Протоиерей Константина Изофатов, первый проректор Витебской духовной семинарии, дал интервью корреспонденту «СБ Беларусь сегодня», в котором рассказал о духовно-нравственном облике современного священника.
Так сложилось издревле, что священники считаются посредниками между верующими и Богом. Им дарована особая благодать — отпускать грехи, совершать таинства, молиться о спасении души. Некоторым православным батюшка заменяет психолога, правда, просят у него не только совета, напутствия, но и благословения. Вообще, священников справедливо сравнивают с врачами, но в отличие от своих «коллег», ответственны они не за телесное, а за духовное. Мы знаем, что медиков к профессии готовят много лет, и поступить в вуз крайне непросто. А как учат будущих иереев? Прежде чем получить сан, молодой человек должен окончить духовную семинарию. В Беларуси их две: Минская и Витебская. В Витебскую мы и отправились, чтобы узнать все детали у первого проректора протоиерея Константина Изофатова.
— Пилот, космонавт, спасатель — все эти профессии слышишь в ответ, когда спрашиваешь у мальчика, кем он хочет стать. А если говорить о ваших студентах — что их чаще всего приводит в семинарию?
— Абсолютно все наши студенты росли в воцерковленных семьях, а значительная их часть — дети самих священнослужителей. Случайных людей здесь нет, потому что в пакете документов на поступление обязательно должна быть рекомендация от правящего архиерея. Большинство студентов приходят сразу после школы: сдают экзамены на знание Закона Божьего, церковнославянского языка, чтения на церковнославянском. Я бы описал этих ребят так: тот, кто выбирает путь церковного служения, идет против духа времени. Ведь сейчас доминирует установка на материальное и личное благополучие. А наша жизнь — это дисциплина и жертвенность. Да и то, что священники много зарабатывают, — миф, который остался после советского времени: тогда действительно зарплата была чуть выше средней по стране. Для студентов семинарии высшая духовная цель — не аллегория, а объективная реальность. И без внутреннего призвания сюда не приходят.
— Если открыть соцсети, можно заметить тренд на «светскость»: все больше священников ведут Instagram, Facebook. Есть противоречивые мнения: с одной стороны, батюшка должен заботиться о духовном, кому надо, тот в церковь и так придет, с другой — молодец, говорит на языке молодежи. Какое ближе вам?
— Если это приносит пользу и дает положительный хайп, то почему бы и нет. Молодежь ведь информацию черпает только там — в TikTok и Instagram. Да, для людей, которые рассуждают традиционно, посты батюшек в соцсетях выглядят диковато. Но за этим будущее, и ребята-семинаристы это прекрасно понимают.
Кроме того, есть миф, что Церковь догматична (в негативном смысле этого слова) и застыла в развитии. Но это не так, ведь издревле мы использовали все новшества. Первой напечатанной книгой стала Библия, и только потом возникли светские тексты. До какого-то периода образование было тоже исключительно религиозное. Как только появился телевизор — мы стали читать проповеди в эфире. Так что соцсети — это просто новый виток.
Но священник даже в соцсетях должен вести себя так, чтобы людей от Христа не отталкивать, а приводить в храм. Ему важно осознавать ответственность перед Богом за каждого, с кем общается. Тому, как подобрать ключик, мы стараемся обучать на предметах риторики, педагогики, логики.
— А есть ли у вас лекции по ораторскому мастерству или дикции? Мне это видится очень важным. Часто ведь люди приходят в церковь впервые: слова молитв и так не очень легко понять, а уж тем более тому, кто никогда их не слышал.
— Вы затронули очень актуальную проблему. Литургические тексты — это бесценное сокровище, они писались обдуманно, с молитвенным напряжением. Важно, чтобы священник правильно доносил смысл до аудитории, чтобы люди четко улавливали слова Евангелия. К сожалению, так бывает не всегда. Мы индивидуально работаем с первокурсниками над постановкой голоса и речи: для этого приглашаем педагога из музыкального колледжа. Также у студентов есть богослужебная практика, где они читают на клиросе и помогают батюшке в алтаре.
— Обижает ли священников, когда их называют попáми? Мне кажется, это пренебрежительное слово, хотя слышу его очень часто — преимущественно от людей, рожденных в СССР.
— Слово «поп» использовалось в церковнославянском языке и изначально не имело негативного оттенка. Но, как вы верно подметили, приобрело пренебрежительное значение именно в советский период. Лично меня оно не обижает, так как я знаю историю и понимаю, что виной тому — антирелигиозное воспитание. Думаю, со временем все изменится, ведь есть много других слов: священник, священнослужитель, иерей (от греческого — «священный»).
А пока у нас любимая шутка: поп — это аббревиатура, и расшифровывается она как «Пастырь овец православных».
— Красиво вышли из положения! Еще часто слышу анекдоты: иногда милые и забавные, иногда — сомнительные. Вот, например, мне запомнился такой. Батюшка устанавливает у себя на участке теплицу, а за забором собрались несколько соседей. Один из них мимо проходит и спрашивает: «Чего уставились?» А они ему в ответ: «Хотим узнать, что он скажет, когда молотком по пальцу попадет» (здесь можно смеяться). А священники ругаются матом и есть ли за это какое-то наказание?
