Слово епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева), ректора КДАиС, на евангельское чтение в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Последние воскресенье в преддверии праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, именуется неделей отцов. Согласно литургическому уставу, в этот день читается отрывок первой главы Евангелия от Матфея, содержащий родословие по плоти Господа Иисуса Христа.
Не так давно еще были времена, когда этот евангельский текст высмеивался как некая глупость и становился предметом бесчисленных шуток и насмешек.
Все-таки, всегда надо учитывать при толковании Священного Писания религиозный и культурный контекст. Нам, живущим в другой цивилизации, кажется ненужными, скучными и архаичными эти вереницы имен. И все же следует понимать, что и сейчас для целого ряда культур родословие человека имеет значение. В Священном Писании родословия приведены не только в Евангелиях, но и в целом ряде книг Ветхого Завета. Более того, перечисление родословной считалось обязательным для лиц, которые вступали на пророческое или царское служение. Этим показывалось, что у человека есть история, что он принадлежит вот этому самому народу, а не пришел из ниоткуда. Даже в наше время у некоторых народов принято в обязательном порядке обращать внимание на родословие. И вопрос: как зовут родителей, дедушку и прадедушку, откуда они – носит отнюдь не формальный характер.
Отметим, что библейское «родил» означает, конечно же, не процесс рождения, который свойственен только женщинам, но происхождение. То есть, выражение Авраам родил Исаака следует понимать: Исаак произошел от Авраама. Такое исчисление по мужской линии, прежде всего, связано с необходимостью определить родословие. Как и у многих восточных народов, у иудеев в древности были примеры, когда один мужчина мог иметь несколько брачных отношений, в результате которых появлялись многочисленные дети. Если бы каждый из них начал определять свое родословие по матери, то реконструировать родословную было бы крайне сложно, если не невозможно. Соответственно, именно исходя из древних брачных обычаев, родословная строилась по мужской линии. Тем не менее, в родословии Господа Иисуса Христа все же встречаются женские имена, хотя, как уже отмечалось, предков перечисляли по мужской линии.
Например, «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» (Мф. 1.3) или «Вооз родил Овида от Руфи» (Мф. 1.5). Блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя наличие этих женских имен, говорит, что Бог ввел в родословную по плоти Своего Сына людей, которые по всем меркам не должны были туда войти, потому что были или не иудейского происхождения, или образ их поступков, как например у Фамари, не соответствовал моральному кодексу того времени.
Однако все же Священная История обнаруживает, что Господь призывает и освящает людей совершенно, казалось бы, неожиданных, тем самым показывая, что Царство Божье открыто для всех, кто искренне принимает Бога в свое сердце.
Прежде чем обратиться к смыслу родословной нашего Спасителя, вспомним, что есть два ее варианта – у Евангелиста Матфея и Евангелиста Луки. Они отличаются друг от друга: евангелист Лука идет в обратном порядке, т.е. от времени Христа до Адама, а евангелист Матфей, наоборот, – от древних патриархов и доходит до Рождества Иисуса Христа. Суть этих моделей родословия и их детальные отличия с давних времен были предметом истолкования святых отцов и христианских авторов. И в современной библейской науке есть обширная литература о родословии по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Но для нас, православных христиан, находящихся в преддверии Рождества, важно понять богословский смысл родословия Спасителя нашего. Прежде всего, смысл родословий – в исполнениях обетований. Тех самых обетований, в которые верили и ждали их свершения десятки поколений. Родословие от Матфея не зря сосредоточено только в хронологических рамках от Авраама и до Рождества. Обратим внимание, что Матфей, перед тем как перечислить родословную, пишет: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1.1). Однако между Авраамом и Давидом почти тысяча лет разницы. Какой же смысл ставить их имена в перечне поколений рядом? Евангелист Матфей, по толкованию блаженного Иеронима Стридонского, сначала указывает имена тех, кому даны были Богом главные обетования ветхозаветного народа: Аврааму было обещано, что в семени его, то есть в потомке его, получат благословение все народы (см. Быт. 22.18), а из рода царя Давида произойдет Мессия: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131:11). Каждый иудей верил, что Мессия будет из рода Давида (см. Мф. 22.42) и наследник Авраама. Таким образом, родословие от Евангелиста Матфея призвано показать иудеям, что Иисус Христос является по плоти наследующий и Авраама и Давида, и именно на Нем сбываются обетования.
Однако, почему тогда отличается родословие Христа в изложении евангелиста Луки? Вспомним, что согласно уже древнейшим свидетельствам, апостол Лука писал свое Евангелие не только для иудеев, но для уже многонациональной христианской общины, насчитывавшей множество обращенных из язычников.
Безусловно, они, новообращенные, знали о ветхозаветных обетованиях, связанных с Авраамом и Давидом. Но все же св. Лука хотел подчеркнуть, что Господь Иисус – Мессия и Спаситель не только одного народа, но всего мира, всех людей.
Потому строит свое родословие гораздо дальше, чем Матфей, и простирается до первого человека Адама. Для евангелиста Матфея Иисус – наследник царя Давида, и патриарха Авраама; для евангелиста Луки важно указать и подчеркнуть, что Христос – по плоти от Адама, но сам Он Спаситель мира, новый Адам, Сын Божий. И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15:22).
Братья и сестры, все эти родословия, будь они от апостола Матфея или Луки, свидетельствуют еще об одном факте, о котором святой апостол Павел говорит: «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). Сразу же обращает внимание на себя, что вот это самое «от Адама до Моисея» тоже часть родословной, линия человеческой истории. И эти слова апостольские говорят о всемогущей власти смерти над каждым человеком, над каждым родом, над всем человечеством. Конечно же, хотя апостол Павел говорит лишь о периоде от Адама до Моисея, это не означает, что смерть от Моисея перестала существовать, наоборот, стала еще более очевидной необходимость Спасителя.
Ветхий Завет давно завершен, ибо конец его – Христос (Рим. 10:4). Многочисленные поколения, предшествующие Рождеству Спасителя – глубокая история. Однако же мы, христиане, слушая сегодня эти списки имен, должны понять и помнить, что от этих родов была скрыта великая тайна Боговоплощения. Они верили в грядущего Мессию, они жили надеждой, но великую тайну, «сокрытую от веков и родов» (Кол. 1.26), Бог открыл не им, ветхозаветным святым, но иным поколениям – тем, к которым принадлежим и мы с вами.
Многие пророки и праведники желали видеть и слышать (Мф. 13:17) то, что мы уже через несколько дней услышим: «Бог послал Сына Своего Единородного… дабы нам получить усыновление» (Гал. 4.4). Приблизимся же к Рождеству с благоговением, в чистоте мыслей и чувств, чтобы нам «поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1Фесс. 2:12). Аминь!
По материалам сайта pravlife.org