Выступление заведующей учебно-методическим кабинетом Духовно-просветительского центра им. свт. Георгия (Конисского) Могилевской и Мстиславской епархии Борисенко Татьяны Клавдиевны на семинаре «История Православия родного края: опыт и методика изучения» 28 февраля 2018 г.
И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Евангелие от Иоанна, 1:14
Я держу в руках истертые от долгого пользования и от времени тетрадки с рукописными псальмами. Передала их в музей Могилевской и Мстиславской епархии Тамара Душко, дочь певчей из Чаусской церкви. Прихожанка скрупулезно собирала и переписывала духовные стихи. Зная о её труде, другие верующие также передавали ей свои рукописные тетради. На нескольких тетрадях указана фамилия «Устинова» и дата 3. XII. 1958 г. Так происходила передача духовных традиций от поколения к поколению естественным путем, через воспитание в семье, через участие каждого её члена в общественно-значимых событиях.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, отмечая, что в праведных делах помогает Бог, наставлял не бояться громадности дела. Воистину правда! С тоненькой тетрадки начинается большое дело по сбору духовных стихов. По милости Божией, нам стали передавать и другие рукописные книжечки. И когда уже была готова эта статья, М.М. Кальчибо, руководитель воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы города Черикова, привезла нам для изучения книжечку, которая у них в семье передается по наследию.
На ветхих страничках особенно потемнели уголки, к которым прикасались пальцы, перелистывая страницы. К сожалению, у меня нет возможности, чтобы передать полное написание сборника, с буквой «ять» и другими. Пишу современным языком. «Благоговейные чувства души, стремящейся к Богу, или Духовные псальмы, собранные в Назидание христиан, затворников и пустынножителей Киево-Печерской Лавры, иеромонахом блаженной памяти Владимиром Мусатовым» – так называется сборник. Издан он в типографии Киево-Печерской лавры в 1873 году.
С тех далеких времен, через толщу десятилетий с мольбой обращается к нам автор: «Возлюбленные о Христе Иисусе Отцы, Братия и сестры! Спасайтесь о Господе!» Иеромонах Владимир поясняет, что в предлагаемой книге содержится духовная пища для утомленного трудами духа и сладкое питие для души. «Читая Псальмы в назидание ваше, – поясняет он, вскоре почувствуете согревание и теплоту духа. Чем богат, тем и рад, зная, что брат от брата помогает». В предуведомлении иеромонах рассказывает о том, что с младых лет, оставшись сиротою, при скудных средствах содержания себя уповал только на Божию помощь. В свободное от учения время, с разрешения начальства, путешествовал внутри Отечества к святым чудотворным иконам, к угодникам Печерским и другим в разные монастыри и пустыни, к отцам, прославившимися благочестивою жизнью. И слышал, как пели они духовные псальмы, при восторженных чувствах их души, стремящихся к Богу, и пленился их старческим пением”.
Трепетно восхищался иеромонах пением старца Оптинской пустыни Леонида, Задонского монастыря схимонаха Агапита, затворника Георгия и благочестивой жизни иеромонаха этого монастыря Анатолия. Записывал автор за ними духовные псальмы, часто выпрашивал у них таковые списать, а некоторые получал от них в дар на добрую память.
Читая, как будто бы слышишь голос иеромонаха Владимира: «До сего времени пользовался я ими в часы теплоты духа один, но видя преклонность моих лет, почитаю полезным снова пересмотреть все собранное и предложить их в пользу ближнего по наставлению апостола: «Утешайте друг друга и созидайте каждого ближнего».
А какие в книжечке удивительные иллюстрации! Нельзя подобрать точные слова, чтобы описать впечатление, произведенное на меня этими иллюстрациями! Каждый псальм сборника как никогда актуален и сегодня!
Берегися, сколько мочи,
Сна, душе, и трезва будь;
Может быть, и в сей полночи,
Позовут тебя на суд.
Девы глупые вздремали,
Оскуднен у них елей,
И за то несчастны стали,
И остались вне дверей.
Убегай греха, как яда,
Убегай, душе моя,
Чтоб не пасть тебе до ада
Светлого лишившись рая.
Неоспорима роль народной культуры в воспитании личности! Она неразрывно связана с судьбами народа и наравне с профессиональным искусством, литературой играет ключевую роль в развитии его национальной культуры, его самоидентификации. Трудно переоценить влияние народной культуры в развитии тесного неформального общения прихожан за стенами храма. Св. прав. Иоанн Кронштадтский называл такое общение «литургией после Литургии». В настоящее время трудно организовать такое общение, мешает предшествующая оторванность нескольких поколений от церковных и народных традиций, от традиционного уклада жизни, где был достигнут необходимый баланс между духовным и светским воспитанием и образованием, светской и духовной культурой. Больно и грустно слышать, что даже воцерковлённые люди, отмечая православные праздники, чаще всего у себя дома поют только «Ой, мороз-мороз» и другие светские песни.
