Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в г. Полоцке (Белорусский Экзархат Московского Патриархата) на ХХVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы, 25–26 января 2018 года).
Святость, духовное величие личности преподобной Евфросинии Полоцкой вот уже девять столетий передаются от сердца к сердцу как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Несокрушимой силой своего духа, любовью к Богу, жертвенной, а потому живительной любовью к людям, просветительской деятельностью монахиня-княжна Евфросиния на века творчески вплела в ткань истории Церкви необыкновенно живое и яркое стремление к духовной красоте, стремление к тому, что выходит за границы нашего земного бытия.
Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному князю Владимиру. Родилась Предслава в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Из Жития Преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела большое прилежание к учению. По достижении двенадцатилетнего возраста Предслава отказалась от династического брака, к которому ее склоняли родители, и ушла в монастырь.
Ни именитый род, ни богатство, ни знатные князья не смогли отвлечь ее от этого пути. Как писала в начале XX века насельница нашей обители монахиня Нина (Боянус) о жизни преподобной: «Вот Любовь, которая сильнее смерти! Вечны святые юношеские порывы, которые, не сообразуясь с обычаями века сего, ищут правды! Они насытились у Источника правды» [1].
Во время святительского служения на Полоцкой кафедре епископа Илии юная отшельница поселилась в маленькой келии при Софийском соборе. Считая духовное просвещение неотъемлемой частью милосердия и любви к людям, Святая собственноручно переписывала богослужебные книги для народа, распространяя в родных землях грамоту и любовь к Слову Божию. Сочинений, высказываний, поучений, рукописей преподобной Евфросинии до наших дней не сохранилось. О том, что Преподобная занималась просветительской деятельностью, мы узнаем из списка ее Жития, которое датируется XVI веком. «Начала книги писать своими руками», «словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую» [2], – так говорится в древних текстах.
Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который повелел ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. Той же ночью явился епископу Илии тот же Ангел и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного» [3].
Следуя зову Божию, получив благословение епископа, Преподобная вскоре отправилась в путь с одной из монахинь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она поселилась там, стала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу и основала женский монастырь. Обитель «у церкви Спаса» духовно процветала и благоукрашалась. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная – Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная – Евпраксия (в миру Звенислава).
Усердием Преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к Преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве.
В 1161 году по благословению преподобной Евфросинии мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный крест-ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня, капля Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Крест, выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, имел кипарисовое основание, обитое двадцатью двумя золотыми и двадцатью серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также двадцатью эмалевыми иконками. «Честное древо безценно» – гласила сделанная на нем надпись.
Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы, «и ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой» [4]. Именно для Богородицкой мужской обители святая испросила в Византии древнюю Эфесскую икону Пречистой Девы, написанную, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. Просьба Святой была исполнена, и этот образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, был торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы; впоследствии он прославился подаваемыми чудесными исцелениями. В 1239 году икона была перенесена из монастыря в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского и дочери князя Полоцкого Брячислава.
Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении князей, предотвращая между ними ссоры и распри. Как свидетельствует Житие XVI века, «была она помощницей обиженным, скорбящим – утешением, нагим – одеянием, больным – посещением, и, просто сказать, для всех была всем» [5]. Когда на склоне лет преподобная Евфросиния решила совершить паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, поклониться святым местам, со всех уделов и вотчин съехались к ней попрощаться все, кто ее знал и любил, – князья, монашествующие, простые люди. На Святой Земле угодница Божия молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения. Святая трижды приходила поклониться Живоносному Гробу Господню, и молитва ее была услышана. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы.
Спустя четырнадцать лет, когда Иерусалим захватил султан Салах-ад-Дин, иноки русского Богородицкого монастыря, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую Лавру. В Дальних Пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий. В период царствования благочестивого Российского императора и страстотерпца Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены из Киева в основанный ею Спасский монастырь в Полоцке. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя всем об истинности Православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении Святой, ходатайствующей за нас пред Господом.
