Ребёнок решил связать свою жизнь с Церковью? Это очень хорошее и благое желание — служить Богу, молиться Ему, трудиться Ему во славу. Однако здесь принципиально важно, из какой семьи этот ребёнок. По моим наблюдениям, жизнь с Церковью связывают три категории людей. Первая — те, кто вырос в церковной среде. Это, как правило, дети священнослужителей или работающих в храме людей. Для них Церковь — их дом, она им родная, знакомая и они без неё себя не видят. В такой ситуации родители только радуются, что ребёнок выбирает служение Богу и людям.
Вторая категория — это люди, которые пришли в Церковь через какие-то скорби или искушения — например, болезни, проблемы, испытания. Как правило, они приходят в храм в осознанном возрасте и нередко решают связать свою дальнейшую жизнь со священническим или монашеским служением.
Третья категория — это молодые люди, которые в Церкви видят нечто эзотерическое, тайное, скрытое от непосвящённых. Как правило, это случайные люди. Когда мой сын поступал, мне довелось пообщаться с юношей такого склада ума. Он поступил, но через время увидел церковную жизнь изнутри и разочаровался. Оказалось, что она совсем не похожа на то, что он себе намечтал. Таким образом, служить Церкви — дело хорошее, но надо смотреть на реальность: готов ли ребёнок к такому служению?
Я говорю об этом, потому что имею определённый опыт. Когда молодой человек, который не вырос в Церкви, приходит в храм — что он видит? Красиво одетого священника, хорошо поющий хор, благочестивых прихожан — то есть внешнюю красоту. Однако реальность не совпадает с такой картинкой, и впоследствии это обнаруживается. Почему так? Потому что красивых больших храмов, расположенных в центре города, мало, большинство же находится на периферии. Там нет хорошо поющего хора, особо красивого убранства, но нередко есть нужда и различные проблемы. Когда молодые люди сталкиваются со всем этим, происходит разочарование: они ожидали совсем другого. Например, внимания, какого-то особого к себе отношения, всего готового — а этого может и не быть.
Правда жизни
Приведу в пример самого себя. С 2014 года я служу в Зайцево. Это разрушенный войной посёлок, в котором есть один храм на 600-700 постоянных жителей. По меркам современного молодого человека у меня очень скромное жалование плюс множество социально-бытовых проблем, которые я на сегодняшний день решить не могу. Помимо этого, моё служение здесь связано с риском для жизни — как моей лично, так и нашей семьи. Но когда я шёл в священники, то понимал, куда иду и зачем, и что в священнической жизни может быть всякое. Почему я это осознавал? Потому что вырос в семье священника и видел священническую жизнь воочию. Моё решение было абсолютно осознанным.
В реальной же жизни молодые люди часто совсем не осознают, на что идут. Человек хочет быть священником, но не готов к тяготам и проблемам такой жизни — которых, сразу скажу, может быть очень много. Поэтому, если молодой человек хочет связать свою жизнь с Церковью, ему надо постараться как можно полнее познакомиться с бытом священства. Для этого мало раз в неделю ходить в центральный храм. Нужно поездить по другим приходам, посмотреть, как там живут, поговорить с духовенством и прихожанами — чтобы знать, что ждёт впереди. Если человек идёт служить Богу, то многие ценности и социальные стандарты, которые приветствуются в современном мире, он может не получить. В Церкви нужно иметь совсем иное мышление и приоритеты. Думаю, что человека с мирскими ценностями здесь, скорее всего, ждёт разочарование.
Какие качества характера нужны, чтобы служить Церкви?
Главное качество человека, избравшего путь служения Церкви, — это жертвенность. Священник, идя служить на приход, жертвует очень многим. Зачастую это интересы его семьи, потому что его в любое время могут вызвать причастить, исповедовать, соборовать, послужить — и он должен подняться и поехать. Также он жертвует своими финансовыми интересами — сейчас много приходов, где батюшки в прямом смысле слова выживают. Как я уже говорил, центральных городских храмов мало, и никто не даст гарантии, что вы в них попадёте. Если молодой человек хочет зарабатывать деньги, то ему явно не сюда. В Церкви деньги не зарабатывают, для этого нужно идти в бизнес. Вопреки распространённому стереотипу о «попах на мерседесах», мерседесов у нас нет.
