В день 500-летия Успенского Жировичского монастыря епископ Слуцкий и Солигорский Антоний рассказал о своем обучении в Минской духовной семинарии, расположенной при древней Жировичской обители.
Я счастлив, что Господь судил мне окончить Минские духовные школы. Это 8 лет моей жизни, самые прекрасные и незабываемые.
Именно семинария научила нас — меня и многих моих сверстников — быть сынами Церкви Христовой. Семинария — это семья, где мы живем вместе, молимся, постигаем богословие, меняем свой строптивый характер, черпаем знания, приобщаемся к церковным традициям. Здесь открываются способности и таланты, о которых ты раньше не знал, послушание делает тебя новым человеком, дает мощную духовную закалку для будущего служения Церкви.
Наш ректор отец Леонид (тогда архимандрит, а ныне епископ Туровский и Мозырский) не случайно говорил нам:
— После семинарии вы приобретете два диплома. Один — о духовном образовании. А вторым дипломом будут ваши руки.
Действительно, своими руками мы в семинарии научились делать очень многое. Как минимум мы получили хороший навык работы на земле, потому что приходилось часто трудиться в огороде, собирать картошку и так далее. Для некоторых из нас, как оказалось, это был первый опыт в сельском хозяйстве. Кто-то в семинарии освоил столярное дело, кто-то «выучился» на электрика, сантехника, экскурсовода, педагога, повара…
Никогда не забуду слова нашего преподавателя отца Виктора Василевича:
— Братья, вы назначаетесь на послушание в огород, с лопатами уже всё оговорено, они будут ждать вас возле Явленской церкви.
— Так у нас зачет завтра! Нужно заучивать цитаты! — начинаем капризничать мы.
— Какие вопросы? Пишите цитаты на бумажках, прикрепляйте к черенку лопаты и заодно учите…
Поразительно, но учиться послушания (ежедневные!) не мешали. Господь давал силы, и времени хватало на всё. Это помогло нам не отчаиваться ни при каких обстоятельствах и не останавливаться ни перед какими препятствиями, потому что если трудишься ради Господа, — Он даст тебе особую силу. Перешагнув порог семинарии, ты сознаёшь, что тебя привел сюда Господь. У Спасителя есть дело, которое Он хочет поручить именно тебе, и никто другой, кроме тебя, с этим не справится.
В семинарии всё имеет свой смысл. Это специальные условия, где человек шаг за шагом обретает то, что будет ему необходимо для служения Церкви и людям. Само по себе пребывание в духовных школах тебя изменяет и совершенствует. Не случайно Митрополит Филарет говорил, что очень важно повариться в этом духовном соку, пройти постепенный процесс созревания.
Обучение в семинарии — это лучшее время в жизни будущего пастыря. Твое осознанное погружение в текст Библии, твои первые послушания на клиросе, твоя первая проповедь перед собратьями и затем перед верующим народом, у многих — встреча с единственной возлюбленной, которая будет с тобой, пока смерть не разлучит вас. Многое из того, что станет для тебя повседневным, ты начинаешь здесь. Смысл выражения «alma mater» раскрывается здесь совершенно по-особому. Духовная школа, как мама, дает тебе жизнь, воспитывает, прощает, укрепляет, держит тебя за руки, поднимает тебя, когда ты падаешь, и затем с любовью отпускает тебя, уже повзрослевшего, идти не боясь в мир и быть служителем Христа и людей.
Большинство священнослужителей Белорусской Церкви были воспитаны Минскими духовными школами. Очень показательно, что в самом начале возрождения Церкви, в 90-х годах, Митрополит Филарет считал стратегическим возрождение семинарии в Беларуси, на той земле, где будут трудиться ее будущие воспитанники. Для Владыки это было важно — не отправлять в страну далече и потом ждать возвращения, а здесь, в родном краю, готовить своих родных пастырей. Опыт показал, что этот замысел полностью себя оправдал. Минские духовные школы дали и дают нашим священникам то, что они не смогли бы найти в зарубежье — ни ближнем, ни дальнем. Специфика предметов такова, что ты постигаешь опыт Церкви своей Родины, слышишь родной белорусский язык, внимаешь священникам, которые здесь родились и трудились… и понимаешь, как прекрасна эта Церковь и родная земля.
Помнится особая забота Митрополита Филарета, который практически каждую неделю приезжал к нам на лекции и преподавал Новый Завет и историю Церкви. Мы слушали владыку с открытыми ртами, трепетали перед его величавостью и благородством, умилялись любви и снисхождению. Самой низкой оценкой у владыки Экзарха было 4-. Навсегда сохраню в сердце слова Митрополита, которые он обращал к нам, студентам:
— Братья, вы очень нужны Церкви! Я благодарю вас за выбор, который вы сделали, придя в семинарию. Я и все преподаватели поставлены, чтобы во всём помогать вам.
Для нас эти слова были огромным вдохновением. И, действительно, все мы понадобились Церкви! Никто из нас не остался вне церковного удела.