— Зависит от того, как сильно ударить по пальцу. А если серьезно, сквернословие — грех, с которым нужно бороться. Священник должен периодически исповедоваться и раскаиваться в грехах, а духовник, который принимает покаяние, может наложить епитимью — духовное врачевание с оттенком наказания. И еще: в христианстве, как, наверное, ни в одной другой религии, сверхвозвышенное отношение к слову. Евангелие во время богослужения на Пасху начинается со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так что со словами нужно быть внимательным и осторожным — к сожалению, в наше время это правило нарушается.
— А из семинарии могут исключить?
— Исключить могут, как и из любого другого вуза, но это крайняя мера. За что? Либо у студента не получается осваивать учебную нагрузку, либо у него поведение, недостойное нормального человека, не то что священника. А некоторые сами уходят, понимают, что не тянут. Ведь это непросто: студенты живут в монастыре, приезжают в семинарию утром, молятся, учатся почти до пяти вечера, а потом еще идут на вечерню.
— «Зачем мне священник? Я могу помолиться и покаяться перед иконой, при этом ощущаю, что Бог меня слышит». Что можете ответить на такие высказывания?
— Это не православная точка зрения — она не имеет никакого отношения к нашей ментальности. Более 500 лет назад в Западной Европе произошел раскол внутри христианства, в результате которого возникло несколько протестантских церквей. Их лозунгом стали слова — только вера, только Писание. В рамках борьбы со сложившимися религиозными порядками они отвергли посредничество Церкви, сократили таинства с семи до двух, а священнослужитель оказался чем-то вроде руководителя общины. В религиозной жизни начал господствовать индивидуализм. В результате деятельность священнослужителя утратила священный смысл, а Таинство стало лишь символом. Для православного же человека Таинство — это способ получения благодати (духовной силы) от Бога. Причем в каждом подается своя благодать: в Причастии мы получаем возможность приобщиться Тела и Крови Христовых, в Исповеди — очиститься от грехов, в Соборовании — исцелиться духовно и телесно. А вот светское мировоззрение как раз стало возникать в эпоху Просвещения, в постпротестантизм.
Но сейчас можно возразить так: почему ж вы не лечитесь без врачей и не учитесь без педагогов? В каких-то вещах мы хотим, чтобы с нами работали профессионалы, а духовная жизнь чем отличается? Бог, конечно, всех видит и слышит, но это не значит, что он примет «домашнее» покаяние. Потому что вера должна иметь выражение в действиях. Что же касается храма — это место совместной молитвы. А в Евангелии от Матфея сказано: «Где двое или трое соберутся во имя мое, там и я (Христос. — Прим. ред.) посреди них». Соборная молитва — это очень важно.
— Кто-то может воспротивиться: «А откуда мне знать, что священник все делает по совести и нравственно соответствует?»
— Свт.Григорий Богослов сказал: «Для воска не имеет значение достоинство печати, главное, чтобы оттиск стоял правильный». А вот современная аналогия: ржавая проволока тоже ток проводит. Если священник морально не соответствует тому, что проповедует, это его личная трагедия. Но результат духовной жизни прихожан от этого не зависит.
— Во время пандемии стали практиковать общую исповедь: священник читает молитву для всех и после отпускает грехи. Но мы ведь привыкли, что Исповедь — это Таинство, во время которого человек через батюшку открывается Богу, как бы ни было сложно в чем-то признаться. Не теряется ли смысл исповеди сегодня?
— Общую исповедь стал применять прав.Иоанн Кронштадтский: к нему приезжали тысячи людей и он физически не мог со всеми пообщаться. Тогда говорил проповедь, перечислял список грехов, и люди каялись. Данная схема допустима и сегодня, но рано или поздно все равно нужно иметь личный разговор с духовником. Ну и еще: Бога мы никогда не обманем, он видит, кто раскаивается искренне, а кто просто пользуется ситуацией.
— В чем смысл жизни, батюшка?
— Для верующего человека смысл жизни – за гранью смерти. Здесь мы временные гости, это надо четко понимать. Я где-то услышал такое: «Мы похожи на людей, которые приехали в гостиницу на пару недель и заказали евроремонт. Не успели его закончить, а уже пора съезжать». Так что важно помнить, что сейчас — предварительный этап, а продолжение истории будет там. Но оно напрямую зависит от того, как человек проведет время на земле.
— Позволю себе зафиналить наш разговор так: оказавшись перед Богом, что вы ему скажете?
— Важно не то, что мы скажем, а то, что скажут нам. Но если будет шанс, я поблагодарю Бога, что имел возможность жить, трудиться и служить Ему. И завершу так: Господи, помилуй меня, грешного. Очень хотелось бы получить на эту просьбу положительный ответ.
glushko@sb.by
По материалам сайта sb.by