Человек рождается в этот мир по Божественному плану. Господь его сотворил потому, что Он хочет, чтобы именно данный человек выполнил на земле определенную миссию-задачу, которую может выполнить только он, и, конечно, чтобы человек спасся и попал в рай, примкнув к ликам святым и ангельскому сонму.
Поэтому по мере взросления в ребенке постепенно начинает пробуждаться личность. Она должна реализоваться в этом мире, выполнив Божественный план, сыграв свое соло во вселенском оркестре. Для этого человеку понадобятся свободное, именно конкретно его, индивидуальное мышление, чувства, с помощью которых он познает этот мир, и жизненный опыт, который он сам лично должен прожить и приобрести, который за него не приобретет никто.
Вы, православные родители, молодцы: с Божьей помощью старались воспитывать ребенка в православной вере, водить его в храм, чтобы он исповедовался и причащался, учить его молитве и заповедям Божиим.
Время юношества – это время, когда родители должны отойти немного в сторону и оставить молодого человека один на один с Богом и сотворенным Им миром. Конечно, вы должны и далее воспитывать его, подсказывать ему, мягко, ненавязчиво, смотреть и упреждать, чтобы чадо не делало грехов и вообще делало как можно меньше грехов. И особенно вы должны молиться о своем ребенке, благословлять его, потому что родительская молитва открывает перед человеком Небо. Потому что «благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3:9).
Но вы не должны «отливать» из ребенка точную копию себя. Потому что выйдет «уродец» – человек, ориентированный не внутрь себя, где, по слову Спасителя, он обретет Царствие Божие, а на вас, где он обретет только вас. Потому что богопознание – это всегда личный опыт. Так, например, святитель Феофан Затворник писал о молитве, что она творчество. Почему в Православии очень редки физические и биологические способы молитвы (в отличие от йоги, например, или ислама, где молитва очень жестко регламентирована)? Потому что святые отцы считают: молитва – некое личностное творчество человека, который идет навстречу Богу, и Бога, Который идет навстречу человеку. Здесь очень важны воздух, личностное пространство, тайная индивидуальная комната в сердце, Святое святых души, где будет только Бог и человек.
И за ребенка вы в его сердце эту комнату не построите. Нужны только личностный опыт, личное богообщение.
Часто молодой человек или девушка еще в подростковом возрасте перестают ходить в храм, потому что ему (ей) нужно размыслить, понять, самим докопаться до истины, самим проверить и постичь догматы и каноны Церкви.
Поэтому в таком возрасте молчание родительское и молитва о детях, растворенная в этом молчании, не менее важны, чем советы и слова. Умение отойти в сторону и дать действовать юному человеку, который только-только учится жить в этом мире, очень важно. Дорогие родители, нужно научиться умаляться, чтобы вас в жизни ваших детей в определенном возрасте стало немножечко меньше, не терять иерархичности в отношениях «родитель–чадо». Вы всегда будете начальствующими для детей по заповеди Божией, но важно отойти в сторону и стать немножко незаметнее, чтобы птенец расправил крылья и вылетел из гнезда в преогромный мир.
Поэтому не стоит унывать, когда ребенок реже ходит в храм. Он должен опытно познать мир, найти свою дорогу в нем, прислушаться к себе, к своей душе и открыть тот талант, который Бог заложил в нем.
Часто среди православных приходится слышать примерно такие речи: мой сынишка, пока был маленький, ходил в храм, пономарил, прислуживал батюшке в алтаре, а стал взрослый – уже не пономарит.
Но представьте себе, если бы все мальчики, которые батюшке прислуживали в алтаре, не оставили бы пономарство, а продолжали бы ходить и пономарить, и в то же время приходили бы новые мальчики-пономари. Сколько бы народу было в алтаре? Не пройти! Зачем там столько людей? Вот мальчик попономарил, вырос, напитался Святым Духом и пошел в мир искать себя, свою дорогу. Может быть, ему Богом дано стать прекрасным слесарем, или сварщиком, или учителем, или Президентом Украины. Он должен найти свою дорогу. Не всем быть священниками. Священство, как и остальные жизненные пути, – это призвание. Если Господь его призовет, он не уклонится. Пойдет. Да, мальчик стал реже причащаться, реже ходить в храм, но он все-таки это делает. Он теперь должен обрести Бога через себя, а не через вас.
И часто слышим сетование: мол, наши храмы наполнены в большинстве своем бабушками. Почему так? Вспомним великое Павлово слово: «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7: 34). У молодого человека одна из главных задач – создать семью, родить детей, заботиться о них, о супруге, добывать для них пропитание, делать свой дом уютным. Конечно, нужно следить, чтобы человек не ушел туда с головой, чтобы он больше всего хранил свое сердце. Но все-таки забота о поиске будущих супруга (супруги), а потом забота о семье очень важны для молодого человека. Придет время – и он, как и вы, уважаемые родители, покроется сединой, умудрится опытом и увидит, что впереди Бог и вечность. И вернется в храм.
Я считаю, что пожилой человек в храме – это наши алмазы, наш золотой фонд мудрости. А мудрый человек ищет Божественной Премудрости. Вот отчего так много пожилых людей в храме.
Потому, дорогие родители подростков и молодых людей, не надо отчаиваться. Нужно с удивлением и восторгом наблюдать, как Господь вводит ваших детей в жизнь и ведет их через радости скорби, через счастье и страдания, через болезни и успехи, через падения и вставания, через блуждания и обретения, ведет в Свой чудный преогромный мир, в блаженную, святую и радостную тайну дорогой, которая, однажды начавшись, уже не заканчивается никогда…
Иерей Андрей Чиженко
По материалам сайта pravlife.org