Условия семинарского проживания и обучения в мое время по сравнению с нынешними были очень скромными. Мы пользовались помещениями, где не было ремонта, горячей воды, баня раз в неделю, стирка в холодной воде в тазиках. Но на трудности мы не обращали внимания: это не мешало учебе, не смущало, наоборот, всё было родным и милым. Уникальная атмосфера семинарии, которую создавали наши преподаватели, монашествующие Жировичской обители и священники, помогала нам преодолевать проблемы, находить нужную информацию без интернета и гаджетов, писать от руки и так далее. Благодаря этой атмосфере и закалке мы готовы были идти на любое место, куда направит Господь.
Особое значение в семинарской жизни имело богослужение у чудотворной Жировичской иконы Божией Матери. Помню назидательные проповеди владыки наместника — архиепископа Новогрудского Гурия (ныне ректора семинарии), его кроткий и добрый характер, милостивое отношение к студентам. Мне памятен эпизод (и, признаюсь честно, не один), когда владыка Гурий помог мне, как и многим другим студентам, материально. Для написания дипломной работы мне нужно было ехать в архивы Петербурга, а средств на это не было. Поделился со своими собратьями этой проблемой, и мне сказали: а ты подойди к Владыке, он никому не отказывает. Я смутился и подумал: нескромно как-то, нас и так содержит монастырь, а тут еще личная просьба. Но обстоятельства усложнялись, и в конце концов я, краснея и смущаясь, подошел к Владыке…
Архиерей выслушал меня и спросил кратко:
— Сколько тебе нужно?
Я сказал, сколько.
— Подойди завтра.
На следующий день из рук Владыки я получил в два раза больше, чем просил. А потом мне стало известно, что Владыка оказывал личную помощь всем студентам и никогда никому не отказывал.
В составе архиерейского хора я бывал на богослужениях в приходах Новогрудской епархии. После богослужения Владыка лично звал нас, хористов, на трапезы, просил подвинуться высоких гостей, усаживал нас рядом и говорил, чтобы братию хорошо покормили.
Помнится, как ездил каждый год на первую седмицу Великого поста и Светлую седмицу с хором в Гродненский Рождество-Богородичный монастырь для пения и чтения за богослужениями. Нашей наставницей была матушка игумения Гавриила, которая замечательно знала устав и учила нас уставным премудростям, внимательно наблюдая за чтением и пением. Мы пели вчетвером продолжительные службы, а после таких «испытаний» матушка готовила вкуснейшие угощения и баловала нас. Пел и хор девушек из Гродно, матушка нас размещала рядом так, что со временем некоторые братья начинали в хоре подпевать девушкам, а потом создавались отличные семьи.
Матушка Гавриила прививала нам этикет, навыки общения с людьми и многое другое, что сейчас для нас важно. У нее все студенты были «любимчиками», чтобы попасть к ней на богослужебную практику, выстраивалась очередь студентов, которые спорили, кто победит и поедет на «духовный курорт» в Гродненский монастырь. Говорили, что матушка очень строга, но когда ты был у нее, то строгость, о которой говорили, оказывалась заботой и вниманием.
Вспоминаются и полевые работы с приснопамятной инокиней Георгией (Клышевич). Нужно было перебирать картофель. За этим мы приходили к матушке на овощехранилище. Матушка очень любила акафисты. Ну, у студентов голь на выдумку хитра: думаем, как отдохнуть, и вместо одной молитвы «Царю Небесный» начинаем читать акафисты… Время шло, матушка забывала о послушании, погружаясь в молитву, братия физически отдыхала, а дело, конечно, стояло. Потом с нами разобрались, молитву нашу, что называется, скорректировали… А матушка всегда относилась к нам тепло, любя называла нас «малые». Была великой подвижницей и молитвенницей, мы ее очень любили. Вечная ей память!
На вопрос, что нужно в духовных школах менять, реформировать, от чего отказаться, я однозначно отвечу: в духовных школах важно всё! Этот огромный накопленный опыт обучения и воспитания служителей Церкви нужно сохранить полностью.
Низкий поклон нашим педагогам, владыке ректору — архиепископу Гурию, администрации и всем труженикам семинарии за великий труд, который они несут в духовной школе! Современные условия, в которых живут нынешние студенты, когда-то были для нас сказкой и неосуществимой мечтой. Хочу пожелать, чтобы сегодняшнее поколение студентов ценило всё, что есть в семинарии, не теряло времени напрасно, поскольку его невозможно будет вернуть. Главное в семинарии — больше молитвы и участия в богослужениях, меньше гаджетов и ворчливого недовольства. Церкви нужны выпускники духовных школ. Церковь ждет нашу молодежь — смелую, твердую в вере, способную преодолевать все сложности и нестроения.
И, по традиции: древнему Успенскому Жировичскому монастырю и нашей любимой Минской духовной семинарии — многая лета!
По материалам сайта Слуцко-Солигорской епархии sluck-eparchiya.by