Мы призваны знать друг друга по имени, помнить друг друга в молитвах, интересоваться жизнью наших братьев и сестер. Это и есть жизнь одного тела, когда члены заботятся друг о друге. Сегодня, когда средства общения расширили свои возможности, и уже все – дети, родители и бабушки разбираются в онлайн-уроках, программе Zoom и гугл-классах, это актуально. Люди Церкви могут использовать технику для службы Богу и душе. Сразу же оговоримся, средства дистанционной связи никогда не заменят живого общения. Но они могут сослужить добрую службу, когда члены общины разбросаны по всему миру или по большому городу, после трудового дня не могут выделить лишнего часа на дорогу или из-за военного времени боятся за свою жизнь.
Катехизис онлайн
Кто из наших прихожан знает толкование Символа веры? Знает наизусть декалог или разбирается в смыслах заповедей блаженства? А как обстоит дело с глубинным смыслом молитвы Господней «Отче наш»? А ведь в этих базовых знаниях действительно есть нужда. Это основа катехизации всех времен. В древней Церкви оглашенные получали именно базовые знания по катехизису и только после этого имели право сдать экзамен и принять Святое Крещение. Катехизис онлайн хорош тем, что через прихожан сюда можно приглашать их друзей, которые по каким бы то ни было причиним пока не посещают нашей общины. Для таких людей это может стать ступенькой к Церкви и духовной жизни. Плюс также состоит в том, что такие лекции можно записать, а после опубликовать на ютуб-канале прихода плейлист «для начинающих». Таким образом, эти лекции могут жить как подспорье для дальнейшей миссии и катехизации при приходе.
Библия онлайн
Это интересный проект одного православного молодежного клуба. Люди всех профессий и возраста собираются вместе в зуме и с 20:00 до 21:00 вслух читают Библию. Читают подряд, по очереди и каждый по главе. Остальные слушают Слово Божие. Священник запустил это чтение, и оно идет само собой. Группы растут. Люди вместе изучают Писание. Это прекрасно! Молодой человек из этой группы как-то признался: «Если бы православные знали Писание, мир был бы другим».
Библейский фрегат
Уже не первый год в течение Великого поста мы с друзьями и курсантами катехизаторских курсов читаем Библию от корки до корки. Начинаем с Сырной седмицы и заканчиваем на Фомину Неделю. Само по себе название родилось из способа чтения Писания. Каждый читает его в удобное время и в своем ритме, стараясь осилить достаточное количество глав в день, чтобы успеть до конца со всеми прочесть Библию.
За девять недель вся Библия оживает. На первой седмице поста, когда Церковь читает Покаянный канон прп. Андрея Критского, Бытие и Исход уже прочитаны, христианин по-другому воспринимает сам канон и проповедь. Кроме этого, Библия – это пища и поддержка души в пост. Само Слово Божие очищает. Спаситель говорит апостолам, день и ночь слушающим Его святые слова: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3).
Для реализации фрегата достаточно группы в вайбере. Именно в группе участники ежедневно указывают место Писания, на котором остановились. Это делается для того, чтобы раз в неделю публиковать «график чтения», указывая кто где. Это делается для поддержки читающих и необходимо для создания «рабочего духа», ощущения единения участников в постижении слов Господних. Свт. Иннокентий Одесский сказал, что здоровое соперничество в учебе побуждает к достижению духовных успехов учащихся. В то же время для закрепления прочитанного можно раз в неделю выходить в зум для обсуждения и толкования накопившихся вопросов по чтению.
Толкование Евангелия
Спаситель принес действительно новый образ жизни и саму новую жизнь. Основа такого бытия – это жизнь по Евангелию. Христианин должен войти в понимание Благой вести. Ощутить себя учеником Христовым. Понять, что всё, что сказано в Евангелии, имеет к нему прямое отношение.
Как это сделать без детального и молитвенного постижения Евангелия? Приходская жизнь ведь не может стать жизнью общины и тем более жизнью Тела Христова, если она не будет жизнью по Евангелию. Как осуществить изучение толкования онлайн?
Было бы хорошо исследование толкований разделить на две части: самостоятельную и общинную. Каждому члену общины самостоятельно можно прочесть блаженного Феофилакта Болгарского «Толкование Четвероевангелия», а всем вместе – слушать толковые лекции священника или на то получившего благословение мирянина. Для подготовки к таким лекциям могут быть использованы самые различные пособия. Вполне достаточно подготовки по книге архиеп. Аверкия (Таушева) и архим. Феофана (Меджидова) «Четвероевангелие». Это учебник для первого курса семинарии.
Толкование псалмов
Любимым духовным и молитвенным чтением нашего народа являются псалмы. Почти при всех приходах организованы двадцатки, которые ежедневно прочитывают Псалтирь на церковно-славянском языке. Некоторые прихожане изучают псалмы наизусть. Даже многие «захожане» пользуются псалмами для различных нужд своей жизни.
Но существует огромная проблема. Никто не знает толкования псалмов. А ведь там скрыта глубина премудрости Божией и мудрости житейской. Псалтирь – это книга хвалы и надежды. В ней масса пророчеств о Христе, нашем Великом Господе. Разве мы не хотим приобрести себе такое сокровище?
Толкование псалмов может стать самым многолюдным дистанционным проектом. Поэтому надо скрупулёзно готовиться для подобных онлайн-встреч. Для священника и катехизатора часы подготовки к лекциям по псалмам и по Евангелию могут стать пиром для души и подспорьем на всю жизнь.
Другие проекты
По подобной схеме можно организовать массу других кружков и проектов. Например, изучать мировую литературу, отыскав христианские смыслы у великих писателей, ежедневно вместе в зуме читать жития святого дня, постигать основы духовной жизни, читая и обсуждая сочинения аввы Дорофея, «Невидимую брань» или труды Паисия Святогорца.
Пути реализации данных дистанционных проектов технически несложны. Достаточно спросить у знакомых молодых людей, кто бы хотел технически поддержать: установить у желающих зум на телефоне или компьютере, подключить интернет, научить переходить по ссылке, включать демонстрацию экрана, пользоваться чатом и т. д.
Важное условие состоит в том, что к проектам надо привлекать людей, которые откликаются свободно и проявляют инициативу. «За послушание» в миру редко удаётся привлечь человека на долгий срок. Для этого надо спросить в присутствии общины, кто мог бы это дело взять на себя.
Итак, для реализации идей, о которых идет речь, необходимо благословение священника, желающие люди, интернет, ответственный за техчасть и, конечно, священник или катехизатор, который возьмет на себя благую миссию просвещения и объединения прихода.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org