В сознании постсоветского человека прочно утвердился своеобразный «канон» празднования Нового года 1 января. Но в человеческой истории это всего на всего один из вариантов празднования, так как у различных народов (или даже у одного) в разные исторические периоды они зависели от многих факторов – религиозных, государственных, общественных, климатических (весна – пробуждение природы, значит нужно праздновать Новый год).
Так, к примеру, евреи отмечают Новый год в промежутке между 5 сентября и 5 октября, китайцы – между 21 января и 21 февраля, иранцы – 22 марта, бангладешцы – 14 апреля.
Наши предки в разное время праздновали Новый год 1 марта. Это, скорее всего, связано, как уже сказано было выше, с пробуждением природы. Позже, примерно с XIII века, когда церковные традиции глубоко укореняются в народное и государственное сознание, общественное празднование Нового года приходит в соответствии с церковным новым годом, который начинается 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю соответственно.
На 1 января празднование Нового года перевел царь Петр Первый, который был подвержен в чем-то веяниям моды Западной Европы, где именно 1 января отмечался Новый год. Позже, уже в советское время в 1919 году, празднования перенесли в соответствии с григорианским календарем на тринадцать дней раньше.
Установление же церковного нового года (или новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной – с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи. Он назывался индикт (с латинского indictio – назначать цену, оценивать). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.
Позже этимология слова «индикт» в греческом языке претерпела изменение. Слово «индикт» стало синонимом слову «год».
По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.
Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».
На Руси с древнего времени этот день принято освящать Божественной литургией и особым молебном на новолетие. Часто служатся в храмах в двенадцать часов ночи с 13 на 14 сентября ночные Божественные литургии. Наши предки благодарили Бога за прожитый год, призывали в молитвах благодать Господню на следующий год, исповедовались, причащались. Было принято в сам день Нового года творить дела милосердия, заботиться о нищих, больных, посещать тюрьмы, лечебницы.
В этом высокий христианский смысл Нового года – лета Божьего благоприятного, когда люди подклоняются добровольно под иго Господне и просят, чтобы Он, словно любящий Отец, вел нас, как маленьких деточек, сквозь бушующее море жизни в Царствие Небесное.
Как сегодня нам не хватает этого верного и правильного осознания Нового года!
Священник Андрей Чиженко.
По материалам сайта pravlife.org