за все, что было. Благодарность Богу за Его милость и долготерпение.
Священномученик Аркадий (Остальский), родом с Житомирщины, рассуждал в проповеди на Новый год: «Что же получили мы в прошедший год от Бога? Главное – целый год покаяния. Тогда как многие не приносящие плода смоковницы Садовник срубил, нас – ленивых и грешных – Он целый год терпел в Своем саду (земной Церкви), ожидая нашего обращения, цвета и плодотворения… Слава Тебе, Всещедрый Господи, за сие долготерпение!».
Да, за прошедшее надо взывать из глубины души: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его!» (Пс. 103, 1-2).
Живший в дни репрессий и сострадавший участи друзей удивительный песнописец владыка Трифон (Туркестанов) в проповеди на Новый год говорил: «Возблагодарим Господа за все прошедшее — за каждое биение сердца нашего, за молитвенную радость, за мысленный трепет. И не только за радости будем благодарить Господа, но и за скорби, страдания, потому что они очищают душу и ведут к Господу Богу».
Во-вторых, новомученики говорят о том, что необходимо провести тщательный анализ уходящего года. Это даст возможность увидеть Промысл Божий о всех нас и обо мне лично!
Тот же сщмч. Аркадий призывал верных к самоанализу, к воспоминанию прошедшего: «Вспомни каждый по мелочам все, что было с тобой в прошедший год, – и ты увидишь множество доказательств промыслительной заботы и любви к тебе Господа: одного, несмотря на приговор врачей, Господь подымал от смертного ложа; другой избежал сокращения и лишения работы, а отсюда – голода, холода и нужды; иному возвращался семейный мир, налаживались добрые семейные отношения; многие в дни скорби и уныния получали неожиданное утешение… Нет возможности перечислить всех благодеяний, которые Бог посылает людям: и обильный урожай, и хорошая работа, и добрый друг в беде, и слезы покаяния во грехах, и крепость в скорбях, и надежда в страданиях, и участие ближнего, и материальная помощь».
Христианин, по мысли наших святых, просто призван к ревизии всех дел, которые мы совершили в уходящем году.
Сщмч. Серафим (Чичагов) замечает, что «…нельзя же сознательно желать нового, не зная итогов старого? Бесполезно стремиться к новому счастью, как говорится, если мы это счастье понимаем ошибочно и ищем его не так и не там, где следует! Хотя мы можем уверенно чувствовать, что наше прошлое было дурно, скорбно и неудачно, и на этом сознании основывать свои пожелания, но все-таки без изучения действительных итогов прошлой жизни наши мысленные итоги будут всегда грешить значительною неопределенностью».
Все государственные инстанции перед новым годом загружены отчетностью, нам же – христианам – необходима нравственная отчетность. Чтобы подвести итоги нашей прошлой жизни, по мысли новомученика, необходимо сделать анализ состояния нравственности, религии, школы, воспитания, наук, искусств, литературы и прочего. «Желательно с помощью своей совести и Святого Евангелия хоть в первый день нового года подвести эти итоги нам самим, и уместнее всего это делать в Храмах Божиих, пред лицом Нелицеприятного Судии».
И правда, сколько суеты в годовых отчетах, а о главном – молчание. А ведь жизнь христианская состоит из дел, помыслов, слов, и всё это должно быть направлено на спасение души.
Сщмч. Аркадий там же говорит: «Что мы сами сделали в прошедшем году? Заботились ли мы о спасении души? Боролись ли со злыми навыками, корчевали ли свои страсти, очищали ли душу свою от грехов? Звали ли святое покаяние и возлюбили ли токи слез? Ловили ли святые семена евангельского учения? Часто ли мы посещали храмы – дома молитвы, одры умирающих, хижины страждущих и им подобные обители – места научения христианскому благочестию, истинному покаянию и смирению? Украшали ли убогую душу христианскими добродетелями, починили ли одежду Крещения, разодранную грехами?».
Без стремления к внутреннему обновлению все внешние преобразования, реформы – будут безуспешны. Все законы, постановления будут бездейственны, если человек не изменится в мыслях и желаниях.
Сщчм. Фаддей (Успенский) говорил, что новый год должен нам напоминать об обновлении: «Святой апостол, говоря о том, что христиане должны быть «новым смешением», внушает им, что они должны очистить «старую закваску», «закваску порока и лукавства» и всех вообще страстей, составляющих отпрыски себялюбия. Себялюбие сделало ветхой природу человека, обновляет же ее любовь Христова. Любовь делает все новым. Объясним это общеизвестным примером из жизни. Преподаватель или воспитатель, любящий свое дело, всегда находит его новым, хотя пред ним те же люди, одни и те же науки преподает он из года в год. Учащийся, с увлечением занимающийся какою-либо наукою, не перестает открывать в ней все новые и новые стороны. Так и в духовной жизни любовь к Богу и ближним составляет основу обновления духовного».
Итак, святые призывают к обновлению, к жизни с Богом. Как использовать время и куда направить силы?
«Душе, дано тебе еще время для покаяния», – говорит Церковь. Митр. Трифон (Туркестанов), друг новомучеников и автор удивительного акафиста «Слава Богу за всё», замечает, что каждый человек в новом году задает себе вопрос – что ждет меня в будущем году? – «Невольно каждый человек страшится приоткрыть таинственную завесу, старается заглянуть за нее. А верующий человек невольно восклицает Господу: «Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюсь аз (Пс. 38:5)». И, рассуждая далее, Владыка призывает благодарить Бога за то, что мы не лишены будущего: «Возблагодарим Его и за будущее. Будущее сегодня станет прошедшим завтра. Заглядывая в прошедшее и вспоминая его, человек иногда радостно вздыхает и молитвенно крестится, а иногда со стыдом закрывает лицо свое. Будем просить Господа помочь нам, чтобы, вспоминая наше прошедшее, мы не закрывали со стыдом лица своего. Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам зреть прегрешения наши и в будущем проводить время в мире и покаянии».
Церковь на каждой службе молится о будущем: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати подай, Господи». Да, будущее закрыто от нас, но Бог в силах дать нам его в мире и покаянии. Такова вера Церкви.
Отчет за год «по христианской успеваемости», ревизия души и тела – вот о чем нужно задумываться в период нового года. И как хорошо, что именно в это время проходит Рождественский пост. Время для покаяния.
Не будем бояться будущего, будем жить в нем с Богом.
Апостол Павел, глубоко знавший тайну времени и его использования по-христиански, написал удивительную строчку, которая призвана вдохновить на будущее, забрать весь страх и дать надежду: «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем… Живем ли, или умираем — всегда Господни» (Рим. 14:8).
Мы всегда Божии, нам нечего бояться. И, как сказала одна пожилая монахиня: «Будем жить и Бога хвалить».
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org