Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – о путях сохранения мира в душе и укрепления в вере в условиях непрогнозируемости жизни современного общества.
Наш мир буквально лихорадит, и все более утверждается общественное мнение о нарастающей его хаотизации. Настоящее уже с трудом контролируется, а будущее выглядит еще более непрогнозируемым и тревожным. О том, как сохранить мир в душе и укрепиться в вере, помня о Вечности, мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, похоже, что Господь в последнее время очень серьезно вразумляет воинствующее человечество природными катастрофами…
— Да уж, то, что люди пережили в нынешнем году, оптимизма отнюдь не добавляет. Посудите сами: снег в Сахаре, метель в Нью-Йорке, замерзающие Рим и Париж, снегопады в Москве — нынешняя зима запомнится планете.
Ученые говорят о возрастании солнечной активности и прогнозируют, что в ближайшие 30 лет наша жизнь изменится не в лучшую сторону. И это еще не все: если верить их прогнозам, в случае извержения некоторых вулканов разрушения будут столь масштабными, что стихия может полностью уничтожить цивилизацию.
При этом не устаешь поражаться другому — как велико долготерпение Божие! Он все еще ждет нашего покаяния и перемены жизни. Но мы не вразумляемся, а потому с каждым годом все более грозными становятся предупреждения Всевышнего людям.
Как ни печально, вместо того, чтобы осмыслить происходящее, наше цивилизованное человечество окончательно запуталось в своих достижениях, стремясь явно не к духовным высотам. Научные достижения используются не во благо, а приводят к катастрофе: ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы — мир развивается в демоническую сторону, ощутимо идя к своему концу…
— «Зло, — говорит святой Косма Этолийский (f1779), — придет от людей грамотных». Может быть, он и имел в виду всякого рода «передовые» достижения человечества?
— Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла больших успехов, люди, стремясь помочь миру, разрушают его, сами того не понимая. Бог позволил человеку поступать по собственной воле и разумению. Но высоко возомнив о себе, человек сам разрушает себя тем, что он создает.
Святой Косма Этолийский пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и со временем будут прогрессировать. Однако уже сегодня, даже в нашей обыденной жизни, можно увидеть исполнение пророчества.
«Придет время, и вы ничего не станете узнавать», — предупреждал святой Косма. И посмотрите, ведь действительно: современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение. Они подают только выгодные им или кому-то нужные факты, дозируют информацию, очень часто пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными, а в результате мы с вами не владеем реальными фактами и не видим в целом мир таким, какой он есть.
— А еще, Ваше Высокопреосвященство, интересно и это пророчество равноапостольного Космы Эталийского: «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться, как обычные люди, и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас». Разве тут усомнишься, что о нашем времени идет речь?
— Действительно, с такими явлениями современности, как «отмывание» денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды, мы сталкиваемся в нашей жизни. Любовь к деньгам, наживе — пожалуй, главная страсть современного человека. Страдающий этой страшной болезнью не может молиться, не в состоянии делать добро, это жалкий человек — душу его иссушает одна непрестанная мысль: как разбогатеть.
В истории человечества начался новый виток, который можно назвать прагматизмом. У многих людей выработался один четкий ориентир, один импульс, одна цель — выгода. Человек готов молиться, если это выгодно, но если молитва не помогает, многие согласны продать душу темной силе, чтобы только достигнуть желаемого. Время, жизнь, все, как это ни прискорбно, подчинено ненасытной маммоне, богу богатства.
Маммона обычно изображается в виде золотого идола, схожего с фигурой диавола, который рассыпает вокруг себя деньги, прельщая этим людей и соблазняя их на греховные утехи, отворачивая от Бога.
Но самым ценным для маммоны является даже не приношение жертвы в виде человеческого тела, а приношение ей бессмертной души человеческой. Ей нужны те души, которые еще до физической смерти человека были поражены смертельными грехами и страстями, такими как сребролюбие, стяжательство, лихоимство, гордыня, тщеславие, властолюбие, злоба, зависть.
Цель маммоны — завлечь заблудшую душу в кромешную мглу, где жертву встретит целая шайка отвратительных субъектов, имя которым легион. Их задача — убить пойманную маммоной душу. Называются эти существа бесами, и у каждого есть свое имя, своя «специализация». А вот «специализируются» они по разным видам страстей, разжигаемых в человеке: тщеславие, стяжательство, сребролюбие, блуд, пьянство, чревоугодие, праздность и т. п. Хоть эти темные субъекты и скрываются в темных местах и нам невидимы, но они намного опаснее тех же невидимых вируса гриппа или радиации, потому что могут лишить жизни вечной.
Вот Господь и предупреждает нас в Святом Евангелии: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16 : 13). Потому что, как пишет святитель Иоанн Златоуст, сребролюбие возмутило всю вселенную, все привело в беспорядок, оно удаляет нас от блаженнейшего служения Христу. А святитель Василий Великий учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя.
— Но ведь, Владыко, не всякое богатство губительно для души?
— Губит людей не богатство само по себе, а привязанность души к нему, страсть сребролюбия. Само же по себе богатство не губит и не спасает. Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Немало было царей и князей, которые жили в роскоши и богатстве, но так как не имели пристрастия к ним, то и прославлены в лике святых.
В отечественной истории есть хороший пример — киевский губернатор Иван Фундуклей. Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей на высоких постах удивлял людей редким сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был пример человека, использующего богатство как средство мудрого служения обществу.
К сожалению, таких людей не много в наше время. Имея богатство или власть, в первую очередь начинают люди ублажать себя, доходя до безумства и, как правило, плохо заканчивая земную жизнь. Жаль людей, которые на всю жизнь становятся заложниками своего богатства. Они ведь по сути являются обслуживающим персоналом движимого и недвижимого имущества, начиненным то страхом, то гневом, то завистью. Ради чего? Ведь уходить все равно придется, и любая минута может стать последней. Но богатство и страсть к наживе так ослепляют, что человек уже не в силах мыслить реальными категориями.
При раскопках Помпеи была найдена женщина, судорожно прижавшая к себе во время страшного извержения вулкана Везувия шкатулку с золотыми вещами. Вместо того чтобы бежать из погибающего города, она стала заботиться о том, что было ей всего дороже и что в итоге погубило ее.
Не делают ли многие из нас ту же ошибку: хотим наследовать Царствие Небесное, но трудно расстаться с земными сокровищами. Поэтому нужно каждому, дорогие мои, пересмотреть свою жизнь, увидеть владеющие душой страсти, очиститься от них и богатеть в Бога. Если всего у вас достаточно, делитесь с тем, кто испытывает нужду, потому что радостно видеть благодарную улыбку ближнего.
Писатель Эрнест Хемингуэй пожертвовал крупную сумму из полученной им Нобелевской премии, сказав при этом: «Правильно владеть богатством можно лишь тогда, когда раздаешь его». И это действительно так: чем больше раздаешь, тем больше получаешь. Милость покрывает на Суде много грехов и уготовляет место там, где и Сам Господь. Будем помнить об этом и к этому стремиться.
— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by