Совсем незаслуженно забыты сейчас народные духовные псальмы – духовные стихи (роспевцы) – народные песни религиозного содержания, напоминающие молитвы и свидетельствующие о набожности белорусов и высокой художественной одаренности народа.
Зародились они с периода принятия христианства на Руси и продолжались на протяжении многих веков. Народная память хранила на протяжении столетий многие псальмы. Возрастая на плодородной почве православной культуры, они способствовали созданию ее неповторимого облика.
Что же всегда наиболее дорого человеческому сердцу? Молитва матери, колыбельные песенки, сказки, рассказы бывалых людей. Одним из видов устного творчества, имеющим религиозную окраску, были так называемые Псальмы, духовные песни и стихотворения, которые передавались из уст в уста, бережно переписывались из поколения в поколение.
Псальмы это живые соки души, златая связь, соединяющая с Творцом, объединяющая два мира, мир христианского учения и мир традиционной народной культуры. Псальмы отражали силу и простоту народной веры, выражали разные чувства и эмоции простых людей – переживание покаяния, смирение, а ещё больше своей мизерности пред величием Господа, почитание Богоматери, святителей. Наверное, поэтому, несмотря на десятилетия запретов и гонений, духовные стихи сохранились в народной памяти и продолжают трогать сердца. В пении псальмов величественно выражалось благодарение Всевышнему за ниспосланную благодать, надежда на помощь и милосердие Господне. Как правило, псальмы – это песни грустные и покаянные. В них поется о смерти, расставании души с телом, о мимолетности жизни. Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Наш народ создал уникальную певческую культуру по написанию и исполнению псальмов.
Известно, что первыми книгами у людей были Псалтырь и Библия, а также всевозможные рассказы о житии святых и различных чудесах, связанных с их жизнью. Многие поколения выросли людьми честными и благородными, получив такое воспитание от своих родителей, бабушек и дедушек, бережно хранивших и переписывавших каноны, акафисты, стихотворения, песни и рассказы бывалых людей, многие из которых совершали дальние паломничества в святые места.
Со временем старики уходят из земной жизни (к сожалению, процесс этот неизбежен), а их наследие тоже потихоньку выводится из современной жизни. То, что их волновало, заботило, составляло смысл всей жизни, становится неактуальным для нынешних поколений. Вещи выбрасываются, сжигаются как не имеющие материальной ценности, а в лучшем случае старые иконы и книги приносятся в церковь, где они тоже не очень-то и нужны.
А мы в своем маленьком музее, размещённом в Доме, где трудился святитель Георгий (Конисский), бережно сохраняем эти «осколки» чьей-то жизни, потому что, как известно, «без прошлого нет будущего». Многочисленные посетители музея очень благодарны за такое трепетное отношение к этим простеньким «памятникам старины» и оставляют трогательные отзывы о посещении нашей экспозиции, нехитрые экспонаты которой навевают теплые воспоминания о предыдущем поколении, бывшем на порядок ближе к Богу и Православной вере.
В то время религиозной литературы, икон, было совсем мало и наши бабушки делали фотографии иконок, раскрашивали их, переписывали каноны и акафисты, духовные стихотворения и песни своими руками, в лучшем случае, перепечатывали жития святых и рассказы о них на печатной машинке.
Поскольку все это было запрещено, то маленькие молитвословы обертывали старой тряпицей, или даже помещали в другие обложки, чтобы не привлекать чужого внимания. В экспозиции музея есть молитвослов, переплетенный в обложку, сделанную из справочника по математике.
В советское безбожное время псальмы переписывались от руки и распространялись среди православных христиан, и эта замечательная православная традиция, уходящая корнями в глубь веков, не умирала и во время жестоких богоборческих гонений. О ней свидетельствуют пожелтевшие странички с записями духовных стихов в простых ученических тетрадках и записных книжечках, хранящихся в нашем музее.
Из-за страха «увидят, посадят» тетради не лежали на виду, их прятали, тексты псальмов также были глубоко запрятаны в сознании людей. Так что не прав был классик советской литературы М. Горький, который сказал, что духовный стих – это церковный стих и участие трудового народа в творчестве этого стиха весьма сомнительно. Однако это его высказывание на долгие годы стало определяющим в воззрениях на данный вид фольклора.
