В большинстве приходов Русской Православной Церкви уже начались занятия в воскресных школах. Некоторые педагоги успешно используют в своей работе новые методы взаимодействия с детьми, в том числе и обучение проектному творчеству на основе метода кинопедагогики. По отзывам преподавателей, такой формат интересен для детей и помогает решать задачи педагогического сопровождения, в частности, способствует сохранению связи юных прихожан с Церковью.
Что такое кинопедагогика?
Термин “кинопедагогика” обозначает средство воспитания детей посредством кино-и видеотворчества, основной составляющей которого является создание собственного видеопродукта. В соработничестве с педагогом или старшими сверстниками дети создают сюжет и снимают свое произведение, а затем проводят обсуждение итоговых работ. Инструментами для съемок могут выступать как профессиональная камера, так и обычный смартфон. То есть дети вовлечены в деятельность, где используются интересные и привычные для них гаджеты.
А какое отношение имеет кинопедагогика к наставлению в вере в приходе?
Метод кинопедагогики позволяет ребенку под руководством педагога или со старшими сверстниками создавать видеоматериал или анимацию, в которых отражаются христианские духовно-нравственные смыслы. Такой формат удобен для проведения приходских занятий, содержание и цели которых соответствует основному служению приходского педагога — наставлению в вере.
Другая функция использования нового формата — это поддержание интереса у посещающих приходские занятия в условиях, когда часть детей (особенно подросткового возраста), к сожалению, прекращают не только посещать занятия, но и ходить в храм.
А есть примеры такой работы в приходах?
Чтобы сохранить детей и разнообразить приходские занятия, некоторые приходы дополняют свои программы уроками в форме кинопедагогики: организуют совместные просмотры и обсуждение кинокартин, создают видеоролики, мультфильмы, полноценные работы, имеющие духовно-нравственное содержание.
На какой возраст рассчитаны занятия?
Сейчас дети уже с младшего школьного возраста разбираются в гаджетах. Занятия с использованием метода кинопедагогики в первую очередь будут интересны детям среднего и старшего школьного возраста (11–17 лет), так как это отвечает их желанию проявлять самостоятельность, заниматься чем-то новым и нетривиальным. Дошкольники и младшие школьники в основном задействованы как актеры. Кроме того, они с удовольствием делают антураж анимационных фильмов, рисуют и лепят персонажей.
Почему дети любят кинопедагогику?
В ходе занятий дети вовлекаются в деятельность, где содержание сюжета близко им; используют интересные им инструменты — смартфоны и иные гаджеты, которые позволяют воспроизводить или генерировать христианские смыслы, в целом – конструктивно взаимодействовать и развиваться.
В таком случае времяпрепровождение “в телефоне” наполнено смыслом и создает у ребенка ощущение сопричастности к созданию чего-то нового и важного.
Не получится ли, что такие занятия усилят проблему зависимости детей от телефона?
Среди родителей и педагогов распространено опасение по поводу такой зависимости. Здесь наиболее уместным может быть такое правило: не отобрать, а сделать полезным. И кинопедагогика — это положительный пример того, как может работать новая форма взаимодействия с детьми и взрослыми членами приходской общины. Ведь приходская община призвана быть значимым и интересным местом для общения – некоторой альтернативой для взрослых и детей, уже погруженных в свои смартфоны и гаджеты.
Сами занятия нельзя рассматривать как уход в виртуальную реальность. Скорее это общение между членами одной команды в рамках работы над единой задачей, где гаджету отведена вспомогательная роль.
Где можно найти информацию о методе кинопедагогики в приходской работе?
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви еще в 2020 г. провел вебинар, посвященный общим вопросам по методу кинопедагогики и его применимости в приходской работе. Его полную версию можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=0bLm8EkfnUk
Из него можно узнать, что такое кинопедагогика, каковы общие правила создания сценария, как приходской педагог может передавать ключевые смыслы в содержании фильма и др.
Как приходским педагогам можно подготовиться к занятиям?
Курсов, ориентированных именно на обучение приходских педагогов, не так много. Одним из них является курс повышения квалификации “А давайте снимем кино”, который проходит каждый месяц и реализуется при участии ведущих специалистов в области кинопедагогики и специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Цель курса – обучение приходских педагогов современным педагогическим практикам, чтобы ребенок под руководством педагога мог создать видеоматериал, в котором бы отражались христианские духовно-нравственные смыслы.
С учетом того, что на курсах учатся люди из разных регионов (и даже разных часовых поясов), занятия проходят в дистанционном формате с возможностью изучить все вебинары в записи.
До начала курса предусмотрена возможность поучаствовать в бесплатном вебинаре, задать ведущим свои вопросы по ссылке: https://cinematoschool.ru/veb_kinopedagogika
Что дают краткосрочные курсы?
Небольшие курсы дают возможность приходскому педагогу быстро адаптировать полученные навыки в рамках своего основного служения по наставлению в вере.
Для того, чтобы обучение специалиста по методу кинопедагогики не затянулось на годы (как в случае получения высшего образования), приходским педагогам достаточно краткосрочных курсов повышении квалификации.
По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru