Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, – о культуре и религии, художественной литературе, о духовном единстве трех братских народов – России, Украины и Беларуси.
Вряд ли подлежит сомнению тот факт, что жизнь человеческая и её ценности, как личные, так и общественные, сейчас нуждаются в глубоком осмыслении. Между государствами, между людьми отношения накаляются до предела, любовь и понимание уступили место расчётливости и вседозволенности. Есть ли в этом вина мировых религий? Как правильно разобраться в прошлом, настоящем и будущем? Об этом корреспондент «ЛГ» беседует с Патриаршим Экзархом всея Беларуси владыкой Вениамином.
– Владыка, старейшая газета России с этого номера начинает более широко освещать социально-культурную жизнь Беларуси. Далеко не случайно наша беседа идёт, что называется, заглавным материалом нового проекта. Прошу Вашего благословения на это доброе и духоподъёмное дело.
– Пусть Господне благословение пребудет со всеми делателями добрых дел и начинаний. Пусть и впредь любимая и читаемая нами «Литературная газета» проповедует на своих страницах ценности добра и любви, не забывает о задушевном слове, несёт такое нужное современным людям тепло искреннего общения. Ваша газета продолжает отстаивать лучшие традиции отечественной культуры, её уникальность и самобытность. Сегодня, как никогда, человеку нужны художественные образы, помогающие утвердиться в душах добру, научающие активному противостоянию злу, защите своего внутреннего и окружающего нас мира. Это хорошо, что, несмотря на нарастающие в мире прагматизм и бездуховность, мы отстаиваем свои ценности.
– Сегодня часто приходится слышать утверждения о непримиримости религии и культуры. Так союзники они или враги, какова роль религии в современном обществе?
– История говорит нам о тернистом и непростом пути, которым шли они к нашим дням. На этом пути всякое бывало. Хотя изначально всё было едино. Само слово «культура» происходит от основы «культ», и его первичный смысл означал почитание, поклонение, служение вере, обрядность. По словам отца Павла Флоренского, у истоков всякой культуры всегда находилась религия. Культ является не только началом, но и ядром культуры, определяющим всё её содержание.
Возьмите доисторические времена, Античность, раннее христианство, Средние века, вплоть до восемнадцатого века, искусство было пронизано религиозной традицией. Именно христианство раскрыло для искусства всю неохватность личности, высоты души и глубины сердца, жертвенности человека, неведомые языческому и атеистическому миру. В особенности высочайшая идея христианства – идея победоносного величия в глубочайшем уничижении, нашла выражение в образе Христа и в Гефсиманском саду, и на суде у Пилата, и на Кресте.
Лучшие мастера мира расписывали огромные соборы, и лучшие местные мастера с любовью и немалым искусством строили незаметные сельские храмы. Талантливейшие скульпторы своим мастерством, а лучше сказать даром Божьим, извлекали из мрамора неповторимые образы христианских святых и подвижников. А непревзойдённая иконография Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия… И это касается не только изобразительного искусства: Данте, Бах, Гендель, духовные искания русских композиторов – всё это в той или иной степени религиозные творения, в этом их сила и непреходящая ценность. Из этого великолепия и вышли светское искусство и культура, сутью и целью которых было стремление к прекрасному, возвышенному, чистому, искреннему. Уже с конца девятнадцатого века миру была явлена и «новая культура», противопоставившая себя религии, отрицающая абсолютные ценности, но не нашедшая достойную им замену. Главное, чтобы культура, её лучшие образцы, вдохновляли, призывали человека поднять свой взор от земного, обыденного и увидеть через картину, книгу, поэму, музыкальное произведение истинный Промысл Отца Небесного, «Творца всего видимого и невидимого».
Бывали в союзе религии и культуры тяжёлые времена. Яркий пример – начало и середина прошлого века, время затмения, что у нас, что в Европе. Промыслом Божьим, мудростью и силой духа всё это пережили.
– В мире существуют так называемые традиционные, или мировые, религии, они различны, и порой до категоричности. Многие сегодня говорят, что почти все войны и кровопролитные конфликты велись под религиозными знамёнами. Так ли это?
– Я с подобными утверждениями не могу согласиться. Не так просто в истории найти серьёзный военный конфликт, в основе которого лежали бы исключительно религиозные причины. Самые разрушительные и кровавые военные конфликты произошли в ХХ веке, который одновременно был и самым безрелигиозным. Большей частью причиной любой войны являются человеческие страсти и грехи, которые порой пытаются скрыть под маской религиозности. Например, на пряжках ремней немецких военных времён Второй мировой войны было написано «С нами Бог». Но известно отрицательное отношение Гитлера к христианству. Это делалось, чтобы подбодрить солдат, вселить в них уверенность, но настоящей веры в этих словах не было.
Если мы посмотрим на современное положение, то увидим, что традиционные религии сами по себе направлены на мирное сосуществование. К насилию же ведёт неправильное истолкование той или иной религиозной традиции. Например, радикальные течения в исламе, по мнению многих религиоведов, очень далеки от традиционного понимания этой религии.
– Не вдаваясь в оценки и поиски причин недавних недобрых событий не только в наших странах, но и во всём мире, да и вообще, видя всю мерзость вселенского запустения, хочу вслед за многие людьми спросить: близок ли конец света? «При дверях ли»?
