Не бойся, только веруй!

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, – о недопустимости ложных страхов.
Давид Псалмопевец: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога. Неужели не вразумятся, делающие беззаконие и не призывающие Бога. Там убоятся они страха, где нет страха».
Бывают ситуации в истории человечества и в жизни современных сообществ, когда происходит всплеск массового состояния страха. Этот страх возникает тогда, когда люди реально испытывают бедствия или они воображают наступление этой трагедии.
Психологи считают это состояние вредной эмоцией с плохими последствиями. Оно побуждает личность к психологическому бегству, поиску защиты, спасения и сопровождаются необоснованной тревогой, паническим расстройством, клиническими фобиями, истерией и навязчивым неврозом, при котором тревога становится ведущим и мотивирующим поведение симптомом.
В случае массовых фобий в обществе резко возрастают случаи суицида.
И еще один важный момент – люди с устойчивыми фобиями и иррациональными страхами стремятся оправдать их в себе, и, поскольку сам человек самостоятельно не может с ними справиться, он пытается объединиться с себе подобными и противопоставить себя тем людям, которые не испытывают этих страхов, а также объявляют их чуть ли не врагами общества.
Не раз в истории человечества государственные власти использовали бедствия для тех или иных манипуляций над населением. И наоборот, во время войн строго наказывались панические настроения граждан – вплоть до смертной казни…
…Теперь поговорим о том, как к страхам относятся христиане.
Не устаю повторять, что на ВСЕ вопросы нужно искать ответы в Евангелии.
Сам Господь говорил:
«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32);
«Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8, 26).
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10, 28);
«Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36);
«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк.12, 4-5);
«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 26-27).
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).
Апостолы:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершенен в любви» (1Ин. 4, 18);
«Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8,15).
«И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». (Евр. 2, 15).
Святые отцы:
Святитель Иоанн Златоуст: «Грех делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие»; «Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост — радостным и храбрым».
Святитель Николай Сербский: «У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растет при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле… Боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю».
Преподобный Иоанн Лествичник: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней».
Преподобный Симеон Новый Богослов: «Демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает жертву, и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние».
Преподобный Варсонофий Оптинский: «Бояться надо только грехов… А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус — на краю пропасти».
Прп. Ефрем Сирин: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему».
Закончу я высказыванием Н.А. Бердяева: «Человеческая жизнь искалечена выдуманными, преувеличенными, экзальтированными страстями, религиозными, национальными, социальными и унизительными страхами. На этой почве возникает порабощение человека».
По материалам сайта pravlife.org