Бережно сохраняя память наших любимых «белых платочков», чьими усилиями стоит еще этот мир, хочется донести эти трогательные Псальмы и колядки, духовные песни и рассказы до всех, кто любит Господа и Божию Матерь, ведь читая их, мы как бы приникаем к святым источникам и не можем досыта напиться ключевой воды.
Псальмы и колядки, духовные песни пели во многих избах, на них выросло не одно поколение хороших людей. Многие из этих стихов и рассказов имели вполне известных авторов, но в далекой деревне это было не- существенно для рассказа и пения в избе, и они переписывались без авторства как народные. Сборники составлялись на слух, под диктовку пожилых людей, или могли переписываться из более древних книг. Они создавались на протяжении достаточно долгого времени: по сборникам можно проследить изменения почерка, цвета чернил. Тетради, находившиеся у одной семьи, со временем дополнялись ее членами. Иногда такие сборники становились настоящей семейной реликвией, которая передавалась из поколения к поколению. Выделяется особый христианский смысл псальмов, выражающий жизненный цикл: от рождения, через покаяние к спасению и успению. Так выражается символика плодородия и жизненного цикла вообще.
Поражает аккуратность переписанного материала, в некоторых тетрадках составлено оглавление. Восхищает почерк переписчика – через много лет он прекрасно читается, настолько сохранена каллиграфия, просто любуешься этим почерком и представляешь, насколько умнее и трудолюбивее были наши предки, любое дело, за которое брались, исполняли с любовью и радостью.
Читая эти нехитрые строки, представляешь себя вместе с переписчиками и радуешься одной духовной радостью с этими «малограмотными старушками», которые имели в душе главное – любовь к Христу и Божией Матери, святым, а через них – к слабым, больным, сиротам – всем тем, о ком кроме них некому было позаботиться. Чтение рукотворных псальмов производит сильное эстетическое впечатление. Богатство народного языка требует от читателя, несмотря на доступную его образность, интеллектуального напряжения, которое временами эмоционально разряжается при чтении духовных стихов, порой на глазах выступают слёзы, сердце начинает трепыхаться раненой птицей от осознания Величия Господня, Его любви к нам, живущим по воле Его на земле.
В конце ХХ – начале XXI века, в связи с изменившейся политической ситуацией в стране и появлением новых культурно-ценностных ориентиров, вопросы взаимоотношения православной и фольклорной традиций вновь становятся актуальными, привлекают к себе активный исследовательский интерес специалистов различных гуманитарных наук. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, которую можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народной мудрости.
Хочу поделиться некоторыми стихами и рассказами из наших «бабушкиных тетрадок». (Орфография сохранена, за исключением явных ошибок переписчика).
Из пустыни старец
Из пустыни старец в царский дом приходит, он принес с собою свет прекрасный и любезный, камень дорогой. Иосиф царевич просит у Варлаама: покажи сей камень. Я увижу и познаю цену ему.
Удобнее можешь солнце взять рукою, а сего не можешь оценить во веки. А еще и возможешь небо измерить. Все моря и земли в горсть твою вместить. Все пред ним ничтожны.
О, купец премудрый, скажи мне всю тайну, как на свете родился и где пребывает ныне камень мой.
От Пречистой Девы родился сей камень, положен был в яслях, прежде всех явился бедным пастухам. Ныне же сей камень выше звезд небесных, солнце со звездами и земля и море выну Его славят как Творца веков.
О, любезный старец, святый Варлаам, породи мя вновь и стану я светозарен от тебя. Царевич дивился одеждой пустынным Варлаам сказует, что в пустыни нет без скуки жити завсегда. Остался царевич после Варлаама и стал горько плакать, не могу здесь пребывати без святого старца.
Иду я в пустыню, оставляя царство. Сам взыщу я старца и служить ему я буду, как отцу. Пустыня, любезна, доведи до старца, с ним я жить желаю, да я приобрящу Христа чрез него.
Пустыня сказала отроку младому, горько во мне жити, быть всегда в молитвах должно и в постах.
Он вещал, я стану жити как пустынник, затворюсь в вертепе, буду горько плакать всю жизнь о грехах.
Люблю, Тебе, Боже, пресладкий Иисусе, царство оставляю, во уметь вменяю вся. О, Боже мой, Ты един безсмертен, Бог мой и создатель верным отверзаешь небесные чертоги любящим Тебе.
Иисусе прелюбезный
Иисусе мой, прелюбезный, сердцу сладость.
Едина в скорбех утеха, моя радость.
Рцы души моей: Твое есмь аз спасение
Очищение грехов моих и в рай вселение.
От Тебе милосердия надеятися
Никто же мне в моих бедах грешному поможе,
Аще не Ты, о, Преблагий Иисусе Боже.
