Книга представляет собой род пособия, которое может быть использовано на занятиях с детьми в воскресных школах. Материал структурирован в порядке двунадесятых праздников. В каждом разделе сначала идет авторский текст, раскрывающий смысл празднуемого события, затем предлагаются мнения авторитетных православных богословов, стихи и размышления классиков литературы, поговорки, а также задания. Автор учла белорусскую специфику: в ее тексте есть рассказ о прп. Евфросинии Полоцкой и некоторых святынях Белой Руси. Книга снабжена иллюстративным материалом. Достоинствами работы являются компактность изложения и разнообразие материалов.
Пособие планируется к изданию в 2017 г. Заявки на книгу можно высылать по адресам электронной почты: vira.igor56@gmail.com, tsam_by@mail.ru
Из Послесловия автора
Чтобы помочь сознательно постичь спасительные православные истины веры и благочестия, усвоить их и пытаться осуществлять в своей жизни, предлагается книга «Годичный круг Радости» о православных праздниках, свято почитаемых Церковью и верующими из века в век.
Для более уверенного и благодатного ощущения себя в храме книга напоминает содержание, историю, песнопения праздника, отношение к праздникам праведников и иерархов Православной Церкви.
«Годичный круг Радости» можно порекомендовать и тем, кто не обучается в Воскресной школе, но стремиться к духовному совершенствованию и помнит о том, что путь к храму всегда открыт, а приходящего в Церковь всегда терпеливо ждет Сам Господь Бог наш и одинаково радостно принимает и первого, и пришедшего последним. Только в общении с Богом мы обретем себя, и все станет красотой, потому что Он есть любовь, правда, свет и ликование – Царство Божие.
Книгу можно советовать для душеспасительного чтения в семье с родителями или в школе с наставником. Совместное учительство и ученичество взрослых и детей в сердечных диалогах, в семейных чтениях способствует познанию Православного учения. Залог эффективного обучения – постижение истин в диалоге, в живом общении, в сотворчестве.
Такие активные формы обучения, как беседа, комментированное чтение, заочная экскурсия, урок-праздник и другие, будут полезны читателю проникать в глубины изучаемого материала не только на уровне знаний, но и на уровне чувства, сопереживания, чему способствует диалоговый метод, метод духовного контакта.
Задача предлагаемой книги – обогащение духовной культуры читателя на основе традиционных христианских идеалов в церковных богослужениях на православных праздниках, осмысление которых помогут осветить дорогу к Божьему храму, с помощью Господа найти в себе духовные неисправности и побороться с ними.
Цель – развитие общего интеллектуального уровня обучаемых, восполнение пробелов в знаниях традиционной культуры православия, традиций православного благочестия. Это не просто знания, а знания духовные.
Структуру книги представляют материалы о каждом празднике по одному на каждый праздник, в содержание которых включено:
- Краткая статья о празднике.
- Православные понятия, отраженные в описаниях праздника.
- Отдельные песнопения праздника, молитвы.
- Тесты-вопросы для бесед о вере, О Боге, о смысле жизни.
- Мысли святых Отцов об истинах Божественного учения.
- Стихотворения, пословицы, народные сказания, развивающие в живых образах православные мысли и настроения, открывающие истоки православной веры, жизнеутверждающую силу православной культуры.
Дополнена книга для чтения небольшим предисловием, словарем, ответами на сложные вопросы тестов, списком использованной литературы.
Книга «Годичный круг Радости» составлена на основе «Евангелия» и книг религиозного содержания православных авторов, мыслей святых отцов Церкви.
Использование материала книги «Годичный круг Радости» воспитателями, учителями, родителями на уроках, в кружках, дома не должно сковывать инициативу и творческие возможности педагога-воспитателя, а только помогать, как сказано известным педагогом К.Д. Ушинским, «пробуждать внимание людей к духовной жизни… Евангелие – единственный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа Спасителя».
Каждая встреча педагога-воспитателя с обучаемыми предполагает свободный выбор общения (пути, формы, приемы). Материал книги может быть переосмыслен творчески в соответствии с условиями, собственным педагогическим мастерством, духовной жизнью, истинной верой, чтобы помогать другим познавать Бога, совершенствоваться в любви к Иисусу Христу Богу нашему и друг другу, получая от этого большую радость в жизни.
Первое чтение по предложенному курсу – это первый духовный контакт (коммуникативная связь, предполагающая диалоговый метод), введение педагогом обучаемых в осмысленную духовную жизнь, которая немыслима без веры, что все видимое и невидимое в мире сотворено Богом прекрасно и совершенно, Богом живет и им движется. Как в Церкви, так и на занятиях закладываются основы православного понимания правды о красоте и совершенстве Божьего Мира (красота несказанная, т е духовно возвышенное явление или нравственно положительное).
Первое, как и последующие за ним чтения, предполагают восполнение знаний, ранее полученных о Боге, об Иисусе Христе, о ценности Мира и человека. Цель – не тема, конкретный праздник, а постижение Божественного учения от начала Мира, истин Православной веры. Вера Православная – нравственный идеал, а Божественная воля — глас Божий о деятельной любви. Учимся, открывая для своей души Мир радости от общения с Божьим миром. Знания о православной вере о православной культуре поданы в книге в системе, требующей творческого осмысления православных праздников, которые имеют свой учебник и программу – это Иисус Христос, Истина, Его Святое Благовествование.
Каждая тема предполагает расширение кругозора православного обучаемого по основам православной культуры, воспитание мыслящего и правильно верующего. Воспитание духовной цельности человека на основе веры и жизни православной.
«Господи! Посли свет Твой и истину Твою, чтобы могли мы ясно различать пути жизни и смерти, доброе и лукавое, огнь и воду и, умудряясь во спасение, охотно порабощались правде свобождшеся от греха: да не царствует грех в мертвенном теле нашем и чтоб нам не слушать его в похотях его. Аминь» (Святитель Феофан Затворник).