«Св. София запустела, никто не служил в ней и молебна…»
Ф.И. Успенский «История Византийской империи»
«…Утверждение знаний о Византии и выяснение наших к ней отношений в высшей степени обязательно для русского ученого и не менее полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания». Эти слова известного русского византиста Ф.И.Успенского (с 1894 по 1914 гг. возглавлял Русский археологический институт в Константинополе, а с 1921 по 1928 — Российское Палестинское Общество) свидетельствуют о важности изучения истории Византии для нашего общества. Она предлагает современному человеку примеры высоты духовных и политических взглядов, культуры, церковно-государственных отношений – с одной стороны, а с другой — духовной деградации, политической недальновидности, цинизма, разлада церковно-государственных отношений.
Драматические эпизоды падения великой империи святого Константина не могут оставить безучастным православного человека, ведь Византийская цивилизация передала в наследие Руси свое главное сокровище — православную веру. Российскую империю не зря сравнивают с Византией, и, может быть, поэтому далекая средиземноморская страна, которой уже нет на карте мира, в сознании славян связывается с понятием духовной родины.
Исследования академика Ф.И. Успенского в данном направлении не могут не вызывать доверия. Невероятное обилие исторических деталей рисует перед читателем картину эпохи во всем разнообразии тонкостей политики, культуры и духовной жизни. Возможно, взгляд ученого поможет нам с определенной степенью достоверности проследить ход падения великой христианской империи – с тем, чтобы извлечь смысл и, следовательно, пользу от изучения этих событий истории.
Как известно, падение Константинополя под натиском войск турецкого султана Магомета II произошло 29 мая 1453 года. Но можно ли считать эту дату моментом падения Византии? Вот что говорит Ф.И.Успенский о состоянии оборонявшихся в начале почти двухмесячной осады: «Из перечня начальников выносим странное впечатление: как будто дело шло о защите не византийской столицы, но какого-то латино-греческого города вроде Кандии или Патр, как будто Византии к 1453 г. уже не стало…». Среди военачальников обороны города не было «ромэев» (византийцев). Армией командовали иностранцы.
Итак, по мнению ученого, к 1453 году Византии «как будто уже не стало». Исходя из этого утверждения, можно предположить, что падение империи произошло раньше. Первые признаки упадка огромной страны, наследницы Первого Рима, проявились вскоре после ее расцвета. Блестящая эпоха Юстиниана I середины VI века (период наибольшей территориальной экспансии) закончилась отпадением половины Италии и Армении. В VIII иконоборческом веке Византия занимала уже лишь небольшие прибрежные территории Средиземноморья и острова, а также Аравийский полуостров. Временное усиление империи в начале XI века закончилось почти полной потерей Аравийского полуострова к концу века под натиском турок-сельджуков. Эпоха династии Комнинов (1081—1204) после непродолжительных успехов закончилась первой крупной катастрофой Византии, когда государство, называемое этим словом в трудах историков (сами византийцы именовали свою страну «Βασιλεία Ῥωμαίων» или «Романия») впервые официально перестало существовать.
Пожалуй, именно этот момент следует считать началом двухсотлетней эпохи падения империи, когда фундамент здания был взорван, и величественному сооружению с великолепным названием оставалось лишь постепенно падать.
«Синьоры! Я посылаю к вам брата моей жены и вручаю его в руки Божии и ваши. Вы идете защищать права и восстанавливать справедливость, вам предстоит возвратить константинопольский трон тому, у кого он отнят с нарушением правды… Если Бог поможет вам посадить его на престол, он подчинит католической Церкви Греческую империю…» Эти слова германского короля Филиппа (Швабского) накануне Четвертого крестового похода хорошо иллюстрируют повод к разорению Константинополя крестоносцами в 1204 году. Первоначально намереваясь защитить Святую Землю путем покорения Александрии, организаторы Четвертого крестового похода повернули свое оружие против столицы православной Византийской империи, которая никогда не угрожала Иерусалиму.
В рассматриваемый период в результате дворцовых переворотов законный правитель Константинополя царь Исаак Ангел находился в тюрьме, и крестоносцы намеревались «по пути к Иерусалиму» навести законный порядок в государстве. Однако для Византии нападение крестоносцев стало катастрофой.
«Вторгнись, доблестный воин Христов,
Вторгнись в город, Христом данный победителю.
Смотри: царь миролюбивый Христос на осляти
Предшествует тебе с радостным лицом.
Ты воюешь за Христа, исполняешь приговор
Судии Христа, твое желание впереди твоего оружия…»
Эти стихи принадлежат перу священнослужителя, одного из участников Крестового похода. Латиняне ворвались в Константинополь 13 апреля 1204 года, на следующий день после Пасхи. С этого момента более чем на полвека (1204—1261 гг.) Византийская империя перестала существовать. В городе начались грабежи и убийства. По оценкам историков, латинянами было награблено значительно больше, чем турками в 1453 году. После латинского разорения Византия так и не смогла оправиться.
На месте «Греческой империи» крестоносцы основали «Латинскую». Страна оказалась разделена на несколько частей.