Хотение мне едино – с Тобою быти.
Даждь мне Тебе Христа в сердце всегда имети,
Изволь во мне обитати, благ мне являйся,
Мною грешным, недостойным не возгнушайся.
Исчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога,
Ты мне крепость и здравие, Ты слава многа.
Радуюся аз о Тебе и веселюся,
И Тобою во вся веки, Боже, хвалюся.
Вифлеемская звезда
В вышине небесной много звезд горит
Но одна всех ярче радостно блестит,
То звезда младенца и Царя Царей,
В ясли Он положен Матерью своей
И волхвы с Востока за звездой идут,
И дары с любовью Господу несут.
Братья, поспешите Господа принять,
Поспешим радушно хлеб и соль подать.
Он руками бедных этот хлеб возьмет,
И благословенье нам за то пошлет.
Маленький Христос
Я умом ходила в город Вифлеем. И была в вертепе, и видала в нем,
Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог, родился от Девы, и лежит убог.
В яслях, безсловесный, посреди ягнят, а над Ним Иосиф с Матерью сидят.
Бог младенец горько плакал и рыдал, горькими слезами ясли обливал.
Жаль Христа мне стало, пала я пред Ним, и рыдала вместе с Господом своим.
А потом я Деве сделала вопрос, от чего так плачет маленький Христос?
Дева мне сказала: плачет Он о том, что Адам и Ева взяты в плен врагом.
И что образ Божий данный их душам, предан на поругание злобнейшим бесам.
Плачет, что прельстились люди суетой, и пренебрегают горней красотой.
Плачет, что на службу к сатане идут, а от службы Божией стар и млад бегут.
Вот о чем Он плачет, пожалей Его, и утешь младенца, Бога твоего.
Ты Его утешишь и возвесилишь, как все силы духа правде посвятишь.
Ты Его утешишь, если сердца жар принесешь для Бога на святой алтарь.
Добрая Царица, как родная мать, вдруг меня прижала к сердцу, чтоб подать
Мне благословенье и свою любовь, и усыновленье, и святой покров.
Все, что мне открыто Девою святой я вам рассказала с детской простотой.
Всем друзьям желаю Бога возлюбить, будете в чертогах райских мед духовный пить.
С ангелами будем Бога созерцать, Тройцу Пресвятую будем восхвалять.
Свет наш тихий
Свет наш тихий и преславный всему миру воссиял.
На земле Христос родился, за нас волей пострадал.
Скоро придет Он во славе вместе с ангелом святым
Когда сядет на престоле, вострепещут все пред Ним.
Тогда солнце не даст света, помрачнеет луч Луны,
С неба звезды будут падать, и покроет всюду тьма.
И вострубят трубы грозны, потрясется вся земля,
И наружу выйдут гробы, и воскреснут все тела.
Тогда души в тела войдут, как на сем свете жили
Все цари, князья, вельможи, все сравняются тогда.
И восплещут все руками, что нельзя сбежать суда,
Тогда грешные заплачут, ох, увы, увы, рекут.
По делам судить их будут, скажут грешникам конец,
Тогда пастырь их отлучит, как козлицев от овец.
Тогда праведные люди вознесутся в рай просвет,
На главах их возсияют царские венцы златы.
Тогда к праведным обратится, станет кротко говорить,
Вы всю жизнь свою любили мою Заповедь хранить.
Приходите, насладитесь, уготован вам чертог,
Пейте, ешьте, веселитесь, вечно с вами будет Бог.
Был я болен, во темнице приходили посетить,
Был я странник, терпел голод, вы приняли накормить.
Что вы бедным подавали, милостыню я принял,
Странника вы принимали – я сам с ними пребывал.
Тогда к грешным обратится, станет грозно говорить.
Вы на свете не хотели моей Заповеди хранить.
Был я странным, терпел голод, не хотели накормить,
То за это вы будите вечно в пламени гореть.
Вместе с демоном лукавым вечно будете кипеть.
Тогда грешные заплачут, а их будут пригонять,
Озираться назад будут, кверху руки простирать.
О, Владычица святая, будь Ты нам родная мать,
Если Ты на нас забудешь, кто ж нас будет пожелать?
Мы лишилися надежды, нам отрады не видать,
Разлучилися навеки, вечно будем мы страдать.
Работа над сбором и изучением духовных стихов (псальмов) продолжается. И если изначально думалось, что это будут псальмы только собранные в Могилевской области, то сейчас стало понятным, что работа предстоит большая. Нам передали рукописные тетради из других областей нашей республики. Ну и Слава Богу! Будет и нам что передать потомкам на добрую память!