«Начавшаяся в 1980 году эпоха глобализации сменится эпохой беспорядков», — прогнозируют в крупнейшем по числу сотрудников и сумме активов финансовом конгломерате Германии Deutsche Bank. И действительно, мир вошел в период бунтов. Беларусь исключением не стала: митинги протесты, столкновения протестующих с ОМОНом, провокации. А наряду с этим — полупустые храмы, разделившиеся на «своих» и «чужих» прихожане, а порой и священнослужители. Как Церковь должна оценивать происходящие сегодня события и какую занимать позицию — об этом интервью с наместником Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
— Ваше Высокопреосвященство, многие сегодня наэлектризованы политическим активизмом. Учитывая, что даже некоторые священнослужители активно занялись политикой, возникает вопрос: не может ли это привести к церковной конфронтации?
— Конечно же, такой политический активизм в Церкви — явление весьма опасное. Жажда всех поделить на друзей и врагов, искать виновных где угодно, но только не вину в себе, к сожалению, овладела многими.
Церковь имеет право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Но, имея вечное бытие, стремиться она может только к вечному, истинному. У нас нет «программы» действий, лозунгов «борьбы». Есть Евангелие, глубина, и жизненность традиции Православия.
Сегодня находятся те, кто пытается привнести политику в Церковь. Но если отдельные священнослужители выступают на разного рода митингах и собраниях, в средствах массовой информации, ходят по улицам с флагами, то это всегда их собственное мнение, а никак не Церкви: они не имеют никакого права говорить от ее лица.
В присяге перед рукоположением священник дает клятву: ни в каких политических партиях, движениях и акциях участия не принимать. И если свои обещания Богу он нарушает, значит, не на тот путь встал, забыл, видимо, что отвечать придется перед Самим Господом по всей строгости.
Священнослужитель не может принадлежать к той или иной партии, так как в этом случае будет необъективен по отношению к своей пастве. Ведь пастырь должен в равной степени быть внимателен к людям любых политических убеждений, и сердце его должно быть открыто каждому прихожанину.
Евангелие — самая простая и самая главная Книга человечества, в ней суть, основа наших суждений и действий, и ею все люди должны руководствоваться. Для каждого человека, для каждой нации, для каждого времени — Един Бог, едина вера, един закон.
— Сегодня в храмах на Богослужениях значительно уменьшилось количество прихожан. В чем, на Ваш взгляд, Владыко, причина? Падает доверие людей к религии, сказалась неспокойная обстановка в стране или виной тому очередная волна коронавируса?
— Мне думается, что меры, предпринимаемые нашей Церковью по борьбе с коронавирусом, все же повлияли на количество в ней прихожан. Люди стали привыкать к жизни без Богослужений, без храма, а молиться под интернет-трансляции. И это печальный факт.
Конечно, живя в реальном мире и зная о неблагоприятной эпидемиологической ситуации, всем нам необходима санитарная защита, но верующие люди всегда должны быть готовыми к исполнению Евангелия: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней» (Мф. 24:6—8).
Накопленные обществом социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. Но если Церковь станет реагировать на все социальные проблемы, то в скором времени люди во всем мире могут лишиться Литургии под любыми предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата, экологические проблемы и т. д.
Общество и условия жизни людей в наше время сильно изменились, что сказывается и на устроении семейной жизни. Дети уже не получают с малого возраста ростки христианской веры и опыта жизни во Христе, как это было в семьях предыдущих поколений. Вот Господь по любви Своей к человеку и попускает нам разные испытания вроде того же коронавируса именно для того, чтобы дать нам возможность найти источники «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).
Святые отцы заповедовали нам жить каждый день, как последний, как будто завтрашний не наступит. При таком бережном отношении к каждому часу, каждому слову возникает обостренное восприятие действительности. Тогда прежде, чем совершить что-то плохое, недостойное, греховное, человек хорошенько подумает.
«Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением, — говорил преподобный Серафим Саровский своему верному послушнику Мантурову. — Если бы сама эта келия была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той Небесной радости…»
А поэтому каждому из нас нужна серьезная работа над собой, такая вот «перестройка души» на евангельский лад. Мы крещены во имя Христово и должны исполнить в своей жизни замысел Божий о каждом из нас.
Видя страдания и гибель множества людей в разных частях мира, хаос и междоусобицы, разрушающие мирную жизнь, мы можем оценить то, что имеем, но можем потерять, если не сделаем надлежащих выводов.
— Немногие задумываются над этим, Владыко. Даже того, кто едва успел покинуть этот мир, начинают тут же осуждать, обсуждать его частную жизнь на всех телеканалах. Откуда такой всеобщий цинизм?
— Объяснить это можно все более усугубляющимся кризисом духовных, да и этических ценностей. Только прельщенные ложью мира сего и умерщвленные суетой души остаются бесчувственными к таинству смерти.
Древнеримское выражение «Не злословь об умерших» стало крылатым. Душа только что почившего человека болеет, она еще не смирилась с новым своим положением и, как сирота, оплакивает потерю тела. Сквернословие в ее адрес причиняет душе дополнительные страдания.
Священное Писание напоминает нам, что нормы поведения и морали устанавливает не кто иной, как Бог, хотя Он и позволяет людям решать, следовать этим нормам или нет. Но за всякого рода кощунственные действия и слова обязательно следует наказание.
Осуждение, по словам преподобного Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия.
По сути дела, осуждение — демоническое состояние. Первый, кто впал в этот грех, был сам диавол, который осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.
Очень образно об этом грехе говорит преподобный Паисий Афонский: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: “Насчет цветов — не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно”. И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала.
А если спросить пчелу: “Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?”, то она ответит: “Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!” И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых.
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие — на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем.
Человек поврежденный и мыслит поврежденно, ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, — что бы ни увидел, что бы ему ни сказали, — включает в работу добрый помысл».
Каждого человека нужно видеть лучшим себя, тогда и осуждать других перестанем.
Помните слова псалмопевца Давида «грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5)? Для него они были не просто словами. Да, он не одевал нагих, не был аскетом или чудотворцем, все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на людей свои ярлыки. Этого Давид сердцу не позволил.
Насколько тяжело ему далось это внутреннее делание, нам, любителям осуждения, сказать трудно. Если мы берем на себя грех судить других, то должны ожидать, что и мы будем тем же судом судимы. И не только человеческим, но Божиим.
Зато Бог простит тех, кто прощает, не будет судить тех, кто не судит, а возьмет в Свое благодатное Царство Небесное.
— Таким образом, Ваше Высокопреосвященство, можно сказать, что духовное состояние человека можно определить по его помыслам?
— Нет человека, который бы никогда не имел никаких помыслов, но отличаются они своим качеством. Греху предшествует мысль, а посто-янному греховному поведению — создание внутри человека целой мысленной сложно разветвленной системы греха.
Как пишет святитель Григорий Нисский, все страсти произрастают от худого делания ума и помраченного разума. И если человек не стремится к жизни духовной, не бывает в церкви, не исповедуется и не причащается, трудно ему с помыслами злыми бороться, он становится легкой их добычей. А в реальной жизни — жертвой недобросовестных политиков и коммерсантов, ведущих через средства массовой информации войну за умы и сердца человеческие.
Изменяя свои мышление и речь, мы меняем свою жизнь, делая ее светлой или мрачной. Не позволяйте негативу взять верх над вами. Поэтому особенно важно бывать на воскресном Богослужении.
Воскресное Богослужение — это камертон, по которому должна настраиваться наша душа — для всех мыслей, чувств, поступков. Им освящается вся предстоящая неделя.
Мир постоянно балансирует над пропастью, что порождает все новые страхи и приливы агрессии. Но Церковь никогда не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, пока не настанет конец мира, ибо Христос — ее основание и непоколебимая опора.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28, 29), — зовет Господь. Откликнуться или нет на Его призыв — каждый решает сам. Ведь нам дана свободная воля.
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by