Есть такой библейский принцип: «У нас будет будущее, если у нас есть Бог».
Об этом говорится у всех пророков, в Евангелии и в апокалипсисе. Библия начинается с творения тленного мира, а заканчивается преображением его в вечность. Сам автор Апокалипсиса видел это: «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21:1).
Над всем господствует Бог. Он судит и Он это делает справедливо. Все Он держит в руках Своих сильных. «Не было еще человека, который надеялся на Бога и был бы оставлен». Эта крылатая фраза царя Давида облетела весь мир. Он был пастухом и стал царем, терял царство и снова возвращался на трон. В псалмах сказано о надежде больше, чем во всей мировой литературе. Псалтирь – это хвалебная песнь надежды. Когда тяжело и вокруг безысходность, псалмы – лучшее лекарство. И все дело в том, что в них дышит Дух Истины и Надежды – Дух Святой.
Вот давайте прочтем несколько пассажей из великой книги радости и надежды в Синодальном переводе:
Псалом 26-й стих 1 – «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться»;
Псалом 41 стих 6 – «Что унываешь ты душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего»;
Псалом 61 стих 1 – «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более»;
Псалом 120 стихи 5-7 – «Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь».
Все эти строки написаны в Духе Утешителе. Да, Бог хочет утешить нас. И утешает нас в надежде. Без надежды нет любви. Без надежды вера не имеет своего продолжения. Надежда у апостола Павла стоит между этими двумя главными добродетелями: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь…» (1Кор. 13:13).
Надежда расширяет границы не только повседневности, она расширяет границы жизни. Из временной она делает её вечной. Тленную превращает в нетленную. И все, что становится необходимым – это сохранить в себе пламень веры во Всемогущего и раскрыть веру в делах любви через надежду. Надежда – это взгляд в даль, и там на горизонте отчетливо видно наше спасение. Не зря надежду сравнивают с маяком: за валунами ярых волн есть тихая гавань, где безопасно и где ты Дома.
Примером в надежде были и остаются наши святые.
Возьмем ближайших к нам по времени – новомучеников и исповедников веры советского периода. Удивительна их история. По человеческим меркам их жизнь в тюрьмах, ссылках, лагерях – тусклая обреченность. Однако по- христиански – она полна надежды и яркого неземного света. Они продолжают заниматься богословием или за неимением возможности тосковать за церковно-богословской наукой. Сщмч. Анатолий Одесский интересуется западноевропейской церковно-исторической наукой. Прославленный зарубежной церковью о. Павел Флоренский читает удивительные лекции по экклесиологии, о которых спустя десятилетия с восторгом вспоминал исповедник веры С. И. Фудель. Киевский священномученик Анатолий Жураковский в ссылке много читает, изучает языки и занимается математикой. А священноисповедник Роман Медведь в дни страшного голода и антицерковных репрессий после гражданской войны организовывает просветительский центр изучения веры и опытного постижения духовной жизни.
Надежда на Бога особо сияет тогда, когда по-человечески становится невыносимо. Тут вспоминается тот же апостол Павел, которому Господь открыл, что сила Божия в немощи совершается. Когда в 20-е и 30-е годы ХХ столетия уничтожалась церковная наука, и мудрые, груженые знаниями, с широким кругозором епископы сгнивали в лагерях, стало заметно, как на их смену приходили уже скромные в своих знаниях архиереи. В это время священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ почти всего юга Украины – от Одессы до Харькова, писал: «Ты, конечно, замечаешь, как постепенно pедеют pяды лучших наших святителей: опытных и в жизни духовной, и цеpковном упpавлении, ученых богословов. А на смену их идут менее опытные в жизни духовной, не так ученые, а там – сзади уже и пpостые своими знаниями. Между тем, в pяды неверующих, входят люди насыщенные мирскими науками, с целью определенною: подоpвать силою науки устои Церкви Божией. Как будет дальше, откуда взять смелых и вооpуженных духовно боpцов против надвигающегося неверия, которое вступило в смеpтную боpьбу с Церковью Божией. Будут ли у нас великие святители-апологеты? Вот тут и утешайся, дорогой Друг, этими словами нашего Господа. Hе смущайся, как бы говорит нам Спаситель, дело ваше – приведение всех людей к Богу чрез Пpавославную Церковь – в надежных pуках: В Моих, Божественных, а не в человеческих, слабых. Я – источник мудpости и благочестия (Кол. 2:3). Слышатся слова Христовы: “славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудpых и разумных и откpыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение” (Лк. 10:21). Господь силен наставлять и слабых, и неученых и через них возвестить нужные слова истины, как и говорит Он: “Сила Моя совершается в немощи” (2Кор. 12:9)».
Не стоит бояться за Церковь. Господь не оставит её без Своей благодати, без помощи, без укрепления. Сразу же после революции среди верного епископата ходила пословица: «Не надо спасать Церковь, надо спасаться в Церкви».
Надежда живет верой и рождает любовь, дела любви. Новомученики – эти люди надежды – просили всех находящихся на свободе пастырей и мирян хранить любовь между собой. В темноте не разберешь, кто враг, а кто друг. Но между единоверными точно должен быть мир. Надо бороться за любовь. Священномученик Пpокопий, Аpхиепископ Хеpсонский и Hиколаевский, писал к священникам Николаева: «Возлюбленные, храните единение духа в союзе мира». К этому присоединялся священномученик Онуфрий: «Молю вас, доpогие мои сотpудники, снисходите друг ко другу в немощах, не осуждайте ближнего, “почитайте один другого высшим себя” (Флп. 2:3), “носите бpемена друг друга, и таким образам исполните закон Христов” (Гал. 6:2). В Христе Бог вещает всем вам, Его служителям: “Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:34–35)». Если новомученики так взывали к священникам, тем более это относится и к мирянам. В наше время лукавый больше всего бунтует против надежды и любви. Потому что от них рождается мир, которого все так хотят. Как достичь этой любви? Священномученик Онуфрий рассуждает на эту тему: «Как достичь этой любви, спpосите, если наше гpешное человеческое сердце бунтует против немощей ближнего собрата нашего. Hужно молиться усердно, хотя и не хочется, о тех, к кому чувствуете неприязнь, и благодать Божия смягчит и наше сердце, и тех, о ком молимся, как и поучает нас св. Апостол: “Признавайтесь друг перед другом в пpоступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усеpдная молитва пpаведного” (Иак. 5:16)».
Надежда есть и это великая надежда – остаться с Богом, остаться в мире с собой, не потерять христианское достоинство, остаться верной частью Церкви и в конце истории услышать слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org