Экскурсия играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Основное наше направление работы при изучении «Основ православной культуры» – церковно-историческое краеведение, которое не только дает определенную сумму знаний, но и позволяет глубже понять художественные и литературные произведения, по-иному осветить исторические события, суть и смысл жизни реальных героев.
Во время экскурсий мы часто говорим о герое войны 1812 года Я.П.Кульневе, который погиб недалеко от Полоцка. Смысл жизни Кульнева состоял в служении «Царю и Отечеству». К сожалению, в книгах советского периода эта фраза искажена, оставлено только «служение Отечеству». А что означает «служение Царю»?
В XVI в. впервые над Иоанном IV Васильевичем при венчании его на царство было совершено Таинство Миропомазания, которое окончательно определило отношение православной страны, народа к своему Царю. В Таинстве миропомазания Царь становится Помазанником Божьим, человеком, которому по молитвам Церкви даётся особая благодать для правления своей державой. При этом служение Царю становится не только службой какому-либо конкретному лицу, не только и не столько следованием какой-либо политической программе, которая может нравиться или не нравиться, но Помазаннику Божьему. Измена Царю, таким образом, становится поступком не только социальным, но, прежде всего, духовным, преступающим верность Божьим заповедям.
Введение в нашей школе православного краеведения открыло новые возможности в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Оно позволило нам перейти от обычней экскурсии к экскурсии с элементами паломничества.
Начиналась эта работа постепенно, не сразу. На родительских собраниях, используя наглядный материал, мы объясняем положительное значение экскурсий. В результате, в большинстве случаев, родители едут вместе с детьми. Такие совместные поездки детей и родителей стали традиционными в нашей школе. Ежегодно 1 сентября дети 1-х классов вместе с родителями, бабушками и дедушками отправляются на урок знаний – обзорную экскурсию по Полоцку.
Затем, в течение учебного года, каждый класс нашей школы посещает Полоцк с различными экскурсионными программами, но, как правило, все они завершаются посещением Спасо-Евфросиниевского монастыря.
При первом посещении монастыря детей прежде всего интересуют его насельницы. Где они живут? Чем питаются? Чем занимаются? Сколько денег зарабатывают? И тогда мы объясняем, что в монастырь приходят не из-за денег, а по велению души, для служения Богу. Поэтому первое знакомство с монастырем обязательно проводит только монахиня. Дети знакомятся с храмами, монастырскими мастерскими, садом. Иногда встреча завершается трапезой – к большому удовольствию детей и взрослых.
Большой интерес, но вместе с тем иногда и страх, особенно у малышей, вызывает рака со святыми мощами Преподобной. В этом случае очень важно просто и понятно объяснить, что такое мощи святых угодников. Ни в коем случае не нужно настаивать на том, чтобы все дети приложились к ним, а также к веригам, иконам. Главное – подвести детей к святыне. Пройдет время, они повзрослеют, узнают больше и сами придут к Преподобной.
Как правильно вести себя в храме? Кто такой священник? На эти и многие другие вопросы отвечают учителя на занятиях по духовно-нравственному воспитанию. А затем – новая поездка с посещением храма и обязательно – встреча и беседа со священником.
Иконостас, алтарь, чудотворные иконы – эти понятия объясняет детям священник в простой и доступной форме. Постепенно мы знакомимся и с такими понятиями, как «благословение», «трапеза», «паломничество» и др. После подобных бесед дети сами, по велению своих сердец, прикладываются к святыням, ставят свечи, просят прочитать молитву перед поездкой на святой источник.
Наша школа тесно сотрудничает с монастырем и Полоцкой епархией. Мне этим летом пришлось работать в паломническом отделе епархии. Опыт общения с паломниками я использовала в работе со школьниками.
В течении прошлого учебного года и начале этого мы совершили несколько детских поездок с элементами паломничества. В этих поездках с нами были и родители. Маршруты наших экскурсий: Витебск, Браслав, Глубокое, Ушачи, Россоны, Черневичи со святым источником, Смоленск – в основном это территория бывшего Полоцкого княжества и Полоцкой епархии.
При организации экскурсий с элементами паломнических поездок особое значение придается оформлению автобуса: на лобовом стекле крепятся иконы, соответствующие маршруту. Родители не возражают, если перед дорогой читается молитва о путешествующих.
Удачным в работе считаю момент, когда на святом источнике молитву читают родители вместе с детьми.
В Браславе мы посетили Свято-Пантелеимоновский женский монастырь, в котором познакомились с инокиней Еленой, хорошо знающей историю этого красивого города. Она о многом рассказала детям, а затем поехала с нами на просмотр панорамы Браславских озер. Польза от этой встречи оказалась немалая – радость общения с интересным человеком, обмен опытом проведения экскурсий.
Большая работа по ознакомлению с духовным наследием родной земли ведется и среди учителей нашей школы.
В экскурсионно-паломнических поездках по маршрутам Псков – Печоры, Жировичи, Полоцк приняли участие все учителя.
