Бог везде с тобой, где бы ты ни был – везде будет поддержка и утешение. В страданиях, в изгнании, в бараке, на холодных нарах надо было встретиться с великим откровением – Бог и здесь.
Смщч. Онуфрий Гагалюк в письме о Божием промышлении писал духовным чадам: «Как отpадно сознавать, возлюбленные, что всемогущий Бог и Твоpец необъятных миров, не чуждается нас гpешных, но близок к нам, Он призиpает с высоты на нас убогих и озлобленных грехами. Да, Бог не есть какое-то отвлеченное Hачало. Он живой личный Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Господь Бог недалеко от каждого из нас, говорит великий Апостол Павел (Деян. 17:27)».
Чтобы обрести смысл в сложные времена, надо отбросить все временное, все связанное с эмоцией и животными инстинктами, и смотреть Вечности в глаза. Воспоминаются слова сщмч. Николая Тохтуева, сказанные в лицо следователю: «Если рассмотреть глубже, по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царствие Небесное, а мы того понять не хотим. Мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись. Разве так Христос заповедовал нам жить? Да нет, и сто раз нет, и поэтому надо стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем, то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».
Вечное – единое на потребу. Вечное – это единственное, что стоит борьбы на смерть. Только так за вратами смерти можно увидеть Бога. Сщмч. Онуфрий Одесский писал: «Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти. Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: “Никто, возложивши руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62)».
Но как в обычных обстоятельствах понять, что с тобой происходящее есть воля Божия? Давайте взглянем на пример сщмч. Кирилла (Смирнова). В одном из писем он рассуждает о том, что время ссылки затянулось по непредвиденны, от него не зависящим обстоятельствам: «Паспорта я все еще не получил по той причине, что у домоуправления не имеется печати, и будет она не раньше, как через месяц. Без такой печати анкетный листок недействителен. Задержка такая не без воли Божией. Видимо, надо побыть здесь и выждать». В другой раз, когда власть не позволила ему отправиться в Патриархию после смерти сщисп. Патриарха Тихона, Господь послал ему сон, который пересказал сщмч. Серафим (Звездинский): «Видел я сон: стою на берегу бушующей реки, а мне надо следовать по ней. Вдруг огромная льдина преградила путь. Видно, мне сейчас закрыт путь…,а что будет, Богу известно».
Казалось, что может быть лучше, чем организовать выборы Патриарха, спасать Церковь, но Бог велел терпеть.
В любом испытании надо помнить, что не дает Бог больше, чем вынесешь, и знает Бог, какую пользу можешь приобрести в этом испытании. Зло не вечно будет царствовать на земле. Сщмч. Онуфрий Одесский, рассуждая о распятии Христа, писал: “Казалось, злоба и ненависть врагов Спасителя насытились сполна позором и смертью Богочеловека… И что же? Оказалось, что всему этому давно уже предопределили быть рука Божия и совет Божий! И ненависть книжников, и Иудино предательство, и смерть Мессии на кресте, и все, случившееся со Спасителем, было наперед предсказано в ветхозаветных книгах… Что же это значит? А то, что ничто на земле и во всем мире не совершается без воли Божией. Оказывается, что и зло уже не так безгранично, а совершается лишь то, что попускает Господь, ибо Бог есть Владыка всего».
В дни гонений терпеть приходилось не только простым людям, но и святым, и святыням. В народной памяти осталось свидетельство живой связи неба и земли. Иосиф Фудель вспоминал, что когда начали вскрывать мощи, старец Алексий Зосимовский очень страдал по этому поводу и много молился, недоумевая – почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он стал на молитву, рядом с ним встал преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Молись три дня и постись, и после этого я покажу тебе то, что нужно». На третий день Преподобный сказал: «Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших».
Вот мысль времен гонений – все Небо подвизается за нас, когда в скорбях мы служим Христу.
Надо неослабно помнить, что несем крест, что в посланных испытаниях есть смысл, а значит такова воля Божия. Необходимо всегда молиться. Бог хранит нас. Сщмч. Онуфрий Одесский называл заблудшими тех, кто насмехается над верующими, когда они крестятся и призывают Божию милость, отправляясь в путь поездом, пароходом или трамваем: «Вы насмехаетесь над христианами, жалкие люди. И даже не подозpеваете, что именно благодаря вере и молитве этих христиан и вы спокойно едете. А что именно верующие и благочестивые люди сохpаняют гpады и веси, и жизнь людскую, а люди неверующие и развpатные обpечены на гибель, – можно видеть из казни содомлян и гомоppян от Господа. Ради пpаведного Лота и его семейства Господь хpанил неверующих и развpатных людей Содома и Гомоppы, и только тогда послал огонь с неба, когда вывел Лота и его семейство из этих гоpодов. Из-за десяти пpаведных Господь хpанил жизнь неверующих целого селения (Быт. 18:16–20)». Новомученик призывает всех верующих помнить, что есть Бог, Который все видит: «В дни шиpокого разлития неверия и появления различных наглых pасколоучений и еpетиков, когда вера в поношении и уничижении внешнем – особенно утешительною является эта христианская истина, что над всеми есть недpемлющее Око, что Господь печется о нас; не только о всем мире вообще, но и пеpсонально, о каждом из нас. Волос с человеческой головы не падает без воли Божией. Значит, Господь видит все развpащение, безбожие и отпадение от Церкви. И Он может положить предел сему, ибо Господь есть Владыка неба и земли (Мф. 28:18)».
Как это не парадоксально, но осознанное понимание воли Божией будет тогда, когда мы благодарим в испытаниях. Сщмч. Петр Зверев ссылку на безлюдный Соловецкий остров называл «пустынью», был искренне благодарен за поддержку: «Пока жив и здоров… Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями…Не ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней… Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери». Когда он шестое Рождество подряд встречал в лагерях, все равно строчки письма начинались из хвалы: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники… Но все это решительно надо терпеть. Ну что делать? Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Великие плоды заключены в каждом испытании: духовный рост, совершенствование, победа над тленным и драгоценность нетленного. Подай Господи силу увидеть Тебя.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org