Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской духовной семинарии, – о Празднике Пасхи.
28 апреля весь православный мир встречает самый неповторимый, радостный и светлый праздник — Воскресение Христово. Победа Христа над смертью — не только духовная, но и действительная реальность. Господь наш Иисус Христос воскрес ради спасения всех людей, и смерть после этого для уверовавших в Него стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к Небу, Царствию Божию. Об этом Великом Празднике праздников – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семинарии.
— «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» Этими словами приветствуем мы друг друга, переживая пасхальную радость, которую вмещает каждая душа в своей мере. Так хочется, Владыко, чтобы к ней приобщилось как можно больше людей!
— Переживание полноты пасхальной радости — это, несомненно, величайший дар Распятого за наши грехи и Воскресшего Господа. И эта неописуемая, совершенная, неземная радость может абсолютно неожиданно открыться даже человеку, далекому от Церкви, от всякого понимания духовной жизни.
Господь пришел обличить мир во грехе, в том, что не веруют в Него, потому, конечно же, этот неверующий в Бога мир никак не мог радоваться и торжествовать. Люди стремились к власти, господству, роскоши, а Господь вдруг стал говорить: «…кто хочет быть бóльшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43—44). Конечно же, это вызывало страшное раздражение: никто не хотел меняться, становиться лучше и принимать слово Христа, а потому нужно было заставить Его молчать. Ненависть дошла до состояния богоборчества, которое привело к богоубийству.
В Искупительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа нам дано наивысшее откровение Божией святости и любви. Любовь, явленная нам на Кресте, — это наивысшее из возможных ее проявлений. Христос умер страшной смертью не только брошенный, оставленный людьми, не только преданный учеником и окруженный ненавистью, но и познав в Своем человечестве весь ужас потери Бога, — и этим Он приобщился к самому страшному, ужасному и низкому, что есть в человеке. Безгрешный Сын Божий ради тех, кто предали Его, насмеялись, уничижили и распяли, испил полную чашу гнева Божия, чтобы грехи согрешивших против Него, грехи всего человечества были прощены.
Но Воскрес Спаситель! — и ничто уже не может поколебать нашей веры в благость Божию, надежды на спасение, любви друг к другу.
Ныне веселится и радуется вселенная, ибо все исполнилось света — и Небо, и земля, и преисподняя! Весь мир празднует Светлое Христово Воскресение. Мы верим, что Пасха Господня — «праздников Праздник и Торжество из торжеств», по слову святителя Иоанна Златоуста, есть «залог мира, источник примирения, разрушение смерти и ада» (Слово 72).
— Глубока человеческая личность. Как говорит блаженный Августин, сердце человека — это некая бездна, которую может наполнить только бездна Божества.
— Но еще более глубока личность, если озарена она Божией благодатью. В ее тайне — красота духовная, ощущение радости и предчувствия встречи с Тем, Кому молится душа.
К сожалению, сегодня мир наш все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи, когда комфорт, успешность и жизнь в свое удовольствие объявляются едва ли не главными ценностями бытия (см. Лк. 12:16—21). А если человеку вполне комфортно в этой жизни, зачем ему Христос? Ему Господь даже мешает со Своим радикализмом, категоричностью, «неполиткорректностью», недипломатичностью — со всеми теми чертами, какие мы находим у Него в Евангелии.
Христианство — не внешний ритуал, не чтение каких-то особых молитв, не усиленное соблюдение постов. Это Христос, Который действует и пребывает по сей день в Церкви — в Его Теле и Крови. Как только мы убираем Христа, подменяем Его заповеди — от христианства ничего не остается.
Сегодня человек, достигнув высоких результатов в научно-техническом прогрессе, ослеплен гордыней. Только почему же земля наша такая печальная, а из жизни все ощутимее исчезает радость? Потому что человек уповает на себя, забывая о благодарности Богу. Лишь воздавая Господу благодарение, можно обрести бесценное сокровище — благодатную радость, которая наполнит сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния и печали душу охватывают отрада, духовная радость и утешение.
