Кто может на земле прощать грехи? Так недоумевали книжники при виде исцеления Иисусом расслабленного. Евангельский рассказ об этом исцелении читается во вторую неделю Великого поста (Мк. 2, 1-12) и в четвертую неделю после Пасхи (Лк. 5, 19-26). Господь Иисус Христос показывает перед всеми Свое божественное достоинство, говоря расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Сама безличная форма глагола (не «я прощаю тебя», а «грехи прощаются») по понятиям того времени указывала на высшее прощение, которое мог даровать только Бог. В удостоверение действенности слова Христова расслабленный встал и пошел перед лицом всего собрания. Так было в очередной раз подтверждено, что Христос учит «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7,29).
Впоследствии вопрос о прощении грехов на земле был разрешен Господом во время явления ученикам по Воскресении: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Так Христос, укрепляя апостолов подаянием благодати Святаго Духа, приготовил их к будущей проповеди покаяния и прощения грехов среди всех народов (Лк. 24,47). Согласно с этим сказано в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Исполняя свою миссию, апостолы проповедовали крещение во имя Иисуса Христа «для прощения грехов» (Деян. 2,38). Конечно, раскаяние было возможно и после крещения. Например, в книге Деяний замечается, что уже уверовавшие приходили к ап. Павлу, «исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19,18).
Власть «вязать и решить», определенно переданная сначала ап. Петру, а затем и другим апостолам (Мф. 16,19; 18,18), означала право принимать приходящего или отлучать согрешающего от Церкви. Эта «власть ключей», как ее еще иногда называли, стала отличительной чертой церковной иерархии. Апостолы, а затем их преемники — «епископы» или «пресвитеры» — так они именуются в новозаветных книгах, управляли христианскими общинами словом и примером собственной жизни. Они, конечно, совершали крещение, через них также совершалось и отлучение. Суровым уроком такого рода стал известный эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5, 1-11). «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели», – наставлял ап. Павел Тимофея (1 Тим. 5,20). Это обличение, по евангельскому правилу, сначала наедине, а затем при нескольких свидетелях, делалось и перед лицом всей церкви, т.е. христианской общины, и могло закончиться отлучением прямо на христианском собрании: «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5,13). Такие грехи, как идолопоклонство (т.е. отпадение от веры), убийство, прелюбодеяние, безусловно, наказывались отлучением.
Вместе с тем, апостолы имели признанное право принимать отлученных. Так ап. Павел предписывал простить отлученного ранее грешника, говоря о своем прощении «от лица Христова» (2 Кор. 2,10). Вполне естественно, что отпавшие по причине тех или иных грехов и лишенные церковного общения со временем могли искать восстановления в Церкви. Такие люди приносили публичное покаяние. Христианский писатель Тертуллиан (ок. 160 – †после 220) в своем слове «О покаянии» упоминает об обычае кающихся налагать на себя строгий пост, с молитвой униженно падать на колена перед священниками и другими членами общины, чтобы снискать прощение за тяжкие грехи, соделанные после крещения. Впоследствии был разработан целый чин публичной исповеди с разделением кающихся по степеням (плачущие, слушающие, припадающие, стоящие). В первый день Великого поста, посыпая свою голову пеплом, в простой одежде распростертые ниц, начинали они свое покаяние. В Великий четверг перед Пасхой предстоятель общины (епископ, чаще всего) читал специальные молитвы и в знак прощения возлагал на них руки (было также помазание маслом), совершая таким образом принятие в Церковь, после чего следовало Причащение. В своем послании к падшим во время гонений св. Киприан Карфагенский (ок. 201–258) писал: «Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу».
Таинство Покаяния стало для падающих в грех своего рода вторым Крещением. Однако такая возможность в апостольское время не была многократной: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6,4-6). В раннехристианском памятнике «Пастырь» Ермы (сер. II в.) написано, что после крещения, «если кто будучи искушен от диавола согрешил, – имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, – не послужит это в пользу человеку, так делающему». Однако в монашеской среде исповедь стала регулярным деланием. В Правилах подвижнической жизни св. Василия Великого (†379) говорится, что инок ни одного своего душевного движения, ни одного слова и сердечного помышления не должен оставлять без испытания опытного наставника, а исповедовать свои грехи он должен перед теми, «кому вверено домостроительство тайн Божиих», т.е. перед священниками. В VI в. правила совершения Таинства Исповеди и ее чин были упорядочены патр. Константинопольским Иоанном Постником. Тайная исповедь постепенно стала сменять публичную.
Теперь во время Исповеди священник произносит молитвы Богу о разрешении кающегося со словами «примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем» и «властию Его, ми данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Таким образом член Церкви, осознающий свое отпадение, возвращается снова в ее лоно, а благодать Святаго Духа, как вода Крещения, омывает человеческую душу. Власть прощать грехи на земле, конечно, принадлежит только Богу, в Его же власти и прощение грехов, преподаваемое через священника.
Священник Алексий Хотеев
oroik.by