Тот, кто идёт в Церковь, должен иметь готовность жертвовать. Большинство же молодых людей к этому не готовы. Они думают, что священник послужил, приехал домой — и никому ничего не должен, но это не так. Есть приходы, где нужно искать уголь или дрова для отопления храма, изыскивать средства для его ремонта — и это всё очень и очень тяжело. Если молодой человек готов жертвовать своим здоровьем, материальным благополучием, своими интересами ради служения Богу — тогда милости просим. Священство — это не работа, это служение. Мы служим Богу в самых разных условиях, многие из которых не совпадают с желаниями современных молодых людей.
Если ребёнок явно не готов к служению Церкви, что делать родителям?
Если родители видят, что их чадо пребывает в иллюзиях относительно церковной жизни, я бы посоветовал им сначала поговорить с ним, а потом показать реальную приходскую жизнь. Для этого нужно обратиться в какой-нибудь периферийный храм и попросить настоятеля дать молодому человеку какое-то послушание. На приходе всегда есть необходимость в работниках: поработать на храмовой территории, убрать, потрудиться волонтёром, помочь нуждающимся. Опытный священник всегда найдёт мечтательному юноше послушание, от которого вся мечтательность быстро уйдёт.
Как быть, если ребёнок решил стать монахом?
У меня есть твёрдое убеждение, что в монахи может идти только человек, который имеет достаточный жизненный опыт. Я знаю массу случаев, когда молодые люди принимали постриг, а впоследствии разочаровывались. Монашество — это предельно осознанный выбор. Я убеждён, что делать его нужно не в ранней юности, а намного позже. Помню, как однажды ко мне подошёл молодой человек, который сказал, что и он сам, и родители видят его монахом. У него вообще не было никакого жизненного опыта. Я спросил: ты уверен, что спустя годы не бросишь монастырь и не уйдёшь в мир? Он ответит: «Нет, не уверен». «Тогда о каком монашестве может идти речь?» — подытожил я.
Думаю, такому молодому человеку можно предложить пойти в монастырь послушником или трудником. Пусть юноша или девушка возьмёт благословение, поедет, поживёт в монастыре, поработает там — тогда и увидит, что такое монашеская жизнь. Через некоторое время будет ясно, для него она или нет. Монахи — особые люди с особым отношением к жизни. Решение стать монахом должно вынашиваться не пару месяцев, а годами. Так что моя рекомендация однозначна: не спешить и пожить в монастыре послушником.
Как выбрать семинарию?
Как правило, нам ментально ближе те семинарии, которые расположены ближе. Например, у жителей Западной Украины есть Почаевская лавра, они её любят, и потому молодые люди там идут в Почаевскую семинарию. Жители Центральной Украины чаще поступают в Киевскую. У нас большинство священников оканчивало либо Одесскую, либо Киевскую семинарию. Молодому человеку надо прийти на приём к правящему архиерею, который выслушает его и подскажет, куда лучше поступить. Ему обычно виднее, потому что он в курсе того, куда как добираться и где какие требования. Наш владыка всегда выслушивает пожелания ребёнка и его родителей, прежде чем благословить. Думаю, такой способ выбора семинарии — самый лучший.
Как быть молодому человеку, если он хочет служить Церкви, а его родители — неверующие?
