История новомучеников и исповедников – это история верности, стойкости и любви. Любви настоящей, вечной, окутанной верой. А главное – это история внутренней свободы, которую не могут отобрать никакие обстоятельства. Сохранить себя в экстремальных обстоятельствах, превратить поражение в победу – вот тот урок, который должен извлекаться сегодня.
Свобода – это возлюбить Бога всем сердцем, за Ним следовать и Он не оставит тогда детей и семью.
Когда приговоренного судом к расстрелу сщмч. Павла Светозарова пригласили к последнему слову, он просил помилования. Это была очень здравая и несентиментальная просьба отца-одиночки, потерявшего ранее жену: «Стоя перед казнью, я лгать не могу. Прошу не применять ко мне высшей меры наказания — не ради себя, я к смерти готов, а ради детей, у которых не будет отца, как нет и матери…». Просьбу отклонили. Бог призвал отца Павла к Небесной Славе. Последняя молитва мученика-отца была об остающихся сиротах. Бог услышал молитву. Всю жизнь дети прожили под благодатным Небесным покровом.
Особо потрясают последние встречи новомучеников с семьей. Долго искали сщмч. Сергия Рохлецова супруга и дочь. Когда наконец нашли и удалось повидаться через решетку в окне, матушка услышала последние наставления мужа: «Надя, держись, не плачь, на твоих плечах дети, тебе надо их вырастить, а ты, Машенька, слушайся маму и помогай ей».
Что можно написать в последней строчке своим любимым на земле? Какие слова могут вместить эту любовь и эту муку. Приведем несколько мужественных и потрясающих свидетельств новомучеников.
Сщмч. Григорий (Раевский) дочери, круглой сироте, писал: «Дорогая Нина, долго, долго мне не придется тебе писать… придется тебе жить одной. Постарайся быть паинькой — следи за собой, грубить не надо, за своими словами следи. Учиться старайся – это тебе пригодиться на всю твою жизнь. Будь сама со всеми хороша – и к тебе все будут относиться так же».
Сщмч. Николай Варжанский на обратной стороне присланной ему иконы начертил супруге: «Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице, Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молитесь».
Целый гимн любви и мужества передал последним письмом сщмч. Василий Надеждин своей беременной в пятый раз матушке. С такими словами можно было прожить всю жизнь: «Мы дождемся радостного свидания в светлом царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, – и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по–христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа».
По-человечески порой сложно было принять волю Божию. Узы земной любви покоятся даже на черствых сердцах. Не говоря уже о тех, кто всю жизнь старался жить по-христиански. Мирянин и святой мученик Юрий Новицкий, пострадавший вместе со сщмч. Вениамином (Казанским) и одесским мучеником Иоанном Ковшаровым, в своём заключительном слове заявлял о своей невиновности и готовности великодушно понести наказание за всех: «Но если кому-то нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлечённых. Хотя после меня и останется одна четырнадцатилетняя девочка…». О мученике и его дочери говорил на суде и защитник: «Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осуждённых, а теперь ему самому грозит смертная казнь и после себя он оставляет 14-летнюю дочь». Христов страдалец был приговорён к смертной казни. По воспоминаниям очевидца, перед расстрелом он плакал: «Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную дочь. Он просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы».
Но все зависит от Бога. Все вынесет человек, если с ним Бог. Сщмч. Владимир Хрищанович в последнем своём письме просил жену: «Не забывай Бога, от Которого всё зависит».
Перед семьями людей, причисленных ныне к сонму новомучеников, в первую очередь перед ними самими, в один миг вставал реальный выбор: Христос или близкие, Христос или семья? Но что значит – Христос или семья? Ведь семью, родных, близких дает нам Сам Господь, и предать Его – значит предать их.
Свщмч. Иоанн Быстров – известный педагог, оставил учительство и стал священником. Власти убеждали оставить храм и вернуться к учительству, обещали сделать директором школы. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. С кротостью и любовью он произнес: «Господь не оставит, он всех детей выведет в люди».
Силились силы ада повредить. Восставала буря на ладью семей новомучеников. Но Господь был рядом. 65 статья Конституции 1918 года объявляла духовенство и монашество как нетрудящиеся элементы и лишала их не только избирательных прав, а и продкарточек, обрекая на голодную смерть. Ограничения распространялись и на детей духовенства под штампом «дети лишенцев». Отцов арестовали, а детям не выдавали продкарточек в голодные годы. Но Господь не оставлял: с утра находили у порога целые мешки еды, бидоны с молоком и корзины с хлебом. Верующие руководители рисковали работой и помогали детям исповедников и мучеников. Да и помогали другие исповедники. Сщмч. Владимир Амбарцумов организовал поиск семей репрессированного духовенства и прикреплял своих духовных чад к ним. Были установлены суммы и сроки помощи. Сроки не могли увеличиваться, суммы — сокращаться. А сам во время последнего ареста на Пасху 1938 года, перед расстрелом, из тюрьмы послал выцарапанные на крашенке слова дочери: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны».
Господь не оставлял детей тех, кто прославил Его своей кровью. Не оставит тех, кто вдохновляется их верой. Когда страшно за детей, христианин, предай их в руки Божии. Дай Ему действовать в твоей жизни, и дети не останутся без счастья. От Бога зависит все.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org