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что неблагодарность равносильна неверию. Почему же, Ваше Высокопреосвященство, некоторым людям бывает даже «спасибо» сказать так трудно?
— Мне вспомнилась такая притча. Ангелы летают туда-сюда, туда-сюда, а один сидит и смотрит на них. Подлетает к нему уставший Ангел и спрашивает:
— Ну и что ты все сиднем сидишь?
— А ты почему туда-сюда летаешь без отдыха?
— Да вот, молятся люди, прошения их Господу отношу.
— А я благодарность Господу доношу от тех, кто просит. Вот посему и сижу, отдыхаю…
Очень показательно, не правда ли? Просить мы все просим у Бога здоровья, помощи в делах, счастья детям, а вот получив просимое, часто забываем благодарить.
А благодарить Господа нужно не только за радость, но и за скорбь, потому что, посылая нам скорби, Он дает и силы перенести их. Принимая с благодарностью и радости, и скорби, мы получаем от Бога все то полезное и благопотребное, что необходимо нам для земной нашей жизни и для нашего спасения. Проявление благодарности — признак выздоровления души.
— Можно сказать, Владыко, все, чему Бог попускает с нами случиться, впоследствии обернется для нас благом?
— И тому есть множество примеров. Вот какую историю рассказал о себе старец Паисий Святогорец:
— Однажды я возвращался из селения в монастырь и спешил, ибо солнце уже клонилось к закату, а мне не хотелось пропустить обычное время вечернего молитвенного правила. И вот, на половине пути я вижу человека с двумя мулами, нагруженными дровами. Один из мулов завалился на одну сторону, другой — на другую. Да и сам хозяин в опасности. Ему необходима была помощь. Мы управились с мулами и подняли дрова вверх по тропе. Это заняло минут двадцать. Человек горячо благодарил меня: «Тысячекратное спасибо!» Я снова ускорил шаг, чтобы успеть.
— Ты меня спас! Ты меня спас! — кричал он мне вдогонку слова благодарности.
А поднявшись на перевал, я увидел, что минутах в двадцати ходьбы впереди на тропу падают огромные камни — оторвавшиеся куски скал, словно выпущенные из пращи. То есть если бы я не остановился, я бы погиб, но Бог так устроил, чтобы другому человеку потребовалась помощь, — и я был спасен. Мне еще и тысячекратное «спасибо» при этом сказали!
В один миг я понял все это и прокричал с вершины перевала:
— Ты меня спас! Ты меня спас! Благодарю!..
Так Господь спасает нас порой самым удивительным образом, а мы должны отвечать сердечной благодарностью. Помните, как умилительный Псалмопевец советует своей душе: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:2).
Как учит святитель Иоанн Златоуст, ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная. Благодарность не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, но она сделает более великими, благородными, отзывчивыми и живыми самих людей.
Поэтому в праздник Воскресения Христова будем особенно благодарить Господа за то, что мы живем, что стараемся славить Его в храме, что звучат прекрасные песнопения, наполняющие души неземным восторгом и радостью.
«Христос Воскресе!» В этих словах вся наша надежда, наше упование и вера, сила, радость и торжество. Вся апостольская проповедь была построена на свидетельстве о Воскресении Христовом — свидетельстве убедительном потому, что Апостолы говорили о том, что они видели своими очами. А вот преподобный Симеон Новый Богослов спрашивает: «…а почему тогда мы поем “Воскресение Христово видевше”, хотя никто из нас не был свидетелем этого великого чуда? Потому что Воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но, так сказать, ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам… Воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого Воскресшим».
Каждая душа жаждет вечной, счастливой жизни, ищет ее, потому к светлой заутрене стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от веры. И люди идут сюда не просто посмотреть на торжественное Богослужение: душа, данная Богом каждому при рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к Истине.
Будем же молиться о том, чтобы воскресли и наши души, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы, ввел нас в радость Своего Воскресения!
Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе, дорогой Владыко!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич.
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by