Интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семинарии, о значении поста в жизни современного человека.
…Некоторые люди полагают, что для современного человека пост не имеет большого значения, иные превращают пост в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви. Почему сегодня так важно нам повернуться к соблюдению поста, церковных уставов, мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, очевидно, мы все недооцениваем значение поста, а потому и не получаем его врачующего воздействия на душу. В чем же его сила?
— Очень хорошо на вопрос этот отвечает блаженный Августин: «Бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою». Таким образом, пост — это лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого «Я», и требует оно соответствующей дозировки. А наиболее идеальная дозировка установлена богослужебным уставом Церкви.
Только нужно помнить: кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Необходимо чаще посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться Святых Христовых Таин.
Великий пост — особый период духовного обновления и, как говорит Предание Святой Церкви, постится не только наш желудок, но и все пять чувств. Великий пост может оказаться точкой отсчета, с которой начнется новая религиозная и духовная жизнь человека.
— Сегодня, Владыко, как эпидемия, распространяются жестокость и насилие. Особенно поражают зверские убийства, агрессия, озлобленность подростков. Как этому противостоять, есть ли противоядие?
—Оперативного противоядия от духовных болезней не существует. Единственный выход — вернуться к Богу, в лоно Церкви, жить не по своим представлениям и страстям, а по Евангелию. А для того чтобы дети были примерными, взрослым нужно быть примером для них.
Проблема зла и жестокости тревожила христианскую совесть во все времена. Сегодня в мире добро и зло сильно перепутаны. И нужно иметь духовную чуткость, чтобы их различать, защищать душу от внезапных воздействий низших побуждений и злых страстей.
Мне вспоминается такой рассказ. Выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетно-космической техники, Сергей Павлович Королев в 1938 году был арестован по ложному обвинению во вредительстве. Год провел он в Бутырке, восемь лет — на Колыме, потом стал знаменитым и почитаемым во всем мире ученым. И вот, во время одного заседания, на котором присутствовали высокопоставленные чиновники, из угла выскочила мышка. Реакция была мгновенной! Несколько человек сорвались со своих мягких кресел, бросились ее ловить, чтобы придушить.
Но мышка благополучно сбежала, и все уселись на свои места, а Сергей Павлович сказал: «Знаете, друзья, когда я находился в заключении, мы жили в жутких условиях. Хлеб был великой радостью для нас, потому что очень сильно голодали. А в камере иногда появлялась мышка. И мы, зная это, от своего несчастного кусочка хлеба оставляли крошечки и клали у щелки, откуда она вылезала. А потом все наслаждались, смотрели, как мышка ест эти крошечки.
Сейчас посмотрите, что произошло на наших глазах: довольные, сытые, живущие в изобилии люди бросились душить эту мышку. Что же с нами стало?»…
В человеке борются два начала: добро и зло. И что возьмет верх — зависит от нашей воли, которую нужно воспитывать, от нашего побуждения себя на доброе. Духовная борьба не должна прекращаться, пока мы живы.
В первые четыре дня Великого поста на вечернем Богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который и настраивает нас на эту духовную борьбу и покаяние.
—Часто задают вопрос: если постишься, ходишь в храм, молишься дома, можно ли стяжать Божию благодать?
—Это дело сугубо Господне. Одни могут всю жизнь трудиться, но так и не почувствовать силы Божией благодати, а другие только станут на путь веры, как в одну минуту их она осенит. Все потому, что Господь смотрит не только на дела, Он взвешивает в трудах и подвигах каждого не сумму внешнего, но внутреннего.
Благоразумный разбойник открыл всем нам, что между бездной человеческого падения и вершиной Божественной благости нет непроходимого и долгого пути. Одно благодатное движение души в решительный момент, одно истинное покаянное слово — и спасение совершилось, разбойник стал первым наследником рая.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50: 19) — это слова из покаянного псалма царя Давида, который был написан, когда святой царь и пророк тяжко согрешил и всем сердцем осознал глубину своего падения. Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла. Но если человек сокрушается о содеянном, сожалеет о своих грехах, то Бог Милостивый не ответит отказом в помиловании.
Наше усердие в соблюдении поста, наше покаяние — это восстание от паралича духовного. Но когда и как посетит благодать Божия — это уже, как говорится, вопрос не нашей компетенции.
—То есть в духовной жизни главная причина нашего неуспеха, потери у человека интереса к жизни в том, что нет истинного покаяния?
—Именно так. Посудите сами. Мы испытываем постоянное смятение в мыслях и душе, боремся сами с собой: то сокрушаемся и плачем о грехах, то опять предаемся им. Заверяем Господа в своей любви и преданности, но тут же попадаем в сети врага спасения нашего. Причина безынтересной, серой, скучной жизни — в отсутствии истинного покаяния. А его нет, потому что нет глубокого осмысления своей вины пред Богом и людьми, нет безропотного терпения скорбей и болезней, нет молитвы от всего сердца. А без этого нам не спастись.
В канун поста обычно задают вопрос: как нужно поститься? Ответы нужно искать у святых отцов. Например, святитель Иоанн Златоуст советует: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного Суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего».
—К сожалению, Высокопреосвященнейший Владыко, современный мир меняет ценностные ориентиры, все больше удаляя людей от Бога…
—И как результат — наркомания, пьянство, всевозможные пороки начинают все глубже опутывать человечество. Мир все больше погружается во зло, терзается от зла, и все труднее ему встать на путь Света.
Я прочитал такую информацию: согласно данным очередного социологического опроса, 44 % жителей США уверены, что пол определяется не записью в свидетельстве о рождении, а свободой воли, то есть человек может сам выбирать пол по своему усмотрению. Давайте посмотрим, как же эта свобода проявляется.
В октябре минувшего года Калифорния стала первым американским штатом, который легализовал категорию «третий пол» в официальных документах, а уже в ноябре Верховный суд Германии перенял этот безумный опыт и постановил включить третий пол в книги записи актов гражданского состояния.
Как печально, что великое духовное, нравственное и культурное наследие христианского Запада игнорируется и отвергается, а безбожные и греховные нормы внедряются в сознание людей. Только ведь, потеряв веру, невозможно противостоять страшным вызовам современности.
—Но сегодня немало жителей западных стран поворачиваются к Православию, поражаются глубиной, красотой и величием его Богослужения. Значит, Владыко, есть надежда?
—Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся (Ис. 40: 31). Жить без веры, надежды нельзя и, к счастью, пробуждаются многие умы и сердца людей.
В Рейкьявике, например, в святые январские дни состоялось освящение часовни в честь святителя Николая Чудотворца. Это место будущего первого православного храма в Исландии, который планируется построить на одной из центральных городских улиц с видом на порт Рейкьявика. Церковь будет заметна всем, в том числе и входящим в морские ворота города кораблям.
Есть, слава Богу, еще понимание, что Православие сегодня — единственная сила, которая способна противостоять мировому злу.
Как же нам, православным, нужно ценить свою веру и дорожить ею! Приближается Великий пост, и Господь протягивает нам руку, как утопающему Петру, для того, чтобы мы не оступились в жизни, не проваливались в трясину греха. Остается нам и самим приложить усилия, помня, что Бог не спасает нас без нас.
—Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by