Я всегда задавала себе вопрос: «Нужна ли наша работа молодым?»
Приведу лишь одни пример. Как экскурсовод, я работаю с разными турфирмами и поэтому провожу экскурсии для различных возрастов.
В октябре этого года я работала с учениками 10-х классов по маршруту Пушкинские горы. Когда я встретилась с группой, то сразу поняла, что учащиеся собрались отдохнуть – посетить магазины, киоски. Информационный материал их не интересовал. Сразу же возник вопрос: «Как же подготовить эту сборную группу из разных школ к посещению музеев, как настроить ребят на рабочую волну?»
Так было угодно Богу, что наш опытный водитель сбился с дороги, и автобус подъехал не к научному центру, а к Святогорсокму Свято-Успенскому монастырю и остановился у входа в него, да так удачно, что группе не нужно было даже переходить дорогу. Поэтому экскурсию я начала сразу у стен монастыря. Казалось, что мальчишки не очень внимательно слушают, но я ошиблась. Когда мы вошли в храм, заканчивалась служба, и я увидела, что школьники вытягивали шеи, чтобы рассмотреть иконы, монахов. А когда храм опустел, все учащиеся подходили к иконам и буквально застывали перед ними. Больше всего их интересовали явленные иконы, о которых рассказывалось в начале экскурсии. Я увидела, как эти почти взрослые люди неумело складывали пальцы, чтобы перекреститься. А потом ставили свечи. Шёпотом обсуждали: «Как правильно, где ставить «за упокой», а где – за здравие». А когда узнали, что можно поставить «за здравие» не только своих родных, но и других близких, знакомых людей, то приобрели ещё свечи и поставили их к разным иконам. В храме установилась особая тишина.
Горели свечи, учащиеся группками задумчиво стояли у икон.
Я внимательно наблюдала за своими экскурсантами. И вдруг поняла: вот оно, объединяющее звено, тот момент единения, затронувший душу каждого ребёнка!
Сейчас это была уже не разрозненная группа школьников, а группа экскурсантов, способная слушать и понимать.
Всю обратную дорогу, в течение 4-х часов, учащиеся спрашивали о монастыре, монахах, показывали именные иконки, приобретённые в церковной лавке, а продовольственные магазины были забыты.
Так нужно ли церковно-историческое краеведение?
Да, я в этом не сомневаюсь!
Вопрос только в том, чтобы правильно показать храм, рассказать о его значении в жизни нашего народа, научить поведению в нём.
Подводя итоги работы по церковно-историческому краеведению в школе, можно сделать некоторые выводы.
1 . Обязательна работа с родителями – учитывая разноконфессиональные семьи, мы проводим работу так, чтобы воспитывать в детях основные нравственные ценности, не задевая религиозных чувств родителей.
2. Очень часто в храмах священники дарят детям иконы. Мы учим детей не только принимать дары, благоговейно к ним относиться, но и учим умению жертвовать, быть милосердными.
3. Детская экскурсия с элементами паломничества должна отличаться от взрослой. Помимо встреч со священниками, присутствия на богослужениях, в детскую экскурсию нужно включать и посещение музеев, историческую информацию, элементы отдыха. Нужно тщательно продумывать программу поездки. Например, после посещения музея и храма можно побывать в дендросаду или на высокой обзорной точке. Эмоциональное восприятие детей усилит пребывание на святом источнике.
4. Из опыта своей работы я убедилась, что поездки, в которых дается материал по истории страны, привлекают больше молодежи. Материалы по истории Церкви и истории государства в рассказе экскурсовода должны быть взаимосвязаны.
5. Результатом нашей работы является то, что дети приводят к Таинству Крещения целые семьи: родителей, братьев, сестер и самих себя. Многие родители познакомились со святынями земли, на которой живут многие годы, но о которой знают очень мало. Порой восторг родителей после поездок бывает большим, чем у детей.
Перед нами на осенне-зимний период стоят следующие задачи:
1 .Разработать тексты к детским экскурсиям, маршруты которых мы проложили. Причем, разработать их совместно с Полоцкой епархией таким образом, чтобы они были применимы и для взрослых паломнических групп.
На сегодняшний день в школе разработан маршрут «К православным святыням Полоцка» и реферат «Древний Полоцк – колыбель христианства». Эти работы применяются нами не только в школе, но и при проведении экскурсий для взрослых паломнических групп. Данные работы прослушаны и одобрены в Полоцкой епархии, а также получили положительные отзывы российских священников, приезжающих с паломническими группами.
2.Вместе с епархией подготовить экскурсоводов, которые смогут работать с паломническими группами в пределах Полоцкой епархии.
В данный момент возникают вопросы, решить которые можно только при помощи знаний церковной этики.
Например, при посещении Полоцкого Софийского собора как пройти около алтарной части 11 века? Когда посещать Софию: до монастыря или после?
Хотелось бы, чтобы при Академии последипломного образования были организованы курсы православных экскурсоводов.
Остроухова Евгения Павловна, г.Новополоцк
oroik.by