В храме нас окружает множество продуктов, которые мы постоянно встречаем в повседневной жизни. Вода, хлеб, масло и т. д. Но здесь, в Церкви, эти привычные для нас вещи получают совсем другое измерение – духовное. Освящаясь и благословляясь, они приобретают свойства, которые питают не только наше тело, но и душу. И вот об одном из них – о хлебе, давайте сегодня и поговорим.
История использования хлеба в богослужении берет начало еще в ветхозаветные времена. Одной из жертв, установленной Богом в Книге Левит (Лев. 6:14–18), была т. н. хлебная жертва (по евр. Минха). Мука и кусочки хлеба, смешанные с ладаном, сжигались на жертвеннике всесожжения, также из пожертвованной муки пекся пресный хлеб, который ветхозаветные священники должны были съесть в этот же день, не вынося его из Храма. Также особые освященные 12 хлебов всегда находились внутри Храма – во Святилище.
Хлеба предложения. Реконструкция Иерусалимского Храма
Большую роль играл хлеб во время празднования ветхозаветной Пасхи. Напомню: этот праздник установили в память исхода евреев из Египта. Исход происходил в спешке, еврейские хозяйки не успели дождаться, пока дойдет тесто, и приготовили пресные лепешки. И поэтому на специальном богослужебном ужине – седере, который евреи проводили в память об Исходе, употреблялся пресный хлеб – маца.
Именно с ветхозаветным седером и связано самое главное место использования хлеба в Церкви. Накануне своих страданий, во время этого пасхального ужина, «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26), установив таким образом новую хлебную жертву – Таинство Евхаристии.
Евхаристия, фреска, XIV в. Монастырский храм свмч. Георгия, Старо Нагоричане, Северная Македония
Среди ученых и богословов до сих пор ведутся дебаты, какой хлеб взял Христос: пресный или квасной, так как греческое слово ἄρτος, буквально – «хлеб», ничего не говорит о составе хлеба. Поэтому установилось несколько традиций использования хлеба за богослужением: в Православной Церкви и в ряде других восточных Церквей используется квасной хлеб, а в Католической и Армянской – пресный.
Итак, с Тайной вечери хлеб твердо вошел в христианское богослужение, так как Евхаристия – сердце Церкви, Ее основа и она по заповеди Спасителя будет совершаться в Церкви всегда, до Его Второго пришествия.
Первоначально никакого специального хлеба для евхаристического богослужения, Литургии, не готовили. Люди просто приносили хлеб в жертву храму, и диаконы выбирали наиболее подходящий для совершения богослужения, «подгонял» его до подходящих размеров, отрезал корки. Оттуда и название этого хлеба – просфора, по-гречески «приношение». Чтобы не обидеть прочих жертвователей, из принесенных ими хлебов вынимались маленькие частицы, чтобы хлеб каждого принял участие в Евхаристии. Оттуда и берется наша традиция вынимания частиц из большого количества просфор с поминовением живых и усопших.
Однако со временем, чтобы быть уверенным в качестве хлеба, просфоры стали выпекать непосредственно при храмах и монастырях. С этим же связано и появление специальной печати в виде креста. В Византии очень часто на хлеб ставилась печать, подтверждающая качество хлеба и часто несущая информацию о том, что за пекарь выпек этот хлеб. Поэтому неудивительно, что и при храмовых и монастырских пекарнях стали ставить печати в виде креста, показывая тем самым, что это хлеб церковный. Постепенно эта печать становилась все больше и больше и просфора приняла сегодняшний вид.
Византийская хлебная печать, IV–VI вв.
Стоит заметить, что вид просфоры отличается в славянских и греческих Церквях. В греческих вместо 5 просфор, употребляемых для совершения Литургии, используется одна, на которую ставится особая пятичастная печать.
Просфора в греческой традиции
Однако только Евхаристией использование хлеба в Церкви не ограничивается.
Мы уже вспоминали многочисленные просфоры, из которых вынимаются частички для Евхаристии. Так как использовались на Литургии, частицы из них лежат вместе с Евхаристическим хлебом, то и они сами получают особое Божие благословение и считаются освященными. Также освященными считаются и кусочки, оставшиеся после обрезки главного Евхаристического хлеба. Они называются антидор, с греческого «вместо Даров». Таким образом, Церковь призывает употреблять антидор и просфоры тогда, когда нет возможности принять участие в Евхаристии, чтобы хотя бы в малой доле с ней соприкоснуться.
Евхаристический хлеб и антидор
На вечернем богослужении накануне великих праздников совершается особый чин – благословение хлебов, которые затем, во время помазывания святым елеем, раздаются верующим. История этого хлеба уходит в длинные монастырские богослужения. Вечерняя служба накануне больших праздников длилась всю ночь, что и дало ей название «всенощное бдение». Чтобы подкрепить силы молящихся, благословляли и раздавали вместе с чашей благословенного тут же вина. Сейчас практика совершения подобных бдений осталась только в отдельных малочисленных монастырях, а вот практика вкушения освященного хлеба для подкрепления духовных и телесных сил осталась и распространилась по всей Церкви.
Хлеба, приготовленные для освящения на вечернем богослужении
Еще один богослужебный хлеб связан с праздником Пасхи. В конце Литургии в день Пасхи освящается артос – особый хлеб с изображением пустого Креста или Воскресения Христова. Артос хранится всю Пасхальную неделю в храме и в субботу Светлой седмицы после чтения особой молитвы раздается верующим.
Артос в храме на Светлой седмице
История этого хлеба восходит к монастырским службам. Согласно нашему Уставу, после каждой Литургии в монастыре должен совершаться Чин о панагии – торжественная процессия с просфорой в честь Богородицы в монастырскую трапезную. Это еще одно употребление хлеба в нашем богослужении. А так как вся Пасхальная неделя посвящена Воскресшему Христу, вместо Богородичной просфоры стали использовать отдельно освященный хлеб в честь Господа, а затем уже его стали освящать и в приходских храмах.
Чин о панагии
Конечно, мы только слегка коснулись темы использования хлеба в богослужении. По каждому моменту написано множество богословских трудов и монографий. Однако даже этого краткого обзора достаточно, чтобы понять, что хлеб пронизывает всё православное богослужение. В середине Литургии звучит возглас: «Твоя от Твоих Тебе приносим за всех и за вся». Твои дары, которые ты нам дал – пшеницу, мы обработали, приложили усилия: перемололи на мельнице, испекли, т. е. вложили в них свое умение и старание, – мы вновь приносим Тебе, уже в виде хлеба с молитвой обо всех живущих, показывая, что этот хлеб является видимым знаком Божией милости к нам.
Александр Адоменас, магистр богословия