Удивляет необыкновенная легкость, с которой крестоносцы завоевали Константинополь (30 тыс. нападавших против 70 тыс. защищавшихся). Создается впечатление, что полноценной обороны города не было. Константинополь пал в первый раз в результате серии коварных обманов и предательств, обеспечивших успех злой воле организаторов Четвертого крестового похода. «Везде замечаем мы отсутствие патриотизма, — пишет академик Ф.И.Успенский, — недостаток живых и сильных характеров, которые были бы в состоянии оценить происходившие события и предотвратить надвигавшиеся бедствия. Не видно ни самопожертвования, ни творчества в руководящих кругах оскудевшего византинизма».
Анализируя глубинные причины кризиса Византии, исследователь приходит к важному заключению, которое предопределяет и причины падения империи в 1453 г. «Предстоявшая византийскому правительству задача преобразовать Римскую империю в эллинскую с преобладанием православного Константинопольского патриархата над другими многочисленными на Востоке вероисповеданиями, как христианскими, так и чуждыми христианства, соединить империю единством веры и императорской власти — эта задача оказалась не под силу преемникам Константина и Юстиниана».
Патологической чертой большинства византийских правителей в эпоху падения империи была надежда не на внутренние силы, а на латинский Запад. После временного восстановления Византийской империи в 1261 году на удивление быстро забылась та «помощь», которую оказал Запад Константинополю. Пролатинская партия в правительстве с годами лишь увеличивала перевес над приверженцами национальной идеи. С течением времени правительство, в руках которого была власть, потеряло всякое сочувствие в народе. Пренебрежение национальной духовной составляющей в политике государства выражалось в бесконечных интригах и переделах сфер влияния между различными семействами. По всем признакам к 1453 году в стране уже не стало централизованной власти. Различные области и кланы слепо враждовали между собой даже перед лицом окончательной катастрофы.
Последние десятилетия перед вторым падением Константинополя рисуют поразительную картину недальновидности византийской политики. Правители совершали одну роковую ошибку за другой, что свойственно обществу, потерявшему духовные ориентиры. Не раз лишь чудо спасало Константинополь от разорения. Например, когда турецкий султан Баязид был готов взять его в начале XV века, лишь нападение полчищ Тамерлана на султанат спасло положение. Осада была временно снята. Другие султаны тоже не брали полуразрушенный город лишь потому, что находились дела поважнее.
Однако при Магомете (Мехмете) II Константинополю не удалось избежать разрушения. Византийские правители в своем неразумии доходили до дерзких требований к могущественному султану. (Невольно вспоминается мудрая, взвешенная политика русских князей во времена монгольского ига.) Незадолго до развязки Константинополь принимает Флорентийскую унию (1438-1445 гг.), окончательно убивая патриотический дух в народе, всегда считавшем себя православным. Эту жертву предпоследний император Византии Иоанн VIII приносит в надежде на военную помощь с Запада, которая окажется мизерной.
В Константинополе уже давно царили упадок, разруха, голод. Около 1430 года в столице по некоторым оценкам было всего 30-40 тыс. жителей. А на момент осады Магомета не оказалось и 5 тысяч способных носить оружие.
К чести последних защитников Константинополя и последнего императора Константина XI город оборонялся с необыкновенным упорством. Колоссальное превосходство турок византийцы отражали несколько раз, пока первые захватчики не проникли в город через маленькую потайную дверь…
«Св. София запустела, никто не служил в ней и молебна». Это замечание академика Ф.И.Успенского относится отнюдь не к периоду обращения главного православного храма империи в мечеть. София запустела накануне взятия Константинополя турками. В город прибыл униатский (латинский) патриарх Исидор (тот, что сбежал из Москвы после подписания Флорентийской унии). После униатской службы в св. Софии в народе вспыхнула ненависть к латинянам. Сам Исидор, переодевшись в раба, покинул город.
Магомет II назвал бывшую столицу Византийской империи Истамбулом, что в переводе с греческого означает «в город» или «к городу» (εἰς τὴν Πόλι(ν)). Имя святого Константина навечно осталось в истории Византийской империи, но его потомкам не хватило личной святости, веры, стремления к высоким идеалам, чтобы сохранить за великим городом имя его основателя.
Анализируя причины падения империи, наш современник, исследователь Византии – митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), делает вывод: «Главная…причина падения империи кроется в духовном разложении элит».
Конечно, среди причин гибели империи сыграли важную роль: военный фактор (превосходство армии противника), экономический упадок страны, деструктивное влияние венецианского и особенно генуэзского торговых капиталов (преследовавших коммерческие интересы в средиземноморье в ущерб другим государствам), предательская позиция части знати, расколы и вражда. Однако именно разложение духовной сплоченности общества привело к тому, что Византия не смогла противостать другой могущественной силе, угрожавшей ей с Востока. Победа в этой борьбе духа разрушения над более высоким духом созидания должна послужить для нас важным уроком того, как не следует поступать в минуты испытаний.
После Второго Рима центр Православия переместился на север. Третий Рим несет большую ответственность за сохранение и преумножение плодов Православной веры. В этом деле история Византии оказывает нам большую помощь. Как не повторить ошибок прошлого? Что нужно сделать для умножения добрых плодов? На этот вопрос должен ответить для себя каждый человек. Совокупность правильных решений поможет и обществу следовать по пути развития, а не деградации и падения.
Преподаватель МинДУ Андрей Ахметшин