У меня в храме пономарит молодой человек, у которого мама неверующая, сам же он очень благочестивый. Повлиять на его маму я не могу и не хочу, потому что считаю, что Господь Сам приведёт такого человека к вере, если на то есть Его воля. А в молодом человеке я вижу искреннюю веру и всячески его поддерживаю, потому что он светится от любви к Богу. Что делать в такой ситуации молодым людям? Положиться на Бога! Переубедить родителей им всё равно не удастся, поэтому пусть Господь Сам разберётся и с ними, и с их ребёнком. Молодым людям я рекомендовал бы заручиться поддержкой священника. Думаю, это не будет проблемой, потому что нам всегда нужны умные, трудолюбивые священники, которые будут служить Богу и людям и трудиться на благо Церкви. Если юноша такой, его обязательно поддержат.
Как не попасть под влияние младостарцев и «особо благодатных батюшек»?
Я очень негативно отношусь к младостарчеству! Оно, к сожалению, до сих пор очень распространено. Знаю, что есть храмы, где организовывают специальные туры «к старцу такому-то». Я бы посоветовал поклонникам «старцев» подумать о том, что истинно святые люди всегда уходили от мира, никогда не стремились к популярности и всячески избегали славы. Такие святые, как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский не бежали к людям — люди шли к ним.
У меня скептическое отношение к младостарчеству, потому я бы посоветовал воздерживаться от паломнических поездок ко всевозможным «благодатным батюшкам». Есть храм, где вам хорошо и комфортно — пойдите, помолитесь, исповедуйтесь, причаститесь. А заниматься духовным туризмом, кататься по всевозможным монастырям и искать себе какого-то особо духовного старца, на мой взгляд, не стоит. И тем более не стоит пытаться пристроить к такому «духовному наставнику» своего ребёнка, это может быть очень опасно.
Есть ли ситуации, когда ребёнку стоит помешать идти служить в Церкви?
Любой родитель прекрасно знает своё дитя. Если папа и мама видят, что ребёнок мнительный, оторван от жизни, полон иллюзий — не надо ему ничего запрещать. Запреты, особенно категорические, не приводят ни к чему хорошему. Всегда можно найти пути, которые помогут избавиться от иллюзий. Мы уже говорили, что ребёнок может поработать на послушании в монастыре или на приходе. Прежде чем это осуществить, родители должны поговорить со священником и объяснить ему ситуацию. Пусть он тоже посмотрит на ребёнка и сделает свои выводы. Поверьте, у батюшки хватит опыта, чтобы разобраться, может тот или иной юноша быть священником или нет.
Когда мой сын поступал, сразу было видно, кто понимает, куда и зачем идёт — и кто оторван от жизни. Конечно, мудрый пастырь не будет делать скоропалительные выводы, он наверняка предложит ребёнку какое-то время послужить при его храме, чтобы понаблюдать за ним, и только спустя время даст свой ответ как родителям, так и их чаду. А вот ломать и запрещать ничего не надо, это только подогреет желание сделать наперекор, приведёт к конфронтации и конфликтам. Зачем вам это?
Другие пути служения
Давайте будем помнить, что служить Богу и Церкви можно не только будучи священником или монахом. Можно быть пономарём в храме, послушником в монастыре, волонтёром, преподавателем воскресной школы, организовывать различные мероприятия. Есть православные СМИ, порталы и сайты, где трудятся журналисты, программисты, дизайнеры, фотографы, редакторы. Можно закончить семинарию или академию и стать преподавателем духовного учебного заведения. Можно изучать богословие или библеистику, заниматься благотворительностью, выпускать православную литературу — областей служения просто не счесть! Причём порой пользы от такого служения ничуть не меньше, а то и больше, чем у некоторых священников на приходе, главное ведь — отношение к своему труду, а не наличие или отсутствие сана.
Любой приход, любая община нуждается в активных верующих людях, готовых помогать Церкви. Это повара, которые нужны при каждом монастыре и храме, певчие и регенты, которые везде на вес золота, профессиональные преподаватели воскресных школ, которых все ищут. А псаломщики, уставщики, просфорницы? Главное — чтобы у человека было желание послужить Церкви, а уж найти форму своего служения он всегда сможет.
Протоиерей Николай Марковский
По материалам сайта pravlife.org