Первая ошибка заключается в том, что многие пытаются читать Священное Писание Ветхого и Нового Заветов обычным способом, как обычную книгу, т. е. трансформируя в своем сознании символы букв в образы. Если это художественная литература, то создавать в уме и сердце эмоциональные образы, мы пытаемся задействовать свою фантазию, испытывая при этом чувственное переживание-наслаждение.
При чтении Священного Писания этого делать нельзя. Почему? Потому что Священное Писание или (Библия, с греч. «совокупность книг») – это «…книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами» («Православный катехизис» святителя Филарета (Дроздова).
Т. е. мы видим, что Библия – это не просто книга. Это книга, написанная Самим Богом посредством людей, специально для этого выбранных Им. Для чего Господь это сделал? Потому что Он соизволил открыть Истину о Себе, о мире и о спасении каждого человека нам. И потому Библия является Книгой Жизни, это источник Божественного Откровения и Божественной жизни. Читая ее, мы принимаем в себе жизнь и оживотворяемся словом Божиим. Библия производит в нас спасительное действие, очень благотворно воздействуя на душу, приближая ее и соединяя с Господом.
Потому первое чувство, с которым мы должны читать Священное Писание, – это страх Божий и благоговение пред Господом. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в его сочинении «Аскетические опыты» (том 1) есть целая глава «О чтении Евангелия». Там имеются замечательные слова: «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».
Эти слова основаны, конечно, на словах Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).
Поэтому каждая буква, каждая черточка Священного Писания имеет невероятное и огромное значение. Это кубок, Священный буквенный потир, в который Бог разлил сияющую небесную истину для нашего спасения. С тем и подходи к чтению Библии.
Здесь мне вспоминается рассказ об одном сирийском подвижнике-священнике. Однажды к нему на приход приехал епископ и попросил раскрыть напрестольное Евангелие (книги тогда были не печатными, а писанными от руки). Когда священник открыл Писание, то епископ увидел, что определенные слова, как-то «Бог», «Пресвятая Богородица» и некоторые другие, размыты, словно на них кто-то пролил воду. Епископ спросил у иерея, что это такое? Подвижник ответил: когда я читаю Евангелие, не могу удержаться и плачу. Такое вот благоговение – благодатный дар слез.
И мы, приступая к чтению Священного Писания, должны понимать, что в этот момент нас посещает Сам Господь, чтобы открыть нам Свою спасительную истину. И нам нужно трепетно и со страхом Божиим её внимать. Внимать безэмоционально, без фантазирования, но единственно с верою в Триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа и благоговейно. О том же писал святитель Игнатий в вышеуказанном труде: «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину».
Вторая распространенная ошибка человека при чтении Священного Писания заключается в том, что он пытается сам по своему разумению толковать места, которые он не понимает. Этого также не следует делать. Надо помнить, что мы с вами люди грешные, и наша «операционная система», наш разум также отравлен грехом. Поэтому недоуменные места Библии нужно читать с толкованиями. Вообще, следует всегда под рукой иметь книгу толкования Библии, но книгу, автор которой признан Церковью и которая Церковью одобрена как руководство по изучению Святого Письма. Сейчас данное чтение упростилось, ведь многие книги выложены в онлайн-пространстве. И они в электронном виде есть в свободном доступе.
К примеру, труд святителя Иоанна Златоуста «Беседы на Евангелия от Матфея» или сочинение святителя Василия Великого «Беседы на Шестоднев» (Толкование первых глав ветхозаветной Книги Бытие о сотворении мира), или толкование на Священное Писание Нового Завета блаженного Феофилакта Болгарского.
И если Библия написана Святым Духом посредством руководства Им апостолов, то, конечно, и многие толкования Священного Писания также были написаны святыми людьми, водительствуемыми Господом для написания ими экзегетических трудов, открывающих нам путь для правильного разумения истины Божией.
Еще одна ошибка бывает при чтении Ветхого Завета, который также довольно труден для прочтения без специальной подготовки: обилие имен, названий местностей, исчезнувших народов древности, множество событий и пр. Здесь, конечно, также желательно иметь у себя дома или на электронных носителях книги, истолковывающие, объясняющие историю Ветхого Завета – от самого простого «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского до «Толковой Библии Ветхого и Нового Заветов» профессора Александра Лопухина.
Также в смысле отношения к Ветхому Завета хочется сказать о том, что у некоторых возникает мысль, что Господь «жестоко» относился к людям в эти древние времена. Это не так. Сами люди были жестокие.
Мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда мир просвещен Господом нашим Иисусом Христом. Евангельское благовестие своими лучами пронзает наш мир и дает ему свет любви и милосердия.
Не так было в ветхозаветные времена, когда люди очень отступили от Бога. Были грубы, ненавидели себе подобных, устраивали мерзкие и страшные языческие культы. Жизнь человеческая тогда мало что стоила, процветало рабство, когда по праву сильного свободный человек становился словесной вещью, бесправным рабом.
Поэтому Господь применял те меры по спасению людей, которые были бы понятны и приняты ими. Других мер они просто бы не приняли и не поняли их.
Несколько слов хотелось бы сказать и о новозаветной книге «Откровение» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И если нельзя фантазировать по поводу Святого Евангелия, то нельзя фантазировать и по поводу этой таинственной книги. Напомню, что в «Апокалипсисе» есть такие стихи: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). По той же причине таинственности эта книга не читается во время богослужений в православных храмах. Дома её можно читать, но помнить всегда о грозном предупреждении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чтобы не отнял от нас Бог участие в Книге жизни за то, что мы что-то отнимаем от нее и не приложил к нам язв за то, что мы что-то фантазируем о ней, прибавляя к ее стихам нечто грешное и человеческое.
Если говорить об экзегезе этой книги, то в первую очередь нужно обратить внимание на сочинение святителя Андрея, архиепископа Кесарийского, «Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова».
Будем с Божьей помощью стараться каждодневно читать Священное Писание и припадать к сему животворному источнику, который насыщает нашу душу драгоценной и святой влагой истины, открывая ей путь ко спасению!
Протоиерей Андрей Чиженко
По материалам сайта pravlife.org