Можно ли играть в “Ветхий Завет”?

Сложно представить образованного человека, не знакомого с ключевыми событиями и именами ветхозаветной истории. Библейские сюжеты легли в основу мировой художественной культуры, на них базируется литература и изобразительное искусство, поэтому можно смело сказать, что эти знания необходимы абсолютно каждому. 

Ветхий Завет – неотъемлемая часть православного вероучения. Знание ветхозаветной истории позволяет постичь полноту богослужебных текстов, глубже осмыслить давно известные молитвы. Он является основой Великого канона свт. Андрея Критского, вечернего богослужения, паремий и многого другого.

При этом довольно сложно изучить историю длиною в 5 000 лет не запутавшись в именах, датах, понятиях и географических объектах.

Для решения этой образовательной задачи есть проверенный временем и опытом большинства педагогов учебник “Закон Божий” протоиерея Серафима Слободского. Эта книга знакома многим педагогами воскресных школ и заслужила право считаться учебником №1. Однако современным детям все сложнее обращаться к этому источнику: обширные статьи, архаичный язык, во многих изданиях сохраняющий уже не используемые буквы алфавита, отсутствие инфографики и схем, позволяющих систематизировать полученные  знания. Отсюда, несмотря на подробное раскрытие материала, возникает вопрос о его закреплении и применении на практике. 

В педагогике известно, что для ребенка наиболее комфортным способом получения знаний является игра. Игра – это одновременно и развлечение, и познание окружающего мира, развитие умственных способностей детей. К тому же, она имеет массу преимуществ:

 – В процессе игры детям лучше поддаются сложные понятия и комплексные явления, которые в привычном виде вызывают трудности и нуждаются в подробном пояснении. 

 – Игры также выполняют терапевтическую роль: улучшают настроение и решают психологические проблемы как внутри детского коллектива, так и в кругу семьи. 

 – В процессе игровой деятельности участники учатся лучше слушать и слышать друг друга, стараются вести себя тактично и соблюдать дисциплину. 

Учитывая эффективность игрового обучения было бы странно не воплотить его  в жизнь на  занятиях в  воскресной школе и в семейном воспитании. Сегодня существует немало интересных игр, созданных  православными игроделами. Например, настольные игры от студии Емеля, от православного издательства “Свод”, от издательства Варшавской православной митрополии и т.д.  Продолжая традицию применения игр в православной педагогике, творческая лаборатория χi-lab разработала настольную игру-методическое пособие  “Ветхий Завет”.

Ветхий Завет“Ветхий Завет” – это комплект из тридцати трех дидактических карточек, ленты времени, хронологической таблицы, тематической таблицы, ментальной карты, учебной географической карты, методического пособия, песочных часов и шестигранного кубика. 

Дидактические карточки составлены по одному принципу: шесть ключевых слов, раскрывающих общую тему. Опираясь на них можно как закрепить знания (об отдельных понятиях, ключевых исторических личностях, местах библейских событий), так и сложить целостное повествование. Ссылки на Священное Писание, размещенные внизу каждой карточки, помогут найти нужные места в первоисточнике.

  Например, карточка №7 Ключевые слова: Ной, Ковчег, Потоп, Голубь, Арарат, Радуга. Используя  эту карточку можно пересказать историю о Всемирном потопе, а также изучить житие Ноя, местонахождение горы Арарат, символическое и богословское значение понятий “Ковчег”, “Голубь”, “Радуга”. В Библии эти события описаны в книге Бытия, главах 6-9.

Методическое пособие содержит в себе рекомендации по работе с комплектом, правила дидактической игры, а также короткие статьи, раскрывающие содержание обозначенных в карточках тем. Следует отметить, что темы комплекта “Ветхий Завет” подобраны с опорой на «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви». 

 

Учебная географическая карта охватывает регионы, где разворачивались ключевые библейские события: где остановился ковчег, каким путем  Моисей вел свой народ, где проходила граница Иудейского и Израильского царств, где строили Вавилонскую башню и т.д. Примечательно, что карта совмещает два варианта исполнения: с нанесенными подписями для изучения географических объектов и “немая” карта для закрепления и самопроверки.

Лента времени фиксирует основные ветхозаветные события и имена их участников. Она позволяет систематизировать полученные знания, определять хронологию событий и формировать представление об основных периодах библейской истории. Её датировка приведена в соответствии с Византийской системой летоисчисления. 

Хронологическая таблица – это альтернативный вариант визуализации данных о ключевых ветхозаветных событиях и их участниках. 

Тематическая таблица классифицирует персонажей, встречающихся в ветхозаветных текстах, по общему признаку. Например, к праотцам относятся Авраам, Исаак, Иаков (Израиль).

 

Ментальная карта или дерево решений, представляет собой схему вопросов и вариантов ответов на них, отражающую принципы классификации библейских персонажей. Карта помогает закрепить полученные знания о ветхозаветных персонажах, установить причинно-следственные связи.  

Где же настольная игра? 

На каждой дидактической карточке размещены значки, позволяющие внести в работу с ними  элемент игры.  Для этого также понадобится шестигранный кубик и песочные часы, входящие в комплект “Ветхий Завет”. Правила этой командной игры просты и интуитивно понятны. Участникам нужно объяснить своей команде загаданное слово. При этом слово определяет жребий, способ объяснения зависит от значка на карточке, а на все это дается только минута. Смогли бы вы объяснить своей команде слово “Прощение”? А “Исход”? Минута пошла…

Как показывает практика, использование настольных игр позволяет эффективнее решать различные образовательные задачи, в том числе и в православной педагогике. При должном подходе они способствуют формированию мышления, усвоению сложных понятий и комплексных явлений, разрешению психологических проблем. Кроме того, игра предполагает активное «живое» общение как внутри детского коллектива, так и между детьми и взрослыми, что приобретает особую ценность в современном мире.

oroik.by