История жизни каждого святого – это жизнь души, подвиги самоотвержения. Это иной мир, прикоснуться к которому мы можем посредством того, что оставил нам после своей земной жизни этот святой. Преподобная Евфросиния с великой щедростью делится с нами сегодня прекрасными творениями, многие из которых удивительным образом оказались не разрушенными временем и историческими событиями: женский монастырь Всемилостивого Спаса, крест-ковчег с великими христианскими святынями, привезенная из Византии Эфесская икона Божией Матери, Спасский храм с его удивительной системой росписи.
Высокие мысли преподобной Евфросинии, ее идеалы, планы воплотились в жизнь по благодати Господней и являются сегодня не только утешением и вдохновением для каждой христианской души, но и предметами изучения научного мира. «Весь этот многогранный материал, – писал российский искусствовед, художник-реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов о фресковой росписи Спасской церкви, – раскрытый и сохраненный реставраторами и комплексно изученный исследователями, откроет одну из главных страниц в истории Полоцкой земли и еще более прославит имя создательницы Спасской церкви – преподобной Евфросинии Полоцкой» [6].
Шедевр древнерусской архитектуры XII века – Спасо-Преображенская церковь с фресковой росписью – олицетворение духовного наследия Святой. Для сестер Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Спасский храм стал духовным Сионом, в котором открылся внутренний мир святой подвижницы, являющейся примером и образцом для подражания в духовной жизни.
Идеальный образ монашества оказывается одной из главных тем фресок Спасской церкви. Программа росписи храма, предложенная самой преподобной Евфросинией, показывает монашество как один из столпов в здании Вселенской Церкви. Сделан акцент на учительской миссии монашества, что, конечно же, находит полное созвучие в личности самой преподобной Евфросинии, которая еще при жизни просвещала светом веры сердца других людей. По Житию, «Евфросиния сердце свое напоила Божией Премудростью» [7].
Уровень духовности, образованности, богословской чуткости преподобной Евфросинии не перестает удивлять нас в свидетельствах ее подвижнической деятельности. По обе стороны хоров в Спасском храме находятся две тесные келии. В одной из них пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния. Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы. Из их небольших восточных окон хорошо просматриваются изображения святых столпников: Даниила и Симеона. Они задают повышенный аскетический тон всей монашеской программе росписи Спасской церкви. Столпничество, как одна из самых строгих форм монашеской аскезы, было близко преподобной Евфросинии. Являя собой величественное воплощение монашеского подвига, столпники оказались именно теми образами, к которым была обращена молитва подвижницы. Моление в узкой крестообразной келье и являлось для Преподобной столпом – особого рода крестом, на котором она распинала свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям.
Силой благодати Божией преподобная Евфросиния возвысилась к высоте христианского совершенства и преодолела слабость человеческого естества, была ангелом во плоти. Пример ее жизни – это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига.
Сегодня Сельцо преобразовалось в многовековую обитель, безлюдная пустыня дала бытие многолюдному обществу. Спешат к угоднице Божией современные паломники и туристы, богатые и бедные, счастливые и несчастные. Они обращаются к преподобной Евфросинии в своих молитвах, и святая угодница Божия на эти молитвы отвечает, укрепляя веру людей, их способность идти за Христом в сложных обстоятельствах нынешнего века. Для многих приезжающих Спасо-Евфросиниевский монастырь становится местом духовного успокоения, местом их встречи с Господом.
Будем и мы просить помощи преподобной Евфросинии Полоцкой и ее предстательства перед Богом, чтобы становиться лучше самим и преображать к лучшему окружающий нас мир, вдохновляясь примером Святой.
Благодарю всех за внимание и приглашаю в древнюю Полоцкую обитель, помолиться преподобной Евфросинии и поклониться ее святым мощам.
Список использованной литературы:
[1] Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк, 2010. С. 291.
[2] Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Полоцк, 2012. С. 11, 24.
[3] Там же. С. 12.
[4] Там же. С. 17.
[5] Там же. С. 23.
[6] Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и её фрески. Издание 2-е, дополненное. М., «Северный паломник», 2009. С. 221.
[7] Житие преподобной матери нашей Евфросинии… 2012. С. 23
По материалам сайта spas-monastery.by