– Никто не ведает своего часа: ни человек (кроме исключительных случаев), ни весь мир наш, а только Бог. Тема эта не новая. Нам кажется, что современная ситуация уникальна, но такие настроения в истории возникали неоднократно и в Европе, и в России. Как только люди видят нестроения, болезни, войны, катаклизмы – у них, естественно, возникает ощущение, что приближается конец света. Если взять близкую к нам историю, то Антихристом считали и Петра I, и некоторых советских правителей. И действительно, порой казалось, что чаша беззаконий человеческих переполнена до предела. Но ведь во власти Божией всё изменить и повернуть вспять. Хотя и происходит это не без участия людей. Сейчас мы опять видим умножение беззаконий, предельную нравственную распущенность и вседозволенность, в людях иссякает любовь и сострадание, отношения между государствами накаляются до предела. Кто мог подумать ещё год-полтора назад, что мир снова будет во власти эпидемий? Но свидетельствует ли это о близком конце? Думается, что всё зависит от воли Божией и человеческой свободы. Если будет покаяние, осмысление и исправление личной и общественной жизни – Господь продлит наши дни.
– Именно оптимизма нам сегодня порой и не хватает. Скажите, а вот при Вашей занятости какие вы книги читаете, есть ли у вас любимые авторы?
– Действительно, время – это самое дефицитное в моём распорядке дня. Сознаюсь, руки до светских книг почти не доходят. Большей частью читаю духовную литературу. Всё-таки я монах, а не литературовед. Хотя в студенчестве читал много, даже в армии, когда выдавалась минута, читал. Сейчас периодически просматриваю исторические книги. Сегодня их выходит много, и это хорошо. История помогает разобраться не только в прошлом, правильно сориентироваться в настоящем, но и попытаться представить будущее.
– Спасибо за откровенность, Владыка. И всё же есть ли некая рекомендованная Церковью библиотечка для прихожан? Может, перечень авторов?
– В прошлые века такие, как сегодня принято говорить, проекты были. «Наставление по душеполезному чтению» как рекомендации по чтению духовных, святоотеческих книг, авторы которых почитались как выдающиеся православные писатели, а ныне прославлены в лике святых. Можно вспомнить епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Ставропольского, Оптинских старцев и многих других.
И ныне в море современной литературы есть множество добрых и нужных книг, образы которых и герои помогают человеку в наше непростое время. Сегодня я бы рекомендовал читать произведения лауреатов Патриарших премий, авторов, близких к Церкви, классических авторов. Детям и юношеству хорошо бы не забывать добрых авторов приключений: Жюля Верна, Дефо, Янку Мавра, Алексея Толстого, Стивенсона, Каверина. Их герои преисполнены нравственности, мужества, неразмытых жизненных ориентиров. Хоть это и старые книги, но они живы и полны оптимизма.
– Коль уж газета взялась за нелёгкий труд укреплять культурные, духовно-нравственные и литературные скрепы народов Беларуси и России, расскажите, как вы оцениваете состояние этого вопроса. Кто они, русские и белорусы, братья или добрые соседи?
– Братья призваны жить в дружбе и любви, радовать отца своего, в нашем случае Отца Небесного, и, конечно, крепить своё братство делами земными. Пожалуй, не столь важно, в одном ли мы будем жить государстве или нет и какие формы будет иметь этот союз. Но, несомненно, что без взаимоуважения, честности, сохранения глубокого духовного родства рвутся даже кровные узы. Именно духовное родство, добрые религиозные и культурные традиции следует ставить во главу угла братства наших народов. Вера в Бога, следование Его заповедям – вот залог и нашего будущего, и нашей силы в противостоянии тем бедам, которые обрушиваются не только на нас, но и на весь мир.
– И всё же, бытуют два мнения – мы братья или добрые соседи, очень похожие друг на друга?
– Есть и третье суждение – нас три братских народа, предки которых вместе приняли православную веру из рук киевского князя Владимира. Поэтому можно быть и хорошими соседями, но лучше оставаться братьями.
– По дороге к вам я предложил проходившей мимо молодой женщине задать вопрос Патриаршему Экзарху всея Беларуси. Она спросила, возможна ли в будущем исповедь онлайн?
– На мой взгляд, в подобных вопросах мы должны держаться канона и церковной традиции. Скорее всего, её вопрос продиктован эпидемиологической обстановкой. Исповедь дело сугубое – это таинство, священник только посредник между кающимся и Господом, как и при отпущении грехов. Конечно, могут быть случаи, не терпящие отлагательства, когда верующему надо посоветоваться с духовным отцом, принять правильное решение, получить облегчение душе, но и это не таинство исповеди, это скорее духовная беседа.
Пользуясь случаем, что газета выходит в начале Великого поста, хотел бы обратиться к читателям с напоминанием об этой древней традиции, которую нам не следует забывать. Церковь учит: «Пост пришёл, мать всех благодетельностей». Желаю каждому, кто вступает на это благодатное поприще, крепости сил духовных и телесных, а также приобретения тех качеств нашей душе, которые сделают нас ближе к Богу и к нашим ближним.
Беседу вёл Валерий Казаков, собкор «ЛГ